Русская религиозная идеалистическая философия (ВЛ. Соловьев, Н. А. Бердяев)

Вл.Соловьев

Крупнейшим русским философом, поэтом, публицистом и критиком является Владимир Сергеевич Соловьев. Он заложил основы русской религиозной философии, попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Он ратовал за объединение всех конфессий христианства: православия, католицизма и протестантизма. Соловьев попытался осмыслить место русской философии в системе мировой культуры. Полагая, что русская философия – связывающее звено между Востоком и Западом, Соловьев выступил за осуществление,, универсального синтеза науки, философии и религии''.

Философская система Соловьева изложена в его докторской диссертации,, Критика отвлеченных начал ''. Под отвлеченными началами он понимает все философские односторонности, которые возникали в истории философии, боролись одна с другой, сменяли одна другую, но так и не дошли до цельного синтеза. Центральная идея философии Соловьева – идея всеединства.

При разработке этой идеи Соловьев отталкивается от славянофильской идеи соборности, но придает этой идеи онтологическую окраску, всеохватывающее, космическое значение. Онтологической основой всеединства выступает божественная Троица в её связи со всеми божественными твореньями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: “Всё едино в Боге”. Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения. Основой и сущностью мира является ''душа мира '' – София, которую следует рассматривать как связывающее звено между творцом и творением, придающее общность Богу, миру и человеку. Бог у Соловьева лишен антропоморфных черт. Философ характеризует Бога как '' космический разум '', '' существо сверхличное '', '' особую организующую силу, действующую в мире ''. На основе идеи всеединства Соловьев разрабатывает свою онтологию, гносеологию и социальную философию. Философия Соловьева впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX века и закономерно оказалась её завершающим синтезом. В системе Соловьева сложился классический понятийный аппарат, причем он использовал русские православные термины, наполняя их философским содержанием. Не один из предшественников Соловьева не изложил своих взглядов в систематической форме, поэтому его по праву называют русским философом – классиком.

Н. Бердяев

Другим наиболее известным русским религиозным философом является Николай Александрович Бердяев. В 1922году он вместе с другими известными философами и учеными был выслан за границу и долгое время работал профессором в Русской религиозно-философской академии в Париже. Бердяев написал большое количество книг и статей, большинство из которых переведены на многие языки мира: ''Духовный кризис интеллигенции'', ''Философия свободы'', ''Смысл творчества'', ''Философия неравенства'', ''Русская идея'' и т. д.

В центре философии Бердяева оказалась проблема личности, её свободы и творчества. Восприняв, марксистскую критику буржуазного общества, Бердяев в то же время выступил как идейный противник марксизма, который рассматривал личность как частицу общества, видел смысл её существования в выполнении социальных функций. Бердяев же полагал, что сущность личности, свободной и творческой, определяется не её принадлежностью к обществу, а её принадлежности к космосу. При этом свобода и творчество – не привилегия избранных личностей, ими изначально обладает любой человек.

В работе ''Философия неравенства'' Бердяев полностью отвергает марксистскую теорию общественного развития. Он обвиняет марксизм, за применение абстрактных принципов к конкретной исторической действительности, отнеся к таковым в первую очередь идеи земного благополучия и всеобщего равенства. Для Бердяева было утопично само стремление к социальному равенству, так как это означало бы разрушение ''космической иерархии'', включающей в себя и общественную жизнь. В иерархии выражается богоустановленный порядок, тогда как ''на всякой революции лежит печать безблагодатности, богооставленности и проклятие''. В пролетариате в основном преобладает разрушительная сила, в ней нет духовности, нет культуры.

В то же время Бердяев является поборником специфической разновидности социализма, которую он называет персоналистической, утверждая, что социализация экономической жизни может быть полезной лишь при условии, если ''будет признана высшей ценностью человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни''. Идея Бердяева оказала заметное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма, а также на социально-философские концепции ''новых левых'' во Франции 1960-1970гг. К голосу Бердяева, пишет В. В. Зеньковский, прислушивались во всем мире.

