Выполняйте предложенные" упражнения несколько раз в день, ежедневно. Запоминайте свои ощущения и записывайте их в дневник.
Упражнение 1.
Поднимите и опустите руку. Теперь проделайте то же самое, только с определенным чувством:
· с чувством осторожности,
·с чувством беспокойства,
· с чувством радости, прилива сил,
· с чувством упадка сил, уныния.
Придумайте к каждому чувству обстоятельства, которые бы оправдывали ваше настроение и этот жест.
Упражнение 2.
Произведите какое-либо привычное действие: возьмите со стола книгу, откройте или
Стр. 252
закройте форточку, встаньте, сядьте, пройдитесь по комнате, поприседайте, попрыгайте. А теперь повторите все эти действия, только с чувством радости, скорби, уныния, веселья, эйфории, задумчивости, раздражительности...
Упражнение 3.
Возьмите стул и перенесите его на другое место. Теперь сделайте это так, будто:
· об этом вас попросил любимый человек, •ф- об этом вас попросил нелюбимый
человек,
· у вас вечеринка, и вы освобождаете пространство для танцев,
· У вас похороны: сейчас привезут гроб с покойником, и нужно освободить место для него,
· вы красуетесь перед дамами.
Упражнение 4.
Сядьте на диван. А теперь встаньте и садитесь снова — со следующими условиями:
· чтобы отдохнуть,
· чтобы спрятаться, притаиться, стать незаметным,
Стр. 253
· чтобы подслушать, что делается в соседней
комнате,
· чтобы посмотреть в окно,
· чтобы выпить рюмку коньяку,
· чтобы почитать книжку,
· чтобы поговорить с пришедшим к вам человеком.
Упражнение 5.
Придумайте цель для следующих действий:
· посмотреть в окно,
· открыть дверь,
· взять книгу.
Упражнение 6.
Войдите в дверь, чтобы:
· чтобы повидать близких и друзей,
· чтоб познакомиться и представиться незнакомым,
· чтоб уединиться,
· чтоб скрыться от неприятной встречи,
· чтоб удивить и обрадовать неожиданным
Стр. 254
· чтоб испугать,
· чтоб незаметно посмотреть,
· что делается в комнате,
· чтоб встретить любимую женщину или друга,
· чтоб впустить неприятного или опасного человека (врага, злодея, неизвестного,
который стучится),
· чтоб понять, есть ли кто-нибудь за дверью или нет.
Упражнение 7.
Поднимите платок с пола:
· чтоб показать свое превосходство,
· чтоб дать понять свою обиду,
· чтоб снискать к себе благоволение, •
· чтоб подлизаться,
· чтоб, по возможности, не обратить на себя внимания,
· чтоб, напротив, показаться всем, обратить на себя внимание,
· чтоб показать свою близость, интимность, запанибратство,
· чтоб рассмешить, развеселить, оживить общество своим появлением,
Стр. 255
· чтоб выразить свое молчаливое соболезнование,
· чтоб поскорее перейти к делу.
Упражнение 8.
Придумайте чувства и цели для следующих действий:
· писать письмо,
· накрывать на стол,
· жарить яичницу,
· пить чай,
· шить платье,
· строить дом.
Упражнение 9.
Одевайтесь, так, будто бы:
· в воскресный день вы идете на прогулку,
· вы опаздываете на свидание, работу, похороны,
· вы собираетесь в театр,
· позвонили в дверь, а вы не одеты,
· вы почувствовали толчки землетрясения.
Стр. 256
Упражнение 10.
Снимайте пальто. Вот задание Станиславского на это простейшее действие:
· Снимаю пальто: только что лишился места.
· Снимаю пальто в передней моего начальника.
· Снимаю пальто, ищу, куда бы его повесить. Оно дорогое, давно мечтал сшить себе
такое, но у приятеля, в грязной квартире, куда я пришел, повесить некуда, всюду
пыль.
· Снимаю пальто: пришел на именины своей возлюбленной и принес букет.
· Снимаю пальто: приехал приглашать знаменитость участвовать в концерте.
Действуя в заданных обстоятельствах, уточните их, углубите. Следите, не рвется ли цепочка видений, подкрепляет ли она ваши простейшие физические действия?
Запишите свои ощущения в дневник.