Славянофилы и западники в Русской философии

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) опирались на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Они отстаивали тезис о решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. На этой основе разрабатывалось понятие соборности, которое означало соединение людей на основе духовной общности при посредстве православной церкви. Славянофилы полагали, что общинное устройство русской жизни является лучшей формой социальной организации и предлагали сделать общинный принцип всеобъемлющим, то есть перенести его в среду городской жизни, в промышленность, в основу государства. Выдвинув ряд новых идей, славянофилы не сумели создать целостной философской системы.

Западники (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский) были убеждены, что руссакам философии надо учиться у Запада. Особое влияние на них оказала немецкая классическая философия в лице Гегеля и Фейербаха. Одним из наиболее выдающихся русских философов середины XIX века был Александр Иванович Герцен. Все его философские построения пронизывает идея единства. Он подчеркивает единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления, естествознания и философии, науки и жизни. В цикле статей “Дилетантизм в науке”, трактуя диалектику Гегеля как “ алгебру революции”, Герцен пытался обосновать закономерность движения человечества к обществу, лишенному антагонизмов. Будущее России он связывал с идеалами народного социализма и стал одним из родоначальников русского народничества. В своем основном философском сочинении “Письма об изучении природы” Герцен разрабатывает материалистическую философию и диалектику, показывает необходимость союза философии и естествознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: