Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета

Тема Государственный бюджет

Сущность и роль госбюджета в социально-экономическом развитии общества

Доходы бюджета

Расходы бюджета

Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета

Сущность и роль госбюджета в социально-экономическом развитии общества

Госбюджет связан с денежными отношениями, имеющими объективный характер, т.е. существование бюджета объективно обусловлено, он существует во всех общественно-экономических формациях, где есть финансовые отношения. Бюджет - экономическая категория, обусловленная существованием государства.

Госбюджет должен обеспечивать финансовую основу для реализации функций государства и его основное назначение - удовлетворение государственных потребностей. Госбюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства путем образования централизованных фондов государства и их использования на цели расширенного производства, удовлетворения социальных и других общественных потребностей.

Роль бюджета

Он обеспечивает финансовые основы реализации всех основных функций государства:

- экономическую (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных объектов). Госбюджет - важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов;

- социальная (государство обеспечивает бесплатное образование социальную помощь, частичное или полное финансирование из бюджета здравоохранения). Бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих граждан. Бюджет - главный финансовый рычаг ослабления материального неравенства, предотвращающий социальные конфликты.

- политическая (финансирование армии, правоохранительных органов).

- финансирование органов государственной власти.

Наиболее яркий показатель роли бюджета в социально-экономическом развитии страны - отношение доходов (расходов) госбюджета к величине ВВП.

Доходы бюджета

Бюджеты имеют доходные источники формирования, присущие различ­ным уровням бюджетной системы в соответствии с бюджетной классифика­цией и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Доходы бюджетов — это часть национального дохода, подлежащая цен­трализации в бюджеты разных уровней. Они могут формироваться на нало­говой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соот­ветствии с бюджетным и налоговым законодательством. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы для целевого финансирования централизован­ных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы центра­лизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюдже­те на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на оче­редной финансовый год. В составе доходов бюджетов обособленно учитыва­ются доходы целевых бюджетных фондов.

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в бюджетах учитываются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской деятельности, в полном объеме учитываются в его смете доходов и расходов и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использо­вания имущества, находящегося в государственной или муниципальной соб­ственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Средства, получаемые в процессе приватизации государственного и му­ниципального имущества, зачисляются в соответствующие бюджеты.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, субвен­ций и субсидий либо другой безвозвратной и безвозмездной передачи средств отражается в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

В доходы бюджетов зачисляются также безвозмездные перечисления от фи­зических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, по взаимным расчетам — операциям по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, с передачей пол­номочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшед­шими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюд­жете.

Штрафы подлежат зачислению, как правило, в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и другие средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной шве полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. Финансовая помощь не относится к собственным кодам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда. Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные походы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.

Поступления от федеральных и региональных налогов распределяются
между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами на основе базовых
минимальных нормативов, закрепленных за бюджетами муниципальных образований.

Расходы бюджета

Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использова­ния финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания де­лятся на капитальные и текущие. Эта группировка устанавливается экономи­ческой классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п.

В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются фе­деральным законом.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую работу органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюд­жетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и суб­венций.

Рассмотрим разграничение бюджетных полномочий в сфере финансирова­ния расходов из бюджетов разных уровней.

1. Только из федерального бюджета финансируются расходы на:

• обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление;

• работу федеральной судебной системы;

• международную деятельность;

• национальную оборону и обеспечение безопасности государства, конвер­сию оборонных отраслей промышленности;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому про­грессу:

• компенсацию государственным внебюджетным фондам расходов на выпла­ту государственных пенсий и пособий, других социальных выплат из феде­рального бюджета;

• государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

• государственную поддержку атомной энергетики, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

• исследования и использование космического пространства;

• содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

• обслуживание и погашение государственного долга РФ;

• пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

• проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

• реализацию федеральных инвестиционных программ.

2. Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются расходы на:

• государственную поддержку отраслей промышленности, кроме атомной энергетики, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, мет­рополитенов;

• обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопас­ности;

• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

• социальную защиту населения;

• охрану окружающей природной среды, воспроизводство природных ресур­сов, гидрометеорологическую деятельность;

• охрану окружающей природной среды на территориях муниципальных об­разований;

• реализацию целевых программ, принимаемых органами местного само­управления;

• обслуживание и погашение муниципального долга;

• целевое дотирование населения;

• содержание муниципальных архивов;

• проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

• прочие нужды.

В случае необходимости Минфин России выдает из федерального бюдже­та органам исполнительной власти субъектов РФ беспроцентные бюджетные ссуды на срок, не превышающий пределов финансового года, на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ и в связи с несовпадением сроков возврата средств в регио­нальные фонды государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции и товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним ме­стности по ранее предоставленным ссудам и сроков закупки и завоза грузов в эти районы и местности.

Минфин России по согласованию с Банком России заключил генераль­ное соглашение об обслуживании счетов органов Федерального казначейства учреждениями Банка России и уполномоченными кредитными организация­ми в условиях финансирования распорядителей средств через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства.

Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов могут иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета, превышение доходов над расходами — профицит бюджета.

Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляют­ся и утверждаются без профицита. Это означает, что профицит бюджета лю­бого уровня может сложиться только в процессе исполнения бюджета. Превышение доходов над расходами (профицит) означает, что налоговые и неналоговые поступления больше, чем планируется потратить средств на государственные расходы. Это приводит к сжатию совокупного спроса и со­кращению государственного присутствия в экономике.

Пер­вичный профицит бюджета — это превышение доходов над расходами бюд­жета за вычетом расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.

Превышение расходов над доходами (дефицит) бюджета означает, что на­логовые и неналоговые поступления недостаточны для решения тех задач, которые поставлены в законе о бюджете, поэтому государство выступает за­емщиком на рынке капитала, стимулируя расширение совокупного спроса в экономике за счет увеличения расходов государственного сектора. Дефицит может означать, что государство проводит фискальную политику, нацелен­ную на сокращение налогов и компенсации выпадающих доходов за счет рыночных займов.

В условиях дефицита наряду с собственными доходами бюджета появля­ются альтернативные источники финансирования. Их можно классифициро­вать на 1) эмиссионные и неэмиссионные, 2) внутренние и внешние.

Эмиссионное финансирование дефицита бюджета осуществляется ЦБ, кото­рый вправе в соответствии с законом о бюджете предоставлять Правительст­ву РФ кредиты. Источником таких кредитов служит дополнительная денеж­ная эмиссия, которой не противостоит дополнительная вновь созданная стоимость, т.е. необеспеченная эмиссия.

Кредиты ЦБ — наиболее дешевый альтернативный источник финансиро­вания, так как между ЦБ и Правительством РФ складываются нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам, как правило, носят символический характер. В то же время эмиссионное финансирование может приводить к росту инфляции, поэтому является нехарактерным для рыноч­ной экономики.

Неэмиссионные источники бюджетного финансирования — это прежде всего заемные средства с денежного, кредитного или финансового рынков, а также привлеченные средства, включая сальдо поступлений от приватизации и сальдо поступлений от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на рынке.

Привлечение займов расширяет возможности государства по финансиро­ванию расходов, включая инвестиции и социальные услуги. Увеличение ин­вестиций позволяет расширить в будущем налогооблагаемую базу, а расходов на социальные услуги — повысить долю сбережений домашних хозяйств. Однако имеются и отрицательные последствия.

Государственные заимствования, как и частные, приводят к появлению долговых обязательств. Возникновение долга приводит к двум последствиям: 1) необходимости погашения долга и 2) необходимости обслуживания долга.

Неэмиссионные источники финансирования бюджета характерны для рыночной экономики, но они несут в себе опасность перекладывания бремени государственного долга на будущие поколения.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) внутренние — кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние — государственные займы, осуществляемые в иностранной валю те путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых орга­низаций, предоставленные в иностранной валюте. Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются

внутренние источники в следующих формах:

• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• кредиты, полученные от кредитных организаций.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• кредиты, полученные от кредитных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: