Учебная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010г. № 464, которыми должен обладать выпускник:
общекультурных (ОК):
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2)
ü способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
ü способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
общепрофессиональных (ОПК):
ü способностью неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации (ОПК-1);
|
|
ü способностью работать на благо общества и государства (ОПК-2);
ü способностью противостоять действиям, наносящим ущерб интересам государства, общества, физических и юридических лиц (ОПК-3);
ü способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);
ü способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6).
нормотворческая деятельность:
ü способностью разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности (ПК-1);
правоприменительная деятельность:
ü способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
ü способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
ü способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
ü способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
правоохранительная деятельность:
ü готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
ü способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
ü способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11)
ü способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
|
|
экспертно-консультационная деятельность:
ü готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК 14)
ü способностью толковать различные правовые акты (ПК-15);
ü способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
В результате освоения дисциплины «Права человека и правозащитная деятельность» обучающийся должен:
Знать: приоритет прав человека; комплексный, общегуманитарный характер прав человека; теоретические и методологические проблемы формирования прав человека; сущность и содержание прав человека; основные концепции прав человека; динамичные закономерности развития прав человека; проблемы нормативного и правоприменительного регулирования прав человека; проблемы нигилистического отношения к правам человека, значение глобализации в области прав человека; основные закономерности функционирования и развития государства и права; механизм и средства правового регулирования, роль государства и права в политической системе общества и реализации прав человека; особенности конституционного обеспечения прав человека, правового положения граждан; различать юридическую сущность и социальную ценность прав человека, классификацию и принципы прав человека; проблемы гендерного равноправия; правовые основы действия международных организаций и договоров; систему прав человека; деятельность наднациональных и национальных механизмов защиты прав человека; компетенцию органов федеральной законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по защите и соблюдению прав человека; правозащитную функцию прокуратуры; доминирующую роль прав человека в развитии правовой системы в современной России; основные позиции Конституционного Суда РФ по вопросам соблюдения прав человека; тенденцию поданных жалоб гражданами России в Европейский Суд по правам человека.
Уметь: оперировать основными категориями прав человека, анализировать юридические факты и правовые отношения с точки зрения нарушения прав человека; выявлять теоретические проблемы прав человека; формулировать проблемы прав человека в конкретной области правоотношений и в конкретной правовой ситуации; принимать решения и выбирать элемент механизма защиты прав человека наиболее эффективный для каждого случая; ориентироваться в информационном, правовом и политическом пространстве, выявляя нарушения или соблюдение прав человека; давать оценку нормативно-правовым актам и принимать решения о целесообразности их применения.
Владеть: навыками поиска и работы с международными договорами, резолюциями ООН и документами иных международных организаций; навыками поиска и работы с национальными правовыми актами; разрешения коллизий между ними; навыками составления правоприменительных и процессуальных документов; навыками защиты прав человека; составлять жалобы в Европейский Суд по правам человека, иные соответствующие международные организации, запросы и жалобы в Конституционный Суд РФ, в иные соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления; навыками составления судебных документов, владеть навыками анализа социально значимых проблем и процессов.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»