Перечень заданий для самостоятельной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова»

Методическое пособие

Для студентов заочной формы обучения

Направления подготовки

Педагогическое образование»

По модулю «Педагогика»

Кострома 2013

ББК

Печатается по решению редакционно-издательского совета КГУ им. Н.А.Некрасова

Рецензент: к.п.н., доцент Подобин А.Е.

Тимонина Л.И.

Методическое пособие для студентов направления подготовки 050100.62«Педагогическое образование» по модулю «Педагогика» заочная форма обучения [Текст]/сост. Тимонина Л.И. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2012. -

Пособие включает в себя тексты лекций, задания для студентов к практическим занятиям, задания для самостоятельной работы, которые выполняются заочниками в межсессионный период, дополнительные материалы.

Для студентов направления подготовки «Педагогическое образование»

Содержание

  Введение  
  Раздел 1. Основы профессиональной деятельности в сфере образования  
  Лекция 1. Педагогика как наука, основные категории педагогики  
  Лекция 2. Методология педагогических исследований  
  Темы практических занятий  
  Тема 1. Важность педагогической профессии для социально- экономического развития страны. Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования  
  Тема 2. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Субъекты педагогического процесса.  
  Задания для самостоятельной работы (1 раздел)  
  Примерные вопросы к зачету  
  Раздел 2. «Педагогическое взаимодействие в профессиональной педагогической деятельности»  
  Лекция 1. Сущность и структура взаимодействия  
  Темы практических занятий  
  Тема 1. Основы педагогического общения  
  Тема 2. Установление отношений сотрудничества в детском коллективе (на примере проведения МФР, КТД).  
  Дополнительный материал по 2 разделу  
  Организация диалога на уроке (материалы для студентов)  
  Особенности организации совместной деятельности на уроке  
  Особенности организации группового взаимодействия учащихся  
  Задания для самостоятельной работы студентов (2 раздел)  
  Примерные вопросы к зачету  
  Раздел 3. Теории и основы технологий обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса  
  Лекция 1. Теории и технологии обучения  
  Лекция 2. Теории и технологии воспитания  
  Лекция 3. Теории и технологии сопровождения субъектов педагогического процесса  
  Темы практических занятий  
  Тема 1. Содержание образования. Методы, технологии, формы обучения.  
  Тема 2. Содержание, методы и формы организации внеучебной деятельности детей  
  Тема 3. Педагогическое сопровождение разных категорий детей  
  Задания для самостоятельной работы (3 раздел)  
  Примерные вопросы к зачету  
  Раздел 4. Тенденции развития мирового историко-педагогического процесса  
  Лекция 1. Тенденции развития мирового историко-педагогического процесса  
  Лекция 2. Возникновение и развитие основных педагогических идей.  
  Темы практических занятий  
  Тема 1. Развитие педагогической практики, педагогических идей и науки в новое и новейшее время за рубежом.  
  Тема 2. Развитие педагогической практики, педагогических идей и науки в нашей стране.  
  Задания для самостоятельной работы (4 раздел)  
  Примерные вопросы к собеседованию  
  Вопросы к экзамену по модулю  

Введение

Модуль «Педагогика» включает в себя четыре раздела и соответственно после каждого зачет или экзамен.

В процессе изучения модуля студент должен во время сессии посетить лекции, практические занятия, выполнить в межсессионный период задания для самостоятельной работы.

Для контроля и учета результатов самостоятельной и аудиторной работы студента по дисциплине используется бально-рейтинговая система.

Рейтинг (с английского rating - отметка) – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр)‏. Это число получается путем набора баллов: ответил на занятии – получил балл, выполнил работу – получил еще некую сумму баллов, и т. д.

В конце учебного периода все баллы, набранные студентом, суммируются и формируют его рейтинг.

Рейтинг — индивидуальная кумулятивная (накопительная) оценка учебных достижений студента.

Правила работы

- Качество и количество работы оценивается в условных баллах. Каждому выполненному виду работы соответствует определенное количество баллов.

- Вводится система дополнительных «премий» (5 баллов) за высокое качество работы и «штрафов» (5 баллов) за нарушение сроков выполнения заданий, списывание, неявку на занятие.

- Каждый студент получает право самостоятельно распоряжаться своим временем (предоставлять выполненные задания в удобные для себя сроки или вообще не готовить их — правда, в этом случае студенту весьма трудно будет набрать нужное число баллов к концу семестра или к времени проведения зачета (экзамена).

- Зачет и оценка (в том числе и форма сдачи) зависят от суммы баллов, полученных студентами во время учебных занятий.

- Последняя возможность сдачи выполненных рейтинговых заданий определяется преподавателем на первом занятии по дисциплине.

- Студент должен набрать за 1,2,4 раздел 100 баллов, за 3 раздел — 150 баллов.

- Студенты, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 87% до 100%, могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

Таблица 1.

