В зависимости от того, меняются свойства приёмника информации под воздействием источника непрерывно (плавно) или дискретно (скачкообразно), воспринимаемый им сигнал имеет непрерывную или дискретную форму. Непрерывный сигнал может принимать бесконечное множество значений, а количество значений дискретного сигнала ограниченно.
Абсолютное большинство процессов в природе протекают с нашей точки зрения непрерывно (изменение напряжения, температуры, давления, скорости…). Непрерывно меняющиеся величины называют аналоговыми величинами, а соответствующие им сигналы – аналоговыми. Т.е. аналоговый сигнал означает непрерывный по значению сигнал.
Все модели реальных процессов в наших рассуждениях о них – дискретны. Мы наносим цифровую шкалу на столбик термометра, цифры на циферблат часов и т.д. Поэтому дискретные сигналы называют также цифровыми сигналами. Дискретны и все сигнальные (символьные) системы, созданные человечеством для обмена информацией, т.е. любая из них использует конечное число возможных значений.
|
|
Чтобы получить из непрерывного сигнала его дискретное представление необходимо измерять значение сигнала через равные промежутки времени, и соотносить полученный результат измерения с одним из возможных значений, составляющих дискретное множество.
Рис. 6. Представление непрерывного и дискретного сигналов.
Знания
Использование информации для ориентации в пространстве, времени и ситуации началось с того момента эволюции материи, когда появилась живая клетка, когда появилась возможность избирательной ответной реакции на внешнее воздействие.
Для обеспечения своей жизнедеятельности и целостности в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды живым организмам необходимо было решить задачу адекватного отражения текущего состояния окружающего мира и задачу хранения предыдущего опыта воздействий среды и собственных ответных реакций на эти воздействия с целью выбора адекватной ситуации ответной реакции.
Эволюция живых организмов, основанная на целенаправленном использовании информации, привела к выделению памяти в обособленную внутреннюю систему, опосредованно воспринимающую информацию с помощью специальных приемников – органов чувств, по специальным направленным каналам связи, образующим нервную систему.
На основании анализа взаимосвязей между воспринимаемыми и уже хранящимися в памяти сигналами в процессе мышления, стало возможно ориентироваться в текущей ситуации и принимать обоснованное, а не случайное, решение относительно выбора соответствующей реакции, прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, разделять причину и следствие, выделять первоисточник образа в образе его текущего носителя.
|
|
Именно к использованию накопленной информации для задач ориентации в различных ситуациях относятся термины: знания, вероятность, неопределенность, цель.
С появлением человека и коммуникации в человеческом обществе с целью сохранения и передачи накопленных знаний и информации появились языковые знаковые системы, специализированные носители информации (внешняя память), каналы связи, вычислительная техника, обобщенные базы данных и базы знаний.
Знания – осознанные сигналы, сохраненные в памяти. Т.е. сигналы, получившие значения (смыслы), вызывающие определенную реакцию.
Уровень конкретных знаний (уровень рефлексов) есть отражение сигнала в поведении (реакции), уровень абстрактных знаний есть отражение сигнала в обобщенном понятии, синтезированном на основе общих черт.
Знания позволяют принимать решения, конкретные знания – проверены практикой, знания абстрактного уровня удостоверены логикой. Появление теоретических, а не только практических знаний сделало эволюционное развитие куда менее драматичным. Для абстрактных знаний характерны структурированность и связанность, они отраженны в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.
Рис. 7. Представление тезауруса в виде семантической сети.
В качестве синонима системы знаний в информатике используется слово “тезаурус”. Тезаурус (греч. сокровищница) - это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.
Тезаурус можно рассматривать в виде совокупности смыслосодержащих элементов и смысловых отношений между ними. Графически он может отображаться в виде семантической сети. Получение новых знаний вносит изменения в структуру тезауруса.