1. Кризис образования в середине XX века, пути его преодоления.
2. Изменение роли педагога в современном развивающемся обществе за последние несколько десятков лет.
Тема 2. Психологические требования к личности педагога
1. Основные качества личности педагога.
2. Индивидуальность педагога как условие воспитания в ребенке личности.
3. Определение ситуативных, социально-изменчивых требований, предъявляемых к педагогу.
4. Качества личности, которые требуются от педагога в современных условиях.
Тема 3. Общие и специальные способности педагога
1. Понятие об общих и специальных педагогических способностях.
2. Проблема источников педагогических способностей, их формирование и развитие.
3. Педагогические способности учителя.
4. Педагогические способности воспитателя.
5. Коммуникативные педагогические способности,
6. Поощрения и наказания как проявления способности к оптимальному педагогическому общению.
Тема 4. Индивидуальный стиль педагогической деятельности
|
|
1. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.
2. Индивидуальный стиль работы педагога и воспитание творческой одаренности у детей.
3. Проблема совмещения общих требований и индивидуальности педагога.
4. Основные проявления индивидуального стиля педагогической деятельности.
5. Индивидуальный стиль деятельности — необходимое условие повышения творческой отдачи педагога.
6. Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта.
Темы для рефератов
1. Личностные психологические характеристики современного учителя.
2. Психология педагога как воспитателя.
3. Педагогические способности, их структура и развитие.
4. Психолого-педагогические требования, предъявляемые к системе поощрений и наказаний детей.
5. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Пути воспитания и развития педагогических способностей у учителя.
2. Совершенствование педагогических способностей у воспитателя.
3. Психологические средства улучшения коммуникативных способностей педагога.
Литература
I
Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986.
(Я-концепция учителя: 302—332.)
Выготский Л. С. Педагогическая психология.— М., 1991.
(Психология и учитель: 358—372.)
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.—М., 1987.
(Определение педагогического общения. Самовоспитание педагогической общительности. Стиль профессионального педагогического общения, его технология. Тренинг профессионально-педагогического общения. Педагогическое общение в семье: 155-176.)
|
|
Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя.— Л., 1985.
(Структура педагогических способностей: 14—17.)
Одаренные дети.— М., 199^.
(Психология учителя: 236—254.)
II
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др.— М., 1984.
(Психология учителя: 245—254.)
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.—М., 1979.
(Психология учителя: 258—280.).
Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств.—М., 1984.
(Учитель как воспитатель нравственных чувств: 64—76.)
Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание.—М., 1972.
(Внимание учителя: 127—147.)
Леонтьев А. А. Педагогическое общение.— М., 1979.
(Умение учителя влиять на детей: 6—10.)
Способности и склонности: комплексные исследования.— М., 1989.
(Индивидуальные различия в общительности, связанные с педагогическими способностями у школьников: 128—137.)
Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.— М., 1984.
(Речевое общение учителя: 129—144.)
Глава 30.