УПК РФ – основной источник уголовно-процессуального права

22 ноября 2001 года Государственной Думой РФ был принят УПК РФ. Ранее действовавший УПК РСФСР 1960 года со вступлением 1 июля 2002 года в силу УПК РФ утратил силу.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации основывается на положениях Конституции РФ и в целом соответствует ей. Данный нормативный акт включает в себя шесть частей, объединяющих девятнадцать разделов, которые, в свою очередь, содержат пятьдесят семь глав из 476 статей.

Часть первая УПК РФ получила название "Общие положения". Она содержит статьи, определяющие: порядок применения уголовно-процессуального закона; назначение и принципы уголовного процесса; виды уголовного преследования; порядок уголовного преследования и отказа от него; процессуальное положение участников уголовного судопроизводства, обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве отдельных из них (судья, должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, секретарь судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик и понятой); понятие и виды уголовно-процессуальных доказательств, элементы процесса доказывания; виды мер процессуального принуждения, в том числе и виды мер пресечения, основания и порядок их применения; гарантии защиты прав, законных интересов и основных свобод лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, путем установления для последних права на заявление ходатайства и обжалование решений и действий суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, а также установления порядка разрешения ходатайств и жалоб; основания и порядок реабилитации лиц, незаконно и необоснованно подвергшихся уголовному преследованию или ограничению прав и основных свобод путем применения мер процессуального принуждения.

Части 2-5 УПК содержат статьи, определяющие порядок производства по уголовному делу. Уголовно-процессуальный кодекс выделил два этапа производства по уголовному делу: досудебное (часть 2 УПК РФ) и судебное производство (часть 3). При этом в части 4 находятся статьи, устанавливающие особые правила, которые должны соблюдаться как на досудебных, так и на судебных стадиях производства по уголовным делам в отношении определенных категорий лиц (несовершеннолетних, а также лиц, признанных невменяемыми во время совершения ими запрещенных уголовным законом общественно опасных деяний, или лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство). Кроме того, в названной части имеются правила, составляющие особенности производства по уголовным делам в отношении должностных лиц и лиц, занимающих особое место в системе органов законодательной и исполнительной власти государства и органов местного самоуправления, а также должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, и адвокатов, представляющих в уголовном судопроизводстве интересы физических лиц и юридических лиц, выступающих на сторонах защиты или обвинения. Часть 6 кодекса включает в себя образцы бланков процессуальных документов, которые в обязательном порядке используются в досудебном и судебном производстве по уголовным делам.

Законы как источники уголовно-процессуального права можно разделить на три группы: 1) законы 2) федеральные законы; 2) федеральные конституционные законы.

К первой группе можно отнести, например, Закон от 18 апреля 1991 года "О милиции", Закон от 26 июня 1992 года "О статус судей в Российской Федерации" и т.д.

Вторая группа включает в себя, например: Федеральный закон от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральный закон от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Федеральный закон от 17 декабря 1998 года "О мировых судьях в Российской Федерации", Федеральный закон от 20 августа 2004 года "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в российской федерации", Федеральный закон от 20 августа 2004 года "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и т.д.

Третью группу образуют такие нормативные акты, как: Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года "О военных судах в Российской Федерации"; Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года "О судебной системе РФ"; Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Указы Президента РФ, указания Генерального прокурора РФ, приказы МВД РФ и другие подзаконные акты подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ, УПК РФ, различным законам.

Рассматриваемые нормативные акты могут касаться организации следственной работы (например, Указ президента от 23 ноября 1998 года, утвердивший положение об органах предварительного следствия в системе МВД РФ), использования результатов оперативно-розыскной деятельности (например, Приказ от 17 апреля 2007 года МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Министерство обороны России № 386/185/164/481/32/184/97/147 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору и в суд"), применения мер безопасности к участникам уголовного процесса (например, Постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 года № 630 "Об утверждении правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства) и т.д.

Определенное регулятивное воздействие на деятельность участников уголовного судопроизводства и отношения, складывающиеся между ними в процессе производства по делу, оказывают постановления Пленума Верховного Суда РФ, выносимые по важным вопросам правоприменения. Они имеют руководящее значение для формирования единой судебной практики в случае обнаружения пробелов и противоречий в уголовно-процессуальном законодательстве и имеют для органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, обязательный характер. Будучи актами органов судебной власти, а не высшего законодательного органа, такие постановления признаков закона не приобретают. В качестве примеров можно указать такие постановления, как: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 9 "О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных", Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1996 года № 1 "О судебном приговоре", Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 года № 1 "О применении судами норм УПК РФ".

Постановления Конституционного Суда РФ имеют очевидное влияние на регулирование уголовно-процессуальной деятельности путем признания некоторых статей уголовно-процессуального закона не соответствующими Конституции РФ. В случае возникновения вопроса о том, соответствует ли Конституции Российской федерации применяемое положение того или иного закона, следователь, дознаватель, прокурор или любой гражданин, принимающий участие в уголовном процессе, вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности данного положения, для суда общей юрисдикции это даже обязанность. В соответствии со ст.ст. 36, 38, 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" запрос в Конституционный Суд РФ может быть сделан на любой стадии уголовного процесса.

В своих постановлениях Конституционный Суд РФ дает толкование отдельных норм и положений отраслевого законодательства. По мнению ряда процессуалистов, именно благодаря решениям Конституционного Суда РФ в России стали создаваться основы формирования прецедентного права. Это такие постановления,как например: Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 года № 18-П "По делу о проверке конституционности положений ст.ст. 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан", Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 года № 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст. 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы".

Решения Европейского Суда по правам человека являютсяважными правовыми средствами противодействия организованной преступности. Согласно ст. 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод" от 30 марта 1998 г[16]. "Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протокола к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерации положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации".

Особое значение имеют оценочные понятия, признаки, содержащиеся в нормах Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Эти разъяснения должны учитываться и при применении соответствующих Конвенции норм УПК РФ[17], содержащих понятия, требующие оценки конкретных обстоятельств дела. Так, например, при решении вопроса о мере пресечения должно учитываться, имеются ли достаточные основания полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда (ч. 1 ст. 97 УПК РФ). Европейский Суд разъяснил, что опасность того, что лицо скроется, не может быть оценена лишь на основании строгости возможного наказания; она должна рассматриваться с учетом прочих имеющих отношение к делу обстоятельств, которые могут либо подтвердить наличие опасности, либо быть на столько незначительными, что не требуется применение предварительного заключения. В данном контексте следует принимать во внимание, в частности, характер привлекаемого лица, его нравы, имущество, связи в государстве, в котором ведется уголовное преследование, и международные контакты[18].

Оценка решений Европейского Суда по правам человека должна осуществляться с учетом предписания ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которыми "содержащие нормы, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина", могут применяться только тогда, когда они были опубликованы официально. Указанные правовые акты должны быть опубликованы на своем "родном" языке, а также в переводе на русском языке по представлению Министерства иностранных дел РФ в "Собрании законодательства Российской Федерации" и (или) "Бюллетене международных договоров"[19].

Правовые обычаи складываются в практике правопримененияв связи с отсутствием правовых положений, регулирующих важные отношения. Чаще всего используется аналогия права. Аналогия может быть применена при выполнении следующих условий: 1) наличие пробела в законодательстве; 2) наличие сходных отношений, регулируемых правовыми нормами; 3) соблюдение принципов уголовного процесса; 4) не допускается ограничение прав участников уголовного процесса. Так, например, получение объяснения не имеет правовой регламентации в уголовно-процессуальном законодательстве, поэтому на практике используется аналогия с проведением допроса (ст.ст. 173, 174, 187–191 УПК РФ). Принципиальная возможность применения аналогии в сфере регулирования уголовно-процессуальных отношений подтверждается в решениях Конституционного Суда РФ и Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: