1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать, сколь долго пожелают, и их состояние им дозволит, однако ж военные ни во время кампании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы… просить да не дерзают…
4. Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей иностранной коллегии надлежащие паспорты…
7. Прочитайте документ 7. Подумайте, насколько искренней была императрица Екатерина II в своих либеральных замыслах? Приведите конкретные примеры из ее государственной деятельности, подтверждающие Ваше мнение.
Из «Наказа» депутатам Уложенной комиссии, написанного Екатериной II
Государь есть Самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовати сходно с пространством толь великаго Государства…
Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно...
Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность: но чтобы действия их направити к получению самаго большаго ото всех добра…
Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, Государства и Государя…
Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного…
Торговля оттуда удаляется, где ей делают притеснение, и водворяется там, где ея спокойствия не нарушают…
8. Как характеризовал французский историограф состояние экономики России в XVIII веке (документ 8)?
Свидетельство французского историографа ХVIII в. Левека об экономике России
Русским удаются фабрики и ремесла. Они делают тонкие полотна в Архангельске, ярославское столовое белье может сравниться с самым лучшим в Европе. Стальные тульские изделия, быть может, уступают только английским. Русская шерсть слишком груба, чтобы можно было фабриковать из нее тонкие сукна, но некогда получали от иностранцев все сукно для обмундирования войск, а теперь иностранцы начинают сами получать его из фабрик этой страны… Русские настолько даровиты, что они сравняются или превзойдут в смысле индустрии другие народы, если они когда-нибудь получат свободу.
Исторические задачи
1. В чем Вы видите смысл принятия Петром I указа “О единонаследии”? С какой целью царь запрещал продавать и закладывать вотчины, поместья, лавки и дворы? Как предлагалось делить движимое и недвижимое имущество одного владельца между детьми? Подумайте, в чьих интересах был принят указ? Почему он был отменен в 1731 году (документ 1)?