Перечень заданий для самостоятельной работы

Тип задания (студент должен сделать, создать, сочинить, выполнить...) Характеристика задания Трудоемкость (баллы)
1. Алгоритм действий педагога Алгоритм - последовательность действий, которые надо совершить для получения искомого решения 7 баллов
2. Анализ практической ситуации Педагогическим анализом называется изучение фактического состояния педагогического процесса, обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей. Главное в анализе – сравнение, сопоставление желаемого, целей и действительного, а также определение причин сложившегося положения. 7 баллов
3. Аннотированный список литературы Создание аннотированного списка литературы предполагает составление списка по определенной теме, включающего не менее 15 источников, в том числе перечень журнальных статей, названия книг, Интернет - источники. В списке указывается ФИО автора, полное название книги, статьи и полные выходные данные. Студент пишет отзыв на каждый источник (актуальность темы, характер источника, с какой целью может быть использован материал). 5 баллов
4. Выступление на семинаре Выступление на семинаре освещает один из вопросов, заданных на предыдущем занятии и подготовленных на основе указанной преподавателем или самостоятельно найденной литературы. 10 баллов
5. Глоссарий Глоссарием называется терминологический словарь. Структура глоссария следующая: термин — определение его сущности, ассоциация, которую вызывает в сознании данный термин, сноска на автора и источник определения. 5 баллов
6. Диагностика Диагностирование – деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нормального режима работы[1]. 15 баллов
7. Кластер (интеллект-карта) Кластер — графическая форма отображения учебного материала. для того чтобы создать кластер необходимо: в середине листа записать ключевое слово (идею, тему, тезис), по его сторонам от слова написать идеи, слова, словосочетания, связанные с основным словом. От этих идей, слов могут идти другие и т. д. Данный способ позволит плодотворней работать над темой (текстом), проследить связи в содержании темы. 5 баллов
8. Конспект Конспект (от лат. conspectus — обзор) является письменным текстом, в котором кратко и последовательно изложено содержание основного источника информации. Конспектировать — значит приводить к некоему порядку сведения, почерпнутые из оригинала. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной передачи смысла. Манера написания конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записываемой информации. Конспект оценивается с учетом труда, вложенного в его подготовку. Он не подменяется планами или полностью переписанным, откопированным текстом. 10 баллов
9. Контрольная работа (текущая), тестирование Контрольная работа может проводиться в рамках лекции, практического занятия и состоять из небольшого количества вопросов и заданий. до 10 баллов
10. Методическая разработка Методическая разработка представляет собой текстовое изложение сценария воспитательного мероприятия и должна включать в себя несколько разделов: титульный лист, цель, задачи, план подготовки, место проведения, оформление, продолжительность, действующие лица и исполнители, сценарный план – текстовое изложение хода дела, методические рекомендации и советы по подготовке и проведению дела, необходимые для проведения инструменты и материалы, список использованной литературы. 10 баллов
11. Пилотажное исследование Пилотажное исследование — пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. Оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы (В.И. Слободчиков). 15 баллов
12. План работы План–это документ, указывающий мероприятия, порядок их проведения, временные границы, ответственность. 10 баллов
13. Портфолио Портфолио - это набор работ студентов, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину (К.Берк). Портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, презентации, проекты и планы выступлений, доклады, выполненные домашние задания, контрольные работы. Студент должен презентовать и защитить свое портфолио. 15 баллов
14. Правила Правило — требование для исполнения неких условий (норма поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения). 5 баллов
15. Презентация Презентация предполагает логичное, лаконичное, понятное изложение материала определенной темы с использованием изобразительных компьютерных средств. 10 баллов
16. Программа деятельности Программа - результат процесса программирования. Под программированием нужно понимать четкое определение стратегических и тактических целей деятельности, выбор эффективных форм и методов их достижения и описание основных направлений реализации замысла (Таран Ю.Н.). Под педагогической программойпонимается особый документ, определяющий цели, задачи, содержание и способы организации педагогической деятельности, а также ее предполагаемые результаты. Определение программы как документа подчеркивает ее регламентирующий характер, обеспечивающий правила и логику деятельности, объем содержания и принципы его реализации. 15 баллов
17. Проект Учебный проект – это целенаправленная учебно-познавательная, творческая деятельность студентов, направленная на решение какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом, оформленным определенным образом. 50 баллов
18. Профессиограмма Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку. Это описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему нравится. 5 баллов
19. Рекомендации Рекомендации — это советы, которые можно дать кому-либо на основе собственного опыта, изучения теории по выполнению конкретных действий. 7 баллов
20. Сравнительная таблица Основная задача при выполнении задания сравнить какие-либо педагогические факты, явления, категории, идеи и т. д. по определенным критериям (признакам). При этом в данный вид таблицы выносится материал в сжатой форме, который позволяет сравнить объекты. 10 баллов
21. Схема   Составление схемы — это символическое изображение какого-либо тезиса, информации. 7 баллов
22. Тезаурус Тезаурус - от греч. thesauros - сокровище — словарь, в котором слова, относящиеся к какой-либо области знания, расположены по тематическому принципу и показаны семантические отношения (родо-видовые, синонимические и др.) между лексическими единицами. 7 баллов
23. Характеристика (личности, среды) Характеристика— совокупность отличительных свойств кого-либо или чего-либо. 8 баллов
24. Эссе Эссе представляет собой прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно. Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного, оригинального освещения поднимаемой научной проблемы; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. 8 баллов

Все выполненные студентами задания собираются в единую папку — портфолио.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: