Право на допуск к пациенту адвоката или иного законного представителя для защиты его прав (ч. 12 ст. 30 «Основ»)

Пациент, по определению ослабленный и зависимый человек в тяжелой жизненной ситуации, должен иметь дополнительные гарантии того, что все его законные интересы и права будут защищены. Законодатель определил круг тех помощников и защитников, благодаря которым пациент может не в одиночку защищать свои права.
Родители - законные представители ребенка. Им не требуется никакая доверенность, никакое особое разрешение, чтобы представлять интересы своего ребенка. Может ли находиться родитель при ребенке? Безусловно. Он может находиться с ним все время пребывания ребенка в стационаре. Поскольку совершеннолетие наступает с 18 летнего возраста, то это право соответственно действует до 18 лет. Это право специально подтверждено ст. 22 «Основ».

Право на гуманное и уважительное отношение к пациенту предполагает уважение к его родственным чувствам и чувствам его близких, а также понимание его потребности быть поддержанным в тяжелой жизненной ситуации. Но у нас запросто могут не пустить сына к отцу, жену к мужу. Тогда нужно оформить представительство т.е. стать официальными представителями пациента. Законный представитель пациента имеет законное право свободного пропуска к пациенту. Здесь не требуется нотариального заверения, никаких печатей или особых разрешений. Достаточно подписи пациента для того, чтобы доверенность получила юридическую силу (приложение N 1). При этом сам пациент не теряет собственных прав. Наоборот, он приобретает помощников для защиты своего правового статуса.
Беспрепятственный доступ к пациенту иных лиц может быть легко ограничен как отдельными медработниками, так и должностными лицами — это, например, условия карантина по гриппу или случай, когда пациент находится в отделении реанимации, или просто время суток, в которое не осуществляется впуск посетителей в медицинское учреждение. Право на допуск к пациенту представителя снимает для последнего все варианты ограничений, которые действуют в отношении не имеющих доверенности обычных посетителей. Опыт свидетельствует о том, что возможность своими глазами увидеть реальную медицинскую обстановку и получить информацию «из первых рук» бывает чрезвычайно важна, поскольку от этого может зависеть жизнь и здоровье человека.
Если вы, имея доверенность от пациента и, находясь в медицинском учреждении, сталкиваетесь с необоснованным противодействием какого-либо медработника, обращайтесь сразу к лечащему врачу, либо к главному врачу или его заместителю. Ваши действия в интересах пациента при наличии оснований и его доверенности абсолютно правомерны, а все перечисленные выше должностные лица в соответствии с законом «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» обязаны отреагировать на ваши обращения и принять конкретные меры по защите прав и интересов представляемого вами пациента.

Право на допуск к пациенту священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения (ч. 13 ст. 30 «Основ»).

«Основы» создали механизм реализации пациентом его конституционного права на свободу вероисповедания. «Право на допуск» означает возможность пациента иметь беспрепятственную встречу со священнослужителем в любое время суток. Законодательство руководителям медицинских учреждений рекомендует всячески способствовать реализации пациентами свободы вероисповедания Действующая формулировка обсуждаемого права подразумевает защищаемую законом возможность иметь в медицинских учреждениях отдельные помещения для отправления религиозных культов. Указана единственная причина, по которой выделению подобного помещения может воспрепятствовать больничная администрация — это случай, когда такие действия могут привести к нарушению нормального функционирования учреждения.
Появление в отечественном законодательстве подобного права пациентов отражает движение российской правовой культуры в направлении европейских стандартов. Основным документом, регули рующим политику в области прав пациентов в Европе, является «Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе» (1994 г.). В ней, в частности, определено, что «...каждый человек имеет право иметь собственные моральные и культурные ценности, религиозные и философские убеждения. В процессе лечения и ухода пациент имеет право на поддержку семьи, родственников и друзей, а также на духовную и пастырскую помощь».

Право на обращение с жалобой непосредственно к руководи телю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд в случаях нарушения его прав (ч. 14 ст. 30 «Основ»).

Письменная жалоба является официальным обращением гражданина к конкретному должностному лицу. Это лицо обязано, в со ответствии с законодательством, не только отреагировать на это своими действиями, но и еще и ответить гражданину о том, что сделано по сути обращения, причем ответить в письменном виде и в конкретный срок — месяц.
Претензия — это реальный и достаточно эффективный инструмент решения проблем гражданина. Ведь, на самом деле, в случае нарушения или ущемления его права, у человека есть только два пути, имеющих законодательно определенные механизмы. Это вне судебное и судебное обжалование. В здравоохранении, как преимущественно государственной системе, особый интерес представляет внесудебный механизм, поскольку он существенно более операти вен.

Если жалоба приносится на действия работника медицинского учреждения, то обычно «первая инстанция», которая обязана наиболее оперативно отреагировать — это главный врач.
Одна жалоба одномоментно может быть подана в одну, несколько или во все инстанции, обладающие компетенцией защиты прав пациентов (более подробно в главе 2). Исключением является подача жалобы Уполномоченному по правам человека. Он принимает жалобы только при условии, если этот вопрос уже рассматривался в судебном или административном порядке, но гражданин не согласен с принятым решением.
Чтобы реакция на жалобу была своевременной и результативной, необходимо соблюдение нескольких условий:
— жалоба должна быть фактически и юридически обоснована. Юридическая обоснованность означает наличие в жалобе указаний на то, какие конкретные законные права и интересы пациента нарушены или ущемлены. Фактическая обоснованность жалобы обязательна—в жалобе должны быть указаны конкретные факты, свидетельствующие о предполагаемом правонарушении. Необходимо очень кратко указать кто, где, когда, каким образом совершил действия, которые расцениваются заявителем как правонарушение;
— жалоба должна быть подана своевременно;
— обращаться с любой жалобой лучше в письменной форме. Это обязывает должностное лицо ответить так же в письменной форме и в месячный срок. Жалоба должна быть подписана, иметь адрес заявителя, дату подачи. Для гарантии того, чтобы жалоба «не затерялась», ее готовят в двух экземплярах. Первый необходимо отдать секретарю главного врача, а на втором в любом случае следует получить либо подпись секретаря с указанием входящего номера, либо gодпись главного врача с указанием «получил» и даты.

Закон РТ «Об охране здоровья граждан» от 18.06.98 года N1659, статья 29 — права пациента.

«Пациент — лицо, пользующееся медицинской и лекарственной помощью или нуждающееся в любом медицинском вмешательстве.
При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор медицинской организации в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
4) индивидуальный подход в процессе оказания медицинской помощи;
5) гарантированный государством объем, качество и своевременность медицинской помощи;
6) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
7) облегчение боли, связанной с заболеванием и(или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
8) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;
9) информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства;
10) получение полной и достоверной информации о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья;
11) получение медицинских и иных услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования;
12) возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью при оказании медицинской помощи;
13) экспертизу качества медицинской и лекарственной помощи;
14) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
15) духовную и моральную поддержку со стороны родственников, медицинских работников, священнослужителей различных конфессий и иных лиц по желанию пациента, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации;
16) медико-социальную реабилитацию.
В случае нарушения этих прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу медицинского учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие медицинские общественные объединения либо в суд.
Обеспечение прав пациента должно происходить не во вред здоровью, правам и свободам других граждан».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: