Понятие о методе, способе и методике научного исследования

Совокупность основных способов получения новых знаний в рамках любой науки называют научным методом. Метод в переводе с греч. methodos – исследование или путь познания, теория, учение. По выражению философа А. Г. Спиркина (1989), метод – путь к цели, способ построения и обоснования системы научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Н. И. Кондаков (1975) определяет метод как систему правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления, как путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса.

Метод является важной составной частью науки. Методы должны ответить на вопрос «Как достичь результата в науке?». Значение методов исследования для науки велико. Подтверждением является крылатое выражение по этому поводу английского философа и экономиста Ф. Бэкона (1561 – 1626) «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит по бездорожью». Поэтому так важно изучать методы науки, приемы научных исследований. Это предотвратит возможную ошибку, позволит сделать процесс научной работы более экономичным.

Нельзя смешивать методы науки со способами исследования. Методы исследования – это магистральные пути исследования, а способы – это конкретные приемы исследования. Например, картографический метод включает в себя несколько способов картографирования (картограмма, изолиний, ареалов, значков, картодиаграмма и др.).

Практически все методы исследования могут объединяться друг с другом. Например, математико-картографический или математико-статисти-ческий. Каждая наука включает в свой арсенал не только собственные методы, но и методы, применяемые в других науках, например, логические, исторический, литературный.

Различные методы и способы исследования могут объединяться для решения поставленных теоретических и практических вопросов. Совокупность методов и способов исследования, разнообразных технических приемов, технологий и организационных форм представляет собой методику (от греч. methodike – совокупность способов) исследования. Методика научного исследования может включать сразу несколько методов исследования. Например, методика исследования загрязненности почвенного покрова тяжелыми металлами использует литературный, картографический, геохимический, сравнительный и математический методы исследования.

На вооружении современной геоэкологии целый набор разнообразных методов. Эти методы находятся в тесной исторической и логической взаимосвязи и образуют своеобразный комплекс – система методов. Унифицированной классификации методов геоэкологических исследований не существует.

По месту рабочего цикла и положению исследователя выделяют: полевые (или экспедиционные), лабораторные, камеральные и дистанционные методы.

Полевые методы связаны с непосредственными измерениями и описаниями различных натурных объектов, отбором образцов и проб из изучаемых объектов. Полевые исследования разделяют на маршрутные, стационарные и полустационарные.

Собранные в полевых условиях образцы и пробы подвергаются лабораторному анализу. Такие исследования обычно проводят в химических и физических лабораториях, оснащенных разнообразным оборудованием и техническими приборами. Особенность лабораторных исследований – количественные данные, полученные с высокой точностью. Главным методом лабораторных исследований является геохимический метод, позволяющий определить концентрации химических элементов в атмосферном воздухе, поверхностных и подземных водах, почвогрунтах, биосубстратах.

Камеральные методы исследования связаны с работой в библиотеках, кабинетах, архивах и т. д. Камеральные исследования позволяют обобщить фактические данные, полученные в поле и в лабораториях, создать окончательный вариант карт (картосхем) и других графических построений (разрезов, профилей, графиков, диаграмм и др.).

Дистанционные методы исследования (аэро- и космические методы) основаны на дистанционном зондировании объектов исследования. Эти методы основаны на использовании электрического, магнитного и гравитационного полей нашей планеты. Дистанционное зондирование ведется с летательных аппаратов, искусственных спутников Земли с помощью специальных технических средств. Полученные во время зондирования материалы затем дешифрируются. Преимуществом дистанционных методов исследования является их оперативность, высокая информативность, комплексность и возможность исследования значительных по площади территорий.

По характеру полученных результатов все методы исследования можно разделить на две группы: методы качественного анализа и методы количественного анализа. В настоящее время очень важно изучаемому объекту дать полную характеристику с выделением основных количественных параметров.

По исторической последовательности возникновения методы геоэкологических исследований можно разделить на три группы: традиционные (литературный, исторический, сравнений и аналогов, картографический), новые (геофизический, геохимический, статистический, аэрометоды) и новейшие (космический, моделирование, методы прогнозирования, методы с использованием информационных систем).

М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов, Г. Н. Максимов, А. М. Носонов (2000) предлагают структуру географических методов, в которой они группируются в соответствии с решаемыми задачами. Первая группа – методы, изучающие прошлое состояние геосистем, вторая – методы, используемые в исследовании настоящего состояния объекта, третья – методы, используемые для прогнозирования будущих тенденций развития и состояния геосистем на основе анализа их состояний в прошлом и настоящем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: