Студопедия
Поделиться в соц. сетях:


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ГЕШТАЛЬТ – ПСИХОЛОГИЯ. КЕЛЕР, КОФФКА, ЛЕВИН.




Вольфганг Келер. Реструктурирование перцеп­тивного поля. Константность восприятия. Двойственность использования термина «гештальт».

Курт Коффка. Закон трансдукции.

Курт Левин. Теория поля. Годологическое пространство. Чередование циклов возникновения напряженности. Групповое поведение. Стили руководства.

Эффект Зейгарник.

Вольфганг Келер (1887-1967) был глашатаем движения гештальт-психологии. Его книги, написанные с удивительной тщательностью и аккуратнос­тью, дали классическое представление о многих аспектах этого научно­го направления. Занятия физикой, которую Келер изучал совместно с Максом Планком, убедили его в том, что эта наука должна быть связа­на с психологией и что гештальты (формы или структуры) встречают­ся в психологии так же, как и в физике. Свое образование он получал в универ­ситетах Тюбингена, Бонна и Берлина, где в 1909 году защитил доктор­скую диссертацию у Карла Штумпфа. Затем он отправился в универ­ситет Франкфурта, куда прибыл незадолго до появления там Вертхеймера с его игрушечным стробоскопом.

В 1913 году по предложению Прусской Академии наук Келер предпринял путешествие на Канарские острова, расположенные вблизи северо-западного побережья Африки, где на острове Тенерифе начал изучать поведение шимпанзе. Келер прожил на острове семь лет, изучая поведение шимпанзе. Там он написал ставшую в наше время классикой книгу под названием «Интеллект человекообразных обезьян». В соответствии со взглядами гештальт-психологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результа­ты исследований поведения животных в терминах целостности ситуа­ции и взаимосвязей между отдельными стимулами. Например, он изучал проблему, посвященную решению задач реструктурирования пер­цептивного поля.

В одном из опытов за пределами клетки помещался банан, к кото­рому была привязана веревка, протянутая к животному. В этих услови­ях обезьяна без колебаний тянула за веревку и доставала банан. Келер сделал вывод, что для шимпанзе решение такой проблемы в целом оказалось несложным. Однако, когда в направлении банана протягивалось несколько веревок, обезьяна не знала, за которую надо потянуть в первую очередь, чтобы получить желанное лакомство. Это указывало Келеру на то, что решение этой проблемы не могло быть ясно осознан­ным с самого начала. В другом опыте банан помещался вне клетки на недоступном для обезьяны расстоянии. Если при этом палка находилась между прутьев клетки прямо напротив банана, то оба предмета воспринимались как элементы одной ситуации, и шимпанзе с помощью палки легко достава­ли лакомство. Но если палка помещалась в дальнем конце клетки, то тогда оба предмета (банан и палка) с меньшей легкостью рассматри­вались принадлежащими одной ситуации. В этом случае для решении проблемы было необходимо проведение реструктурирования перцеп­тивного поля.




Еще в одном эксперименте банан также размещался за пределами клетки, но при этом обезьяне давали две полые бамбуковые палки, каждая из которых по отдельности была слишком коротка, чтобы дотя­нуться до лакомства. Чтобы дотянуться до банана, необходимо было насадить одну палку на другую, При этом для достижения цели живот­ное должно было суметь разглядеть новый вид взаимосвязи двух корот­ких палок.

После опытов по восприятию кажущегося движения гештальт-психологи принялись за исследование другого перцептивного явления. Опыт по исследованию константности восприятия позволил им ук­репить свои научные позиции. Его суть состояла в сравнении резуль­татов восприятия объекта при его различных положениях относи­тельно наблюдателя. Подобным образом и в случае с константностью яркости или раз­мера, фактические сенсорные элементы могут изменяться, но наше вос­приятие их останется прежним. В этих примерах, как и в примере кажущегося движения, перцептивный опыт обладает качеством целост­ности или законченности, которыми не обладают его составляющие.

Таким образом, существует различие между характером действи­тельного восприятия и характером сенсорной стимуляции. Поэтому пер­цепция не может быть объяснена просто как набор сенсорных элемен­тов или как сумма составляющих ее частей.

Перцепция представляет собой целостное понятие — то есть гештальт — и любая попытка разложения ее на отдельные составляющие приводит к ее нарушению.



Нельзя начинать исследовать проблему перцепции с изучения ее отдельных элементов, так как эти элементы являются продуктами рефлексии и абстракции, не имею­щими прямого отношения к непосредственному опыту, ко­торый они призваны объяснить. Гештальт-психология пытается вернуться к наивному восприятию, непосредствен­ному опыту и требует, чтобы она там находила не группу элементов, но целостные представления объектов и явле­ний; не набор ощущений, но деревья, облака, небо. И, чтобы проверить это утверждение, она предлагает любому из нас просто открыть глаза и посмотреть на мир привычным взглядом

В своей книге «Гештальт-психология» (1929 г.) Келер отмечал, что понятие «гештальт» используется в немецком языке в двух случаях.

1. Во-первых, оно обозначает форму или очертание предметов. В этом смысле гештальт относится к общим свойствам, которые могут быть выражены в таких понятиях, как угловой или симметричный, и описывает такие характеристики, как «треугольность» геометричес­ких фигур или трехтактность музыки.

2. Во-вторых, оно обозначает целостный объект, которому в качестве одного из свойств присуща особая форма или очертание. В этом смысле слово «гештальт» может относиться, например, к треуголь­никам в большей мере, чем к понятию «треугольности».

Таким образом, понятие гештальта может использоваться для ссылки как на объект, так и на его специфическую форму. Применение этого термина не ограничивается визуальным или даже общим полем. «В него также, по-видимому, должны быть включены процессы научения и памяти, а также стремление, эмоциональное отношение, дей­ствия и др.» (КоЫег. 1947. Р. 178—179). В этом общем, функцио­нальном смысле данного слова гештальтисты пытались иметь дело с целой областью психологии.

Курт Коффка (1886-1941)

Среди основателей гештальт-психологии Курт Коффка, возможно, был самым изобретательным. Он родился и вырос в Берлине и там же получил образование в местном университете, проявив исключительный интерес к естественным наукам и философии. В дальнейшем он изу­чал психологию под руководством Карла Штумпфа и получил доктор­скую степень в 1909 году. В 1910 году Коффка начал свое длительное и плодотворное сотрудничество с Вертхеймером и Келером в стенах Франкфуртского университета. На следующий год он получил место в университете Гиссена, в 40 милях от Франкфурта, где проработал до 1924 года. Во время первой мировой войны он работал в психиатри­ческой клинике, помогая пациентам с черепно-мозговыми травмами, а также страдающим от афазии.

После войны, когда психологи Соединенных Штатов познакоми­лись с новой научной школой, оформившейся в Германии, Коффка напи­сал статью для американского журнала «Психологический бюллетень». Эта статья, получившая название «Перцепция: введение в гештальт-теорию», содержала основы гештальт-психологии, а так­же результаты многих исследований и их оценки.

Исследования-развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что у ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Так, у новорожденных детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок одного-двух месяцев может не узнать даже близкого взрослого, если он поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела. Развивается и восприятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное – как фигура. По степенно окрашенное делится на теплое и холодное, и в окружающем дети выделяют уже несколько на боров "фигура-фон". Это неокрашенное-окрашенное теплое, неокрашенное-окрашенное холодное и т.д. Таким образом, единый прежде гештальт пре вращается в несколько, уже более точно отражающих цвет. Со временем и эти образы дробятся: в теплом выделяются желтый и красный цвета, а в холод ном – зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение длительного времени, пока, наконец, ребе нок не начинает правильно воспринимать все цвета. Таким образом, Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван "трансдукция" Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но их отношения.

Теория поля: Курт Левин (1890-1947)

Теория поля в психологии возникла как своего рода аналог теории силового поля в физике. В современной психологичес­кой науке понятие теории поля обычно связывается с идеями Курта Левина. В основе взглядов Левина лежит концепция гештальта, но он сумел развить свои идеи и пошел дальше позиций ортодоксального гештальтизма, обратившись к проблемам личности, ее потребностям и влиянию общественных связей на ее поведение.

Теория поля — психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.

Курт Левин родился в Германии в городе Могильно. Образова­ние он получил в университетах Фрайбурга, Мюнхена и Берлина. Докторскую диссертацию по психологии защитил у Карла Штумпфа в 1914 году в Берлине, где также изучал математику и физику. Во время первой мировой войны Левин служил в немецкой армии, был ранен в бою и награжден железным крестом. Впоследствии он вер­нулся в Берлинский университет и принял такое активное участие в работе группы гештальт-психологов. Левин был уже хорошо известен в Соединенных Штатах, когда в 1932 году получил приглашение прочитать курс лекций в Стэнфордском университете. На следующий год он решил уехать из Германии из-за нацистской угрозы.

