double arrow

Общие закономерности ощущений

Пороги ощущений а чувствительность анализаторов. Вы не

задумывались над вопросом: почему человек не видит света далеких звезд? Ведь какое-то количество света от них все-таки падает на сетчатку. Почему человек не ощущает прикосновения пылинок к его коже? Дело в том, что не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.

Минимальную величину раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называют абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают такой величины, лежат ниже порога ощущения, не осознаются человеком.

Часто возникает необходимость оценить чувствительность анализатора, его способность улавливать слабые раздражители. Для этого пользуются понятием абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем слабее раздражители, которые способен уловить анализатор, тем он чувствительнее. Иными словами, чем ниже абсолютный, порог ощущения, тем, естественно, выше абсолютная чувствительность анализатора, и наоборот.

При благоприятных условиях абсолютная чувствительность анализаторов может достигнуть очень большой величины. Если предположить абсолютную чистоту атмосферы, то нормальный глаз может увидеть в полной темноте горящую свечу на рас стоянии 27 км. Почти ни один физический прибор не имеет такой чувствительности к свету, мак глаз человека.




Еще более чувствителен наш обонятельный анализатор. Человек может почувствовать запах мускуса (остро пахнущее вещество) если его содержится 1/100 000 000 часть миллиграмма в литре воздуха. Такое малое количество вещества не может быть обнаружено никакими средствами химического или спектрального анализа — приборы его попросту не смогут уловить.

Другая важная характеристика анализатора — его способность различать изменения в силе раздражителя. Например, почувствуем ли мы разницу в силе источника света в 1000 и 1005 Вт? Поэтому ощущения, характеризует и так называемый порог различения. Порогом различения называют относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличиться сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения.

Порог различения имеет постоянную для определенного вида анализатора относительную величину и выражается в виде от ношения (дроби). Для зрения порог различения — 1/100. Если исходная освещенность зала составляет 1000 Вт, то прибавка должна составлять не менее 10 Вт, чтобы человек ощутил едва заметное изменение в освещенности. Для слуховых ощущений порог различения 1/10. Значит если к хору в 100 человек прибавить 7—8 таких же певцов, то человек не заметит усиления звука, только. 10 певцов едва заметно усилят хор.



Соответственно чувствительность к различению — это способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Адаптация. Постоянна ли чувствительность анализаторов у одного и того же человека? Экспериментально установлено, что она непостоянна и может меняться, причем в очень широких .пределах, под влиянием действующих раздражителей.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям называют адаптацией (от латинского слова «адаптере» — прилаживать, при выкать). Общая закономерность здесь такова: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых К сильным — снижается. Биологическая целесообразность этого изменения очевидна: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна; когда они слабы, важна способность улавливать слабые раздражители.

Сильная адаптация наблюдается в тактильных, температурных, обонятельных и зрительных ощущениях, слабая — в слуховых и болевых ощущениях. К шуму и боли можно привыкнуть, т. е. отвлечься от них, перестать обращать на них внимание, но чувствовать их не перестанешь. А вот кожа действительно перестает чувствовать давление одежды.

Каждому из вас знакома температурная адаптация. Когда вы входите в реку, то в первый момент вода кажется очень холод ной, но вскоре вы уже не ощущаете холода. Очень быстро наступает адаптация в обонятельных ощущениях, Входя в помещение, где резко пахнет йодом; уже через минуту человек перестает ощущать этот запах.

Важное значение имеет зрительная адаптация. Зрительная адаптация к темноте наблюдается при переходе из ярко освещенного помещения в темноту. Человек, попавший в темноту после яркого света, вначале не видит предметов, а затем постепенно начинает различать их очертания. Это означает, что чувст­вительность зрительного анализатора повысилась, увеличилась. Такое постепенное приспособление глаза к видению в темноте продолжается до 40 и больше минут. Адаптацию к темноте учитывают при ночных полетах, ночном патрулировании пограничников — летчикам и пограничникам рекомендуется перед этим с полчаса побыть в затемненном помещении.

