Сознание и бессознательное

5.7. Сознание как высшая форма психики

Мы уже неоднократно говорили о том, что психика че-ловека - высший уровень эволюционного развития психи-ки. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает со-знанием. Сознание - это то, что отличает человека от жи-вотного и оказывает решающее влияние на его поведе-ние, деятельность, на его жизнь в целом.

Человек способен осознать то, что совершается вокруг, и то, что происходит с ним самим, то, что он делает, т.е. свое поведение. Он может, думая о предметах, явлениях,



мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от по-вседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и вы-воды.

Особая форма сознания - самосознание позволяет чело-веку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, пере-живать по поводу себя. Человек может пытаться разобрать-ся в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и са-мовоспитанием.

Почему возникла эта способность человека, столь сильно отличающая его от всего животного мира? В психологии, как и в других науках о человеке, существуют два ответа на этот вопрос, во многом зависящие от мировоззрения ученого. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание, душа являются боже-ственным даром человеку. Психологи, руководствующие-ся естественнонаучными убеждениями, рассматривают со-знание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении сознания отводится со-циальному бытию человека, его труду, членораздельной речи, общественно-исторической деятельности человече-ства в целом. Сознание рассматривается как свойство вы-сокоразвитого, сложно организованного мозга.

В процессе развития психологической науки эти две точки зрения то мирно сосуществовали, то резко проти-вопоставлялись друг другу. Современный период можно рассматривать как попытку взаимного проникновения этих противоположных, даже полярных точек зрения. С одной стороны, психологи-«естественники» признают, что в со-знании человека не все может быть объяснено с естествен-нонаучных позиций. С другой - «религиозные» психологи соглашаются с тем, что функционирование сознания обес-печивается деятельностью головного мозга.

5.2. Структура сознания

Изучая структуру индивидуального сознания, А.Н. Ле-онтьев выделил три его составляющих - чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.



Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева,

«образует чувственный состав конкретных образов реаль-ности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или мень-шей устойчивости и т.д....Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реаль-ность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному со-держанию сознания мир выступает для субъекта как суще-ствующий не в сознании, а вне его сознания - как объек-тивное „поле" и объект его деятельности»1. Чувственная ткань - переживание «чувства реальности».

Значения - это то общее содержание слов, схем, карт,чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым со-храняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, при-общается к нему и может внести в нее свой вклад. Значе-ния, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека... в значениях представлена преобразованная и свер-нутая в материи языка идеальная форма существования пред-метного мира, его свойств, связей и отношений, раскры-той совокупной общественной практикой»2. Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значе-ние приобретает особый, только ему присущий смысл. На-пример, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное соци-альным нормативом. Однако для одного эта пятерка - пока-затель его знаний, способностей, для другого - символ того, что он лучше других, для третьего - способ добиться обе-щанного подарка от родителей и т.п. То содержание значе-ния, которое оно приобретает лично для каждого челове-

ка, называется личностным смыслом.

Личностный смысл, таким образом, отражает субъек-тивную значимость тех или иных событий, явлений, дей-

1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 133 -

134.

2 Там же.-С. 140-141.


ствий действительности к интересам, потребностям, мо-тивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания»1.

Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в слова как раз и связаны с различием между лич-ностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, воз-никающие из- за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило на-звание «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невос-приимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выясни-лось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое

к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя. Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик счита-ет, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что

к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смыс-ловой барьер может возникать не только между учителем

и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барь-ер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают воспринимать-ся. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох». В рабо-тах Л.С. Славиной описаны конкретные способы профи-лактики и преодоления этого явления.

Все эти составляющие вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: