Виды интеллектуальных прав

Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Патентное право – система правовых норм, которыми определяется порядок охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (часто эти три объекта объединяют под единым названием — «промышленная собственность») и селекционных достижений путем выдачи патентов.

Права на средства индивидуализации включает в себя такие понятия, как товарный знак, фирменное наименование, наименование места происхождения товара. Впервые правовые нормы об охране средств индивидуализации на международном уровне закреплены в Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Секреты производства (Ноу-хау) – это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

Охрана новых сортов растений – система правовых норм, которые регулируют авторские права на новые сорта растений селекционеров путем выдачи патентов.

Защита от недобросовестной конкуренции отнесена к интеллектуальной собственности. В юридической доктрине не выработано единого понятия недобросовестной конкуренции. В то же время существует классификация актов недобросовестной конкуренции, которая приведена в п. 3 ст. 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности. В частности, подлежат запрету:

- ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

- указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Ценные бумаги

Ценными бумагами признаются права на ресурсы, отвечающие следующим фундаментальным требованиям:

- обращаемость как способность продаваться и покупаться на рынке, а также выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента;

- доступность для гражданского оборота как способность быть предметом гражданских сделок;

- стандартность как наличие стандартного представления, реквизитов, что делает ее товаром, способным обращаться;

- документальность – ценная бумага есть документ;

- регулируемость и признание государством, что обеспечивает снижение рисков по ценной бумаге и повышение доверия инвесторов;

- рыночность – неразрывная связь с соответствующим рынком;

- раскрытие информации – должен быть обеспечен равный доступ к информации о ценных бумагах различных эмитентов;

- ликвидность – способность ценной бумаги быть быстро проданной и превращенной в денежные средства;

- риск – характеризует состояние неопределенности осуществления прав владельцем ценной бумаги и возможность потерь, связанных с инвестициями в ценные бумаги (чем выше риск, тем выше доходность);

- доходность – характеризует степень реализации права на получение дохода владельцем ценной бумаги. Доходность равна отношению дохода к затратам на покупку ценной бумаги.

Выпуск ценных бумаг (эмиссию) обычно рассматривают как инструмент привлечения финансовых ресурсов. Эмитентом ценной бумаги может быть государство, органы власти, юридические и физические лица. Информация о размещаемых ценных бумагах обычно представлена в специальном документе – проспекте эмиссии.

Ценная бумага обладает двумя стоимостями: номинальной (нарицательной) стоимостью (стоимостью в качестве представителя действительного капитала) и курсовой (рыночной) стоимостью (стоимостью в качестве фиктивного капитала).

Нарицательная стоимость ценной бумаги (номинал) представляет собой ту сумму денег, которую ценная бумага обеспечивает при обмене ее на действительный капитал на стадии ее выпуска или гашения.

Рыночная стоимость ценной бумаги – это результат капитализации ее имущественных прав. Она рассчитывается как сумма капитализации имущественных и прочих прав ценной бумаги.

Ценная бумага должна содержать предусмотренные законодательством обязательные реквизиты и соответствовать требованиям к форме ценной бумаги, в противном случае она является недействительной.

Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два класса: основные ценные бумаги; производные ценные бумаги или деривативы.

Основные ценные бумаги – это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др.

Производные ценные бумаги или деривативы – это бездокументарные формы выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.), свободно обращающиеся опционы.

Согласно российскому законодательству к ценным бумагам относятся: акция, банковская сберегательная книжка на предъявителя, вексель, депозитный сертификат, закладная, инвестиционный пай, ипотечный сертификат участия, облигация, опцион эмитента, простое складское свидетельство, приватизационные ценные бумаги, российская депозитарная расписка, сберегательный сертификат, чек.

Контрольные вопросы

1. Перечислите объекты гражданских прав, предусмотренные законодательством.

2. Дайте характеристику предприятию как объекту права.

3. Раскройте понятие «интеллектуальная собственность».

4. Назовите виды интеллектуальных прав.

5. Перечислите виды ценных бумаг, предусмотренные законодательством РФ.

6. Назовите требования, предъявляемые к ценным бумагам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: