Впервые предпринимательство как самостоятельный фактор производства, наряду с землей, трудом и капиталом, рассматривал Йозеф Шумпетер.
В современном производстве сами по себе земля, труд и капитал не работают, для этого нужны особые условия.
Й. Шумпетер полагал, что предприниматель обеспечивает работу предприятия и то, из чего она складывается: машины и оборудование, здания и сооружения на территории предприятия, которые арендуется или покупается, транспорт, работники разного уровня и квалификации, менеджмент, маркетинг, организация служб, рассчитывающих и обслуживающих все экономические и производственно-технологические процессы. Сюда же входят обеспечение бесперебойной поставки ресурсов и материалов, сбыт продукции, а это договоры с поставщиками и оптовыми покупателями, выяснение объемов и структуры спроса. Отдельно — работа с регулирующими и контролирующими государственными и административными органами, разрешение споров в арбитражных судах и т.д. Предприниматель организует финансирование и обеспечение кредитами. Кроме того, чтобы организовать решение многих вопросов, нужны специальные знания и умения, особый дар, организаторские, творческие и аналитические способности, склонность к риску.
Считается, что всеми этими качествами обладает весьма небольшая часть населения — не более 8%. Так что, наряду с капиталом и трудом, предпринимательство — это особый ресурс, самостоятельный фактор производства.
Функция предпринимательства в широком смысле слова заключается в умении соединить факторы производства особым образом, найти такую новую комбинацию или сочетание ресурсов, которые обеспечат получение прибыли.
Более подробно функция предпринимательства в экономике описывается через выполнение следующих задач:
— улучшение качества продукта, открытие в нем новых свойств;
— создание принципиально нового продукта;
— внедрение нового способа производства, принципиально новой технологии или улучшение уже существующей;
— поиск новых источников сырья и других ресурсов;
— завоевание новых рынков сбыта;
— реорганизация структуры рынка, т. е. его монополизация и изменение организационной структуры отрасли;
— нахождение и реализация новых управленческих технологий и т. д.
Решение задач, входящих в рассмотренную функцию предпринимателя, во многом связано с риском. Поэтому вторая важная функция предпринимателя заключается в том, что постоянно возникающие риски в экономике он берет на себя.
Риски в экономической системе можно разделить на страхуемые и нестрахуемые.
К страхуемым рискам относятся, прежде всего, риск возникновения ущерба, потерь от стихийных бедствий, несчастных случаев и т. д. Страхование рисков стало возможным благодаря развитию государственного страхования и частных страховых компаний.
Нестрахуемые — это риски потерь, связанных с непредсказуемым изменением рыночной конъюнктуры: шоком спроса и предложения, резким взлетом или обвалом цен, курса валюты и т. д. Внедрение инноваций также всегда связано с большими рисками и т. д.
Именно взятие на себя нестрахуемых рисков и является важным источником экономической прибыли предпринимателя. Ведь связанная с нестрахуемыми рисками деятельность предпринимателя и ведет к созданию преимуществ на рынке. Экономическая прибыль может быть получена в результате, как мы уже говорили, инновации — открытия как новых качеств блага, так и принципиально новых благ, внедрения улучшенных или новых технологий, что повышает производительность ресурсов и временно решает проблему их ограниченности. Новые методы организации производства, новые товары и новые рынки сбыта, монополизация рынков и передел сфер влияния монополий — все это является источником экономической прибыли.
Итак, мы видим, что важнейшим источником экономической прибыли или сверхприбыли является деятельность предпринимателя, который берет на себя нестрахуемые риски и реализует, внедряет и распространяет инновации в различных сферах экономических отношений (в производстве, его организации и сбыте товаров).
ГЛОССАРИЙ
Альтернативные издержки – издержки, отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативные издержки часто характеризуются как ценность упущенных возможностей: издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожертвовать для получения первого блага.
Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.
Ассиметрия информации – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет.
Долгосрочный или длительный период – отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства.
Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке.
Дуополия – рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимоотношения которых определяет объём производства в отрасли и рыночную цену.
Естественная монополия – возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек.
Закон предложения – прямая связь между ценой и количеством продаваемого товара.
Закон спроса – обратная связь между ценой и количеством покупаемого продукта.
Закон Энгеля – положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы, должно существовать благо с эластичностью больше 1 для конкретного потребителя.
Затраты – всё, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата.
Земельная рента – плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено.
Излишек (выигрыш) потребителя – разница между ценой, за которую потребитель готов купить товар, и ценой, которую он в действительности платит.
Излишек (выигрыш производителя) – это разница между валовыми доходами и полными издержками производителя.
Изокванта – кривая, представляющая все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объём выпуска продукции; кривая равного выпуска.
Изокоста – линия, объединяющая все возможные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммарную стоимость; прямая равных издержек.
Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый одним потребителем.
Институционализм – экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ.
Капитал – ресурсы длительного пользования, используемые для производства товаров и услуг.
Карта изоквант – совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определённых сочетаний ресурсов.
Комплементарные блага – блага, дополняющие друг друга в потреблении.
Корпорация – фирма, имеющая форму юридического лица и принадлежащая группе акционеров, причём имущество и собственность этой фирмы отделены от имущества и ответственности её совладельцев (ответственность каждого акционера ограничена его вкладом).
Краткосрочный или короткий период – отрезок времени в деятельности фирмы, в течение которого невозможно изменить хотя бы один производственный фактор.
Кривая предложения – графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и количествами этого блага, которое готовы продать производители в данный момент времени.
Кривая спроса – графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и количеством этого блага, которое готовы купить потребители в данный момент времени.
Лоббизм – попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения.
Малоценные товары – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (товары низкого качества).
Мгновенный период – период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факторов остаётся постоянным.
Модель – абстрактная конструкция, логическая структура которой определяется как свойствами объекта, так и целями, характером исследования.
Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, возникающий в результате дифференциации товаров и услуг, монополистическая власть на рынке относительно невелика.
Монопсония – монополия со стороны покупателя.
Некооперативная игра – такая игра, в которой её участники принимают самостоятельные решения по всем жизненно важным для них вопросам. Примером некооперативной игры может служить олигополия.
Нерациональный спрос – незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.
Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром.
Нормальная прибыль – альтернативная стоимость использования предпринимательской способности. Когда фирма получает только нормальную прибыль, то её доход полностью расходуется на покрытие затрат этой фирмы.
Общие издержки – совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию какого-либо продукта или экономического блага, включающая в себя переменные и постоянные издержки.
Олигополия – рыночная структура, когда на рынке действует ограниченное число фирм, выпускающих однородный продукт и обладающих неполной рыночной властью.
Оппортунистическое поведение – поведение индивида, уклоняющегося от соблюдения контракта с целью получения прибыли за счёт партнёров.
Партнёрство – фирма, которая принадлежит двум или более лицам, которые совместно владеют и управляют предприятием, получают часть прибыли и несут ограниченную ответственность за деятельность фирмы.
Паутинообразная модель – простейшая динамическая модель, показывающая различные виды колебаний, в результате которых формируется (или не формируется) равновесие. Она показывает образование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства (например, в сельском хозяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объём.
Перекрёстная эластичность – эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо.
Переменные издержки – издержки, которые изменяются с изменением объёма выпуска продукции.
Постоянная экономия от масштаба – увеличение объёма продукции теми же темпами, что и увеличение затрат всех использованных для производства ресурсов.
Постоянные издержки – издержки, которые фирма несёт независимо от объёма выпуска продукции.
Правило использования ресурсов: MRP=MRC.
Предельная норма технического замещения – мера количества капитала, которую может заменить дополнительная единица труда без увеличения или уменьшения выпуска продукции.
Предельная полезность – полезность последней единицы потребляемого блага.
Предельные издержки – дополнительные издержки, связанные с увеличением производства данного товара на единицу.
Предельный доход – приращение дохода, которое возникает за счёт бесконечно малого увеличения выпуска продукции.
Производственная функция фирмы, производящей определённый товар
[1] Сафрончук М.В. Микроэкономика. Курс лекций. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – С.102.