РУССКИЙ КОСМИЗМ

Это своеобразное умонастроение возникает в России во второй половине XIX века. Как течение в философии оно было представлено целым рядом блестящих умов, таких как Н. Федоров, Вл. Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский. В русском космизме выделяют две тенденции: естественно- научную и религиозную.

Центральной фигурой религиозного космизма является Н.Ф. ФЕДОРОВ (1828- 1903). Это весьма своеобразный и оригинальный русский мыслитель. После его смерти друзья собрали его записи воедино и опубликовали их под названием «Философия общего дела». Свои размышления Федоров называл «нравственным материализмом», т. к. мечтал нравственно преобразовать человека и общество. Нравственное падение человечества началось, по мнению Федорова, тогда, когда люди свыклись с мыслью о неизбежности смерти, признали ее господство. Тем самым они восстали против Христа, который победил смерть, и сформировали цивилизацию, которая провозгласила особые взаимоотношения между поколениями. Эти отношения основывались на том, что молодые восприняли смерть отцов как естественную необходимость, освобождающую от чувства вины и ответственности перед умершими. Молодое поколение заявило о своем превосходстве перед отцами, о своей свободе от их нравственных устоев в эпоху гуманизма и Просвещения. Забывшие отцов теряют чувство Отечества, у них, по мнению Федорова, разрушается нравственная структура души.

Много Федоров говорил о родстве. Учение о родстве — самая радикальная патриархальная теория жизни общества. Не только в жизни человека, но и в основе самого Бога лежит родство — отечество, сыновство, братство. Отношения Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого — родственные отношения. По образцу божественных отношений должны быть, по мнению Федорова, организованы и отношения людей. Только любовь сына и дочери к их родителям, не имеющая себе подобия в животном царстве, может служить подобием любви Сына и Духа к Отцу. Культ предков — единственная истинная религия. Основа «Философии общего дела» — идея воскрешения мертвых. Оно осуществляется способом духовной концентрации: так что сын воскрешает отца, тот, в свою очередь, — своего отца и т. д. Но для воскрешения мертвых, для создания соответствующей духовной атмосферы, необходимо прекращение всякой розни, нравственное объединение всех людей и активная регуляция природы путем науки и техники. Каждый человек живет за счет предков и должен уплатить свой долг. Рождение ведет за собой смерть родителей. Каждое поколение виновато в смерти поколения предшествующего. На вопрос о том, какой же народ может первым начать всеобщее дело построения нравственного общества на планете, Федоров отвечал — православный. Этим, как он считал, определяется и особая историческая роль России, которой суждено трудиться для достижения цели объединения человечества и построения священной истории.

К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ (1857-1935 ) высказывал мысль о возможной населенности космоса живыми разумными существами. Он призывал к активному освоению космического пространства и расселению человека в космосе. Циолковский верил в то, что освоение космоса даст человеку «горы хлеба и бездну могущества». Но он предупреждал, что освоение космоса будет сопряжено с риском столкновения с враждебными природными силами, и, возможно, — враждебными цивилизациями, которые могут погубить человека. Циолковский сформулировал ряд идей, которые можно отнести к космической этике: равенство всех разумных существ в космосе, ненасилие, ответственность за сохранение жизни.

Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении Владимира Ивановича ВЕРНАДСКОГО (1863-1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. В этом учении многое соприкасается с работами французских ученых Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена, предложивших в 20-е годы XX века термин "ноосфера" для обозначения новой оболочки Земли, возникшей над биосферой и состоящей из духовной, мыслительной энергии, принадлежащей человечеству. Вернадский с тщательностью естествоиспытателя и глубиной мыслителя исследовал значение биосферы в формировании вещества Земли, огромные потенции ноосферы, расширяющиеся с развитием науки и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: