В политической, социальной, военной, религиозной сферах

Россия же в это время явно отставала от Англии и вообще от стран Западной Европы. Основы традиционализма в ней заметно поколеблены не были. Однако необходимость модернизации назрела объективно и осознавалась правящей элитой. Именно проведение модернизации и стало важнейшей предпосылкой формирования в России абсолютизма. Окончательное его оформление относится к рубежу XVII – XVIII вв. – времени правления Петра I (1689−1725). Мобилизация государством колоссальных материальных и людских ресурсов России, осуществляемая методами принуждения и насилия, позволила приступить к преобразованиям, начать процессы модернизации в виде целой серии реформ в политической, социальной, военной, религиозной сферах жизни российского общества.

В политической сфере преобразования Петра были направлены на рационализацию государственного управления, превращение государства из орудия «божественного промысла» в орудие «общего блага», т.е. в совершенную в техническом отношении машину, управляемую бюрократами. Именно эти специалисты в области государственного управления чётко и неукоснительно должны были проводить в жизнь «общий интерес». Такая политическая конструкция была, несомненно, заимствована Петром с Запада. Однако имелись и особенности. Выразителем «общего блага» Пётр считал только монарха, а орудием его реализации – законы, принимаемые им и проводимые в жизнь бюрократическим аппаратом с целью регулирования всех сторон жизни подданных. В результате преобразований Петра в политической сфере, таким образом, был окончательно оформлен абсолютизм, принявший в России своеобразный «патриархальный» характер. Он исключал «диалог» общества и власти в политической сфере. Российский абсолютизм трактовал народ исключительно как объект управления и преобразований. У российского абсолютизма не было противовеса в лице буржуазии. Поэтому он обрёл определённые черты азиатского деспотизма. Государственный аппарат в вышеуказанных видах был преобразован на западный манер («вестернизация») следующим образом:

До вестернизации Вестернизация
1) Царь 1) Император–1721 г.
2) Боярская дума (сословно-бюрократи-ческий орган) 2) Сенат (чисто бюрократический орган)–1711 г.
3) Приказы (40). Их функции не были чётко определены и разграничены 3) Коллегии (12) – 1720 г. Их функции были специализированы: чётко определены и разграничены
4) Воеводы в уездах. Их власть была очень ограничена 4) Губернаторы в губерниях, воеводы в провинциях и уездах. Их власть была очень велика – 1719 г.

«Табелью о рангах» 1722 г. окончательно было уничтожено местничество, и постепенное продвижение чиновников по служебной лестнице из 14 рангов («иерархия») зависело теперь от личных заслуг, а не родовитости. Для контроля над колоссально разросшимся государственным аппаратом были учреждены: 1) «фискалитет» (тайный, оперативный контроль) (1711 г.) и поставленная над ним 2) прокуратура (гласный, служебный контроль) (1722 г.) во главе с Генерал-прокурором. Прокуратура получила в целях максимальной эффективности контроля строго централизованное подчинение.

В социальной сфере реформы Петра преследовали следующие цели. 1) Формирование единого господствующего дворянского сословия. Предназначением этого сословия должна была стать служба государству в качестве чиновников и армейских офицеров. Дворянство и боярство были слиты воедино. Это произошло в результате окончательного упразднения местничества «Табелью о рангах» и уравнения вотчины и поместья юридической категорией «недвижимая собственность» в «Указе о единонаследии» 1714 г. Привилегированный характер сословия (как и близкого ему по статусу и обязанностям духовенства) был подчёркнут освобождением его от рекрутской повинности и подушной подати. 2) Слияние различных видов крестьянства и холопов в две категории. Первая – государственные крестьяне, обязанные нести определённые повинности непосредственно в пользу государства. Вторая – крепостные крестьяне, обязанные ненормированными повинностями в пользу дворянства. 3) Разделение городского населения на категории в зависимости прежде всего от видов государственных обязанностей, возложенных на них. Первая – так называемые «регулярные граждане». К ним относились, во-первых, купцы и промышленники, а во-вторых, мелкие торговцы-ремесленники. Вторая – все прочие – «нерегулярные граждане». Социальная политика Петра по отношению к горожанам включала в себя предоставление промышленникам и торговцам в видах государственной пользы привилегий и права на весьма ограниченное самоуправление. Однако распространялось это самоуправление лишь на сферу городского хозяйства и благоустройства. 4) Ликвидацию последних групп населения, освобождённых от определённого государственного «тягла», − холопов и разного рода «гулящих людей».

Церковь из относительно автономной организации, возглавляемой патриархом, превратилась в часть государственного аппарата, возглавляемую назначенным монархом из высокопоставленных священнослужителей Синодом. Функционировал Синод на положении коллегии под контролем обер-прокурора. На церковь был возложен ряд государственных задач (идеологическая работа с населением, социальное призрение, регистрация актов гражданского состояния и т.д.).

Военные преобразования Петра заключались в создании регулярной (постоянной) армии (не забудем и появившийся благодаря Петру флот). Она комплектовалась путём рекрутского набора с определённого количества мужских «душ» из низов горожан и крестьян, служивших пожизненно. Эта армия возглавлялась офицерами из дворян и имела единообразное обмундирование, вооружение, уставы. Возглавлялась она (как и флот) специальной коллегией. Необходимо отметить, что в соответствии с идеологией российского абсолютизма Пётр смотрел на армию как на идеальную модель государства, связывая эту модель с жёсткой дисциплиной, беспрекословным повиновением приказу, широким применением насилия и т.д. Поэтому в правление Петра происходила определённая милитаризация всех сфер государственной и общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: