Тема Государственный бюджет
Сущность и роль госбюджета в социально-экономическом развитии общества
Доходы бюджета
Расходы бюджета
Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета
Сущность и роль госбюджета в социально-экономическом развитии общества
Госбюджет связан с денежными отношениями, имеющими объективный характер, т.е. существование бюджета объективно обусловлено, он существует во всех общественно-экономических формациях, где есть финансовые отношения. Бюджет - экономическая категория, обусловленная существованием государства.
Госбюджет должен обеспечивать финансовую основу для реализации функций государства и его основное назначение - удовлетворение государственных потребностей. Госбюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства путем образования централизованных фондов государства и их использования на цели расширенного производства, удовлетворения социальных и других общественных потребностей.
|
|
Роль бюджета
Он обеспечивает финансовые основы реализации всех основных функций государства:
- экономическую (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов). Госбюджет - важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов;
- социальная (государство обеспечивает бесплатное образование социальную помощь, частичное или полное финансирование из бюджета здравоохранения). Бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих граждан. Бюджет - главный финансовый рычаг ослабления материального неравенства, предотвращающий социальные конфликты.
- политическая (финансирование армии, правоохранительных органов).
- финансирование органов государственной власти.
Наиболее яркий показатель роли бюджета в социально-экономическом развитии страны - отношение доходов (расходов) госбюджета к величине ВВП.
Доходы бюджета
Бюджеты имеют доходные источники формирования, присущие различным уровням бюджетной системы в соответствии с бюджетной классификацией и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Доходы бюджетов — это часть национального дохода, подлежащая централизации в бюджеты разных уровней. Они могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
|
|
Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в бюджетах учитываются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской деятельности, в полном объеме учитываются в его смете доходов и расходов и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, зачисляются в соответствующие бюджеты.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций и субсидий либо другой безвозвратной и безвозмездной передачи средств отражается в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
В доходы бюджетов зачисляются также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, по взаимным расчетам — операциям по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, с передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюджете.
Штрафы подлежат зачислению, как правило, в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и другие средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.
Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной шве полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. Финансовая помощь не относится к собственным кодам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда. Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные походы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.
Поступления от федеральных и региональных налогов распределяются
между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами на основе базовых
минимальных нормативов, закрепленных за бюджетами муниципальных образований.
Расходы бюджета
Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
|
|
Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п.
В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.
Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую работу органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Рассмотрим разграничение бюджетных полномочий в сфере финансирования расходов из бюджетов разных уровней.
1. Только из федерального бюджета финансируются расходы на:
• обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление;
• работу федеральной судебной системы;
• международную деятельность;
• национальную оборону и обеспечение безопасности государства, конверсию оборонных отраслей промышленности;
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу:
• компенсацию государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат из федерального бюджета;
• государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
• государственную поддержку атомной энергетики, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
|
|
• исследования и использование космического пространства;
• содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
• обслуживание и погашение государственного долга РФ;
• пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
• проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
• реализацию федеральных инвестиционных программ.
2. Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются расходы на:
• государственную поддержку отраслей промышленности, кроме атомной энергетики, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
• обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности;
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
• социальную защиту населения;
• охрану окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, гидрометеорологическую деятельность;
• охрану окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
• реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
• обслуживание и погашение муниципального долга;
• целевое дотирование населения;
• содержание муниципальных архивов;
• проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
• прочие нужды.
В случае необходимости Минфин России выдает из федерального бюджета органам исполнительной власти субъектов РФ беспроцентные бюджетные ссуды на срок, не превышающий пределов финансового года, на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ и в связи с несовпадением сроков возврата средств в региональные фонды государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции и товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности по ранее предоставленным ссудам и сроков закупки и завоза грузов в эти районы и местности.
Минфин России по согласованию с Банком России заключил генеральное соглашение об обслуживании счетов органов Федерального казначейства учреждениями Банка России и уполномоченными кредитными организациями в условиях финансирования распорядителей средств через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства.
Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета, превышение доходов над расходами — профицит бюджета.
Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. Это означает, что профицит бюджета любого уровня может сложиться только в процессе исполнения бюджета. Превышение доходов над расходами (профицит) означает, что налоговые и неналоговые поступления больше, чем планируется потратить средств на государственные расходы. Это приводит к сжатию совокупного спроса и сокращению государственного присутствия в экономике.
Первичный профицит бюджета — это превышение доходов над расходами бюджета за вычетом расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.
Превышение расходов над доходами (дефицит) бюджета означает, что налоговые и неналоговые поступления недостаточны для решения тех задач, которые поставлены в законе о бюджете, поэтому государство выступает заемщиком на рынке капитала, стимулируя расширение совокупного спроса в экономике за счет увеличения расходов государственного сектора. Дефицит может означать, что государство проводит фискальную политику, нацеленную на сокращение налогов и компенсации выпадающих доходов за счет рыночных займов.
В условиях дефицита наряду с собственными доходами бюджета появляются альтернативные источники финансирования. Их можно классифицировать на 1) эмиссионные и неэмиссионные, 2) внутренние и внешние.
Эмиссионное финансирование дефицита бюджета осуществляется ЦБ, который вправе в соответствии с законом о бюджете предоставлять Правительству РФ кредиты. Источником таких кредитов служит дополнительная денежная эмиссия, которой не противостоит дополнительная вновь созданная стоимость, т.е. необеспеченная эмиссия.
Кредиты ЦБ — наиболее дешевый альтернативный источник финансирования, так как между ЦБ и Правительством РФ складываются нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам, как правило, носят символический характер. В то же время эмиссионное финансирование может приводить к росту инфляции, поэтому является нехарактерным для рыночной экономики.
Неэмиссионные источники бюджетного финансирования — это прежде всего заемные средства с денежного, кредитного или финансового рынков, а также привлеченные средства, включая сальдо поступлений от приватизации и сальдо поступлений от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на рынке.
Привлечение займов расширяет возможности государства по финансированию расходов, включая инвестиции и социальные услуги. Увеличение инвестиций позволяет расширить в будущем налогооблагаемую базу, а расходов на социальные услуги — повысить долю сбережений домашних хозяйств. Однако имеются и отрицательные последствия.
Государственные заимствования, как и частные, приводят к появлению долговых обязательств. Возникновение долга приводит к двум последствиям: 1) необходимости погашения долга и 2) необходимости обслуживания долга.
Неэмиссионные источники финансирования бюджета характерны для рыночной экономики, но они несут в себе опасность перекладывания бремени государственного долга на будущие поколения.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета:
1) внутренние — кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
2) внешние — государственные займы, осуществляемые в иностранной валю те путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются
внутренние источники в следующих формах:
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;
• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• кредиты, полученные от кредитных организаций.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:
• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
• кредиты, полученные от кредитных организаций.