(план производства продукции)
документ, в котором отражаются задания по объему производства
продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества
в указанный срок (месяц, квартал, год, несколько лет).
Производственная программа
Рис. 1.8 – Сущность производственной программы предприятия
Каждое предприятие разрабатывает
свою производственную программу самостоятельно
Основой разработки производственной программы
являются
Рис. 1.9 – Основы разработки производственной программы
Производственная программа отражает основные направления и задачи развития предприятия в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации и комбинирования производства.
Основные разделы производственной программы для предприятий, занятых производством материального продукта:
♦ план по производству товарной (валовой) продукции;
♦ план выпуска продукции на экспорт;
♦ план по повышению качества продукции;
♦ план реализации продукции.
Рис. 1.10– Основные разделы производственной программы
При разработке производственной программы основываются на потребностях народного хозяйства и мирового рынка в продукции предприятия, общей рыночной ситуации, состоянии конкурентных предприятий и отраслей.
Рис. 1.11– Принцип формирование производственной программы
Формирование разделов производственной программы осуществляется с применением балансового метода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программы производственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.
Предприятия самостоятельно планируют номенклатуру и объем производимой продукции, руководствуясь при этом государственным заказом, обязательствами перед партнерами, обязательствами по поставкам сбытовым организациям.
Исходными данными при разработке производственной программы являются:
♦ уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции (работ, услуг);
♦ результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;
♦ данные по спросу на продукцию предприятия;
♦ сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период;
♦ сведения о долях продукции в общем объеме ее выпуска за предыдущий период по уровням качества;
♦ сведения об объеме реализации продукции за предыдущий период по его периодам (месяцам, кварталам);
♦ расчеты производственной мощности предприятия;
♦ прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;
♦ решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.
В упрощенном виде, результат подготовки производственной программы проявляется в ответах на ключевые вопросы управления производственной структуры:
♦ какие виды продукции и в каких количествах производить?
♦ в какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю?
♦ какого качества должна быть продукция в планируемом периоде;
♦ сколько дополнительно предприятие может выпустить продукции, какого вида и качества в случае возникновения срочных заказов;
♦ каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации;
♦ каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения.
Производственная программа должна быть согласована с производственными мощностями данного предприятия, трудовыми, материальными и инвестиционными ресурсами. Максимальный выпуск продукции предприятия ограничивается, с одной стороны, возможностями самого предприятия, его производственными мощностями и ресурсами, с другой, направлениями и условиями ее сбыта, т.е. сколько, что и где может быть продано. Возможность реализации продукции определяется маркетинговыми службами предприятия, и ее объем должен быть таков, чтобы выручка от реализации продукции покрыла затраты на производство и обеспечила получение прибыли при действующей системе налогообложения