При переходе от яркого света к полной темноте чувствительность глаза может увеличиться в 200 000 раз. За счет чего? При переходе к темноте происходит расширение зрачка (площадь его увеличивается максимум в 17 раз), а следовательно, увеличивается количество света, которое может падать в глаз. Но зрачок может изменить чувствительность только в 17 раз, что не объясняет огромного диапазона адаптации. Подлинная при адаптации заключается в переходе от зрения колбочками (на свету) к зрению палочками (в темноте), которые, как мы с вами уже знаем, неизмеримо чувствительнее к свету, чем колбочки.

Зрительная адаптация к свету происходит быстро — в течении нескольких десятков секунд. Мы «слепнем», переходя из темноты на свет, из-за высокой чувствительности глаза и начинаем различать очертания предметов на свету, как только чувствительность глаза уменьшится.

Взаимодействие ощущений. Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого анализатора — усиливать или, наоборот, ослаблять ее.

Психологическими и физиологическими исследованиями установлено, что можно повысить чувствительность зрительного анализатора, стимулируя ее слабыми музыкальными звуками (резкие, сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение), обтиранием лица прохладной водой (температурные ощущения), слабыми кисло-сладкими вкусовыми ощущениями (специальные таблетки) . Слабые зрительные раздражители (мягкое, приятное освещение) слегка улучшают работу слухового анализатора. Известно, что обонятельные ощущения часто определяют вкусовые: ощущение приятного запаха во время еды повышает аппетит.

Развитие ощущений

Возможности тренировки ощущений. Развитие ощущений зависит от требований, которые предъявляют жизнь, практика, деятельность человека. При отсутствии дефектов в строении анализаторов упражнением, тренировкой можно добиться развития чрезвычайной тонкости ощущений. Некоторые работники текстильной промышленности могут различать до 40 и даже 60 оттенков черного цвета, тогда как школьники способны различить лишь 2—3 оттенка. Опытный летчик или шофер по звуку мотора точно определяет его дефекты, для нас же мотор звучит всегда одинаково.

Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов. Ярко выражается «взаимопомощь» анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой как бы возмещают (компенсируют) деятельность «выбывшего» анализатора. Выше уже приводились примеры развития слуховых, обонятельных, осязательных ощущений - у слепых.

Очень интенсивная компенсаторная деятельность наблюдается у слепоглухих. При отсутствии зрения и слуха у них настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, что эти люди научаются довольно хорошо ориентироваться вокружающей обстановке. Слепоглухая О. И. Скороходова за счет хорошо развитого осязания, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии. Скороходова стала научным работником, кандидатом наук, опубликовала несколько ценнейших работ, посвященных анализу восприятия слепоглухими людьми окружающего мира. Она хорошо знает литературу, сама пишет стихи, уровень ее общей культуры весьма высок.

В г. Загорске, около Москвы, существует единственная в мире школа-интернат для слепоглухонемых детей. Они учатся, занимаются спортом — легкой атлетикой, лыжами. Многие выпускники этой школы работают на специализированных производственных предприятиях. Четверо из них окончили в 1977 г. психологический факультет Московского государственного университета, отлично защитили дипломные работы и ныне работают научными сотрудниками Института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР.

Развитие ощущений у детей. Как известно, психика развивается в деятельности. Всестороннее развитие ощущений ребенка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью: трудовой, художественно-изобразительной деятельностью, музыкальными занятиями.

Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребенка возможно только в том случае, когда он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов, когда упражнения, тренировка его ощущений будут вытекать из потребностей его личности, его жизненных запросов. Если школьник любит музыку, хочет стать музыкантом, то он стремится развить свой музыкальный слух не по принуждению, а из-за желания стать хорошим исполнителем, композитором, из потребности иметь большой запас тонких музыкальных впечатлений. Или другой пример: мальчик хорошо и много рисует, его интересует сложный и чарующий мир красок, поэтому он с энтузиазмом изучает цвета, бесконечно разнообразные их оттенки, цветовые отношения и т. д.

Что касается зрения, то при нормальных условиях развития острота зрения у младших школьников и подростков улучшается под влиянием систематических упражнений в процессе обучения. Но если учащийся при чтении и письме неправильно сидит, низко склоняется над книгой или тетрадью, если слаба освещенность, то острота зрения может значительно ухудшиться. Очень вредна для зрения привычка читать лежа — это обычно отрицательно сказывается на состоянии органа зрения.

Исследования психологов свидетельствуют о больших возможностях развития цветоощущения у детей младшего и среднего школьного возраста. Если учитель систематически упражняет детей в цветоразличении, то они добиваются хороших результатов.

В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом. Наибольшая острота слуха наблюдается у детей 13— 14 лет. Под влиянием обучения чтению, совершенствования устной речи, изучения иностранного языка у школьников значительно улучшается фонематический слух. С его помощью учащиеся довольно хорошо выделяют фонемы, т. е. звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм. Слабое развитие фонематического слуха у школьников I класса — частая причина их неуспеваемости по чтению и письму. С помощью специальных упражнений на различение трудных для ребенка фонем фонематический слух может быть значительно улучшен.

Вопросы для повторения

1. Каково значение ощущений в жизни человека?

2. Какие виды ощущений вы знаете?

3. Расскажите о строении и работе анализаторов.

4. Что такое чувствительность и пороги ощущений?

5. Что такое адаптация?

6. Расскажите о путях развития ощущений у школьников.

Практические задания

1. Вместе со школьным врачом определите зрительную чувствительность (остроту зрения) у учеников класса по специальным различительным таблицам. Изобразите полученные данные в виде диаграммы или графика.

2. Проверьте нормальность цветоощущений, у учащихся этого же класса с помощью специальных таблиц проф. Рабкина, которые можно получить в медкабинете[13] .

3. Определите развитие двигательных ощущений у тех же школьников. Для этого попросите учащихся при отсутствии зрительного контроля (с закрытыми или завязанными глазами) выполнить несколько команд типа: «Правую руку сжать в кулак и протянуть вперед, левой взять себя за правое ухо» и т. д.

4. Определите у школьников, абсолютный порог слуховых ощущений. Опыт проводите индивидуально с каждым учеником в помещении, где исключены помехи и где до минимума сведены посторонние звуковые раздражители. В распоряжении экспериментатора должны быть часы с довольно громким звуком (лучше всего — обыкновенный будильник). Испытуемый сидит на стуле, не двигая головой и закрыв глаза (чтобы исключить зрительный контроль), и дает показания: «слышу», «не слышу». Путем перемещения будильника (помещая его ближе к испытуемому или дальше от него) экспериментатор выясняет, на каком расстоянии (расстояние размечается предварительно) у испытуемого впервые возникает слуховое ощущение (когда он начинает слышать звук часов). Для большей точности снимают два показателя — сначала будильник отодвигают на такое расстояние, чтобы его заведомо нельзя было слышать, и постепенно придвигают к испытуемому, пока не последует сигнал «слышу». Затем будильник придвигают на очень близкое расстояние (когда слышен ясный, отчетливый звук) и постепенно отодвигают от испытуемого, пока не последует сигнал «не слышу». Определяют среднее расстояние, которое и будет условным показателем такой величины звукового раздражителя, при котором возникает едва заметное ощущение.

Опыт

Возьмите три сосуда: один с горячей, другой с теплой, а третий с холодной водой, опустите на некоторое время левую руку в горячую, а правую — в холодную воду. Затем выньте обе руки и» сосудов и опустите их одновременно а сосуд с теплой водой. Опишите ваши ощущения и дайте им объяснение.






Сейчас читают про: