Кафедра «Истории искусства и гуманитарных наук»
Творческий проект по Экономике
ТЕМА: Фирма в условиях рынка
Выполнил студентка группы
«Искусство графики»
Факультета МДиДПИ
Курс
Сидоренкова Полина Андреевна
Москва 2015
Изучение теоретических проблем политический экономики целесообразно начать с выяснения сущности, форм и современных особенностей предпринимательский деятельности, характеристики предприятия и фирмы как основного звена хозяйственной деятельности на микроуровне. Микроуровень экономики — это уровень отдельного предприятия как в сфере материального производства, так и сфере интеллектуально-информационной деятельности.
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется таким понятием, как предпринимательская деятельность.
Предпринимательская деятельность — это организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.
Очевидно, что существующее многообразие интересов общества и предпринимателя очень трудно, а подчас и невозможно реализовать бесконфликтно. Поэтому экономический и социальный успех предпринимательской деятельности зависит от степени гармонизации этих интересов, от того, насколько удалось минимизировать разрыв между интересами отдельных контрагентов и добиться динамического равновесия между их целями.
Во многих учебниках и учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. На мой взгляд, это утверждение верно, но вряд ли достаточно полно. Не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.
Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.
Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующие важные предметы управления предприятием: экономичность, финансовая устойчивость и прибыль.
Принцип экономичности требует, чтобы достигался:
• определенный результат при наименьших затратах — принцип минимизации;
• при заданном объеме затрат наибольший результат — принцип максимизации.
Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование — не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».
Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.
Высшее целью предпринимательской деятельностиявляется превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность. Рентабельность - это отношение прибыли к расходам, выраженное в процентах. Рентабельность показывает не просто прибыльность, а прибыльность, приходящуюся на единицу расходов.
Для достижения поставленной цели фирмы должны:
1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.
Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.
Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии» фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.
В современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивных общественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.






