В каждом отдельном акте купли-продажи цена под влиянием спроса и предложения может отклоняться от стоимости.
Если спрос и предложение равны, то в основе рыночной цены лежит общественная рыночная стоимость, определяемая средней стоимостью, или индивидуальной, с которой производится основная масса товаров для рынка.
Если спрос значительно превышает предложение товаров на рынке, то в основе рыночной стоимости лежит индивидуальная стоимость товара, произведенного в худших условиях производства.
Если предложение товаров значительно превышает спрос, то рыночную стоимость будет определять индивидуальная стоимость товара, произведенного в лучших условиях производства.
В современной экономической теории наибольшее распространение получила концепция цены А. Маршалла, который отрицал существование стоимости и считал, что имеется только меновая стоимость, т.е. цена.
В коротком периоде времени большое значение имеет влияние на цену полезности товара, а в длительном – издержек производства. Нижней границей цены являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить их.
Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трех периодах времени и различал мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие.
В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано, поэтому цена полностью зависит от спроса: чем выше спрос, тем выше цена и наоборот.
В условиях краткосрочного равновесия спрос может измениться в ту или иную сторону, и если фирма не отреагирует, то цена станет ниже издержек и фирма понесет убытки.
В долгосрочном периоде предложение приспосабливается к спросу и устанавливается постоянная цена.
В рыночной экономике цена выполняет три главные функции:
- ориентирующую - дает информацию для действий покупателей и продавцов;
- стимулирующую - способствует наиболее экономичным способам производства и рационализации спроса;
- распределительную, благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.
Выделяют следующие виды цен:
Государственные цены могут устанавливаться на продукцию предприятий-монополистов, на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально значимые товары.
Система государственных цен состоит из двух элементов:
- фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством;
- регулируемые цены, учитывающие изменение на рынке соотношения спроса и предложения.
Договорные цены – это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывающие только спрос и предложение на данные товар.
Мировые цены применяются в международной торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.
Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
Конъюнктура рынка определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т.д.
Рынок обеспечивает свою стабильность, т.е. взаимодействие элементов рыночного механизма подчинено требованиям соответствующих экономических законов: закону стоимости, закону количества денег, нужных для обращения, закону спроса, закону предложения.
Конкуренция (от латинского «конкурро» - сталкиваться) – это свойственная товарному производству борьба, соперничество между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.
Именно конкуренция является механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства.
Вследствие постоянного характера конкуренция имеет черты экономического закона.
Закон конкуренции – это закон, который выражает внутренние, необходимые, постоянные и сущностные связи между производителями и потребителями, которые являются внешней принудительной силы для повышения производительности труда и масштабов производства, внедрения НТП и новых форм организации производства.
Значение конкуренции
Во-первых: конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений – продавцов и покупателей.
Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов кокой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца – добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара.
Возможность выбора – это возможность влиять на контрагента.
Во-вторых: конкуренция создает одно из главных условий необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций.
В-третьих: конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства.
Конкуренция проверяет бизнес на степень соответствия общественным интересам. В результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т.е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть поле экономической игры.
В-четвертых: конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства.
Конкуренция может быть внутри внутриотраслевой (между аналогичными товарами), и межотраслевой (между товарами разных отраслей).
Различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая предусматривает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества, которое достигается техническим преимуществом.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и, соответственно, рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
Зарождение и возникновение конкуренции исторически относится к простому товарному производству. Развитию конкурентной борьбы способствовало товарное производство. В этот период в наиболее чистом виде проявляются две основные формы конкурентной борьбы: внутриотраслевая и межотраслевая. Будучи неограниченной, конкуренция называлась свободной или совершенной; а рынок – рынком совершенной конкуренции.
Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
Для модели рынка совершенной конкуренции характерно:
- наличие большого числа независимых друг от друга предприятий, производящих однородные товары;
- малый размер предприятия - продавца по отношению к рынку в целом;
- свободный доступ на рынок и выход из него.