Теория физических полей привела Левина к мысли о том, что психическая деятельность человека происходит в условиях воздействия психологического поля, которое получило название годологического про­странства.Годологическое пространство заключает в себе все собы­тия прошлого, настоящего и будущего, которые могут повлиять на нашу жизнь. С точки зрения психологии каждое из этих событий предопре­деляет поведение человека в конкретной ситуации. Таким образом, го­дологическое пространство формируется личностными, потребностями человека во взаимодействии с его психологическим окружением.

Левин искал математическую модель для описания своего теорети­ческого представления психологических процессов. Так как он интере­совался проблемами индивидуума, а не групп населения, то для его задачи не подходили методы статистики. Поэтому для отображения годологического пространства, целей личности и путей их достижения он обратился к разделу геометрии, называемому топологией.

На своих топологических картах Левин изображал векторы, указы­вающие направление движения человека к цели. Для придания завер­шенности своему описанию годологического пространства для каждой из целей — в зависимости от ее привлекательности для индивидуума — он ввел положительные и отрицательные значения валентностей.

Таким образом, «классная доска психологии», которую использовал Левин, включала в себя комплексные схемы, отражающие различные психологические явления. Согласно Левину, все формы поведения могут быть описаны с помощью подобных схем.

Левин высказал предположение о существовании состояния ба­ланса или равновесия между индивидуумом и его психологическим ок­ружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность отношений, которая вызывает определенные изменения, ведущие к вос­становлению баланса. В этом заключался главный смысл его концеп­ции мотивации. Согласно взглядам Левина, поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующего действия по его снятию. Поэтому всякий раз, когда у индивидуума возникает какая-то потребность, то есть состояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение и восстановить внутреннее равновесие.

Первая попытка экспериментальной проверки этого предположе­ния была выполнена в 1927 году под руководством Левина его учени­цей Блюмой Вульфовной Зейгарник, ставшей впоследствии профессором Московского государственного университета. Суть опыта заключалась в том, что наблюдае­мым субъектам давался набор задач, и они получали возможность ре­шить только несколько из них, потому что процесс решения искусствен­но прерывался, прежде чем они могли выполнить все задание. Перед началом эксперимента Левин предсказывал, что

1) напряженное состояние возникает, когда субъект получает задание для выполнения;

2) когда задание выполнено, напряжение пропадает;

3) когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти субъекта.

Результаты, полученные Зейгарник, подтвердили предсказания Левина. Наблюдаемые субъекты, чей процесс поиска решения преры­вался, с большей вероятностью могли вспомнить суть задания, чем те, кто успевал выполнить его до конца. Многие последующие исследова­ния проводились на основе использования этой закономерности, полу­чившей название эффекта Зейгарник.

В 30-х годах Левин начал интересоваться вопросами социаль­ной психологии. Он был первопроходцем в этой неизведанной обла­сти, и его достижения дают ему право занять достойное место в исто­рии науки.

Главной особенностью социальной психологии. Левина является введение понятия групповой динамики, применимое как к индивидуаль­ному, так и к групповому поведению. Согласно его взглядам, так же как индивидуум и его окружение формируют психологическое поле, так и группа и ее окружение формируют социальное поле. Социальное пове­дение проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Таким образом, групповое поведение в любой момент времени является функцией общего состояния социального поля.

Левин проводил исследования в различных социальных ситуациях. Его эксперименты с группой мальчиков, ставшие классическими, вклю­чали в себя изучение разных стилей руководства — авторитарного, демократического и основанного на невмешательстве, а также их влия­ние на производительность труда и поведение .

Помимо этого, Левин подчеркивал важность изучения коллек­тивных действий и сопутствующих проблем с целью проведения коррекции социального поведения. Обеспокоенный ростом межра­совой напряженности, он провел групповые исследования по широ­кому кругу вопросов, посвященных совместному проживанию и пре­доставлению равных возможностей трудоустройства лиц с разным цветом кожи, а также предотвращению появления расовых предрас­судков у их детей. Его подход к изучению этих вопросов позволил разработать строгие экспериментальные методы анализа социальных проблем.

При проведении занятий по снижению межгрупповых конфликтов и повышению потенциала каждого члена общества Левин всячески поощрял тренировки по развитию восприимчивости. Его группы соци­ально-психологического тренинга стали предшественниками групп раз­решения конфликтов, столь популярных в 60—70-е годы.

Вопросы:

Как Келер исследовал реструктурирование перцеп­тивного поля у обезьян?





Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 2578; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 7299 - | 6906 - или читать все...

Читайте также:

 

54.90.185.120 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.