double arrow

Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства

Налоги - обязательные сборы, взимаемые государством с экономических агентов.

Налоги являются неотъемлемым признаком, монопольным правом и необходимым условием существования государства, элементом независимости и суверенитета.

Функции налогов:

а) фискальная, означающая, что из налоговых поступлений происходит финансирование государственных расходов для создания общественных благ, поставляемых государством;

б) регулирующая, суть которой заключается в фактическом перераспределении государством национального дохода, посредством которого увеличивается или сокращается платежеспособный спрос отдельных групп экономических агентов, усиливаются илиослабляются стимулы к накоплению капитала, оказывается влияние на уровень экономической активности в стране и темпы экономического роста.

Налоги являются важной составляющей экономической безопасности, поскольку обеспечивают все уровни экономиче­ской системы финансовыми ресурсами позволяющими обеспечить состояние защищенности экономики

Так в нашей стране в настоящее время более половины доходов государственного бюджета обеспечивается за счет налоговых поступлений.

Значение налоговой политики в экономической безопасности определяется сущностью налогов, возникновение которых неразрывно связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством функций, важнейшей из которых исторически является обеспечение безопасности страны.

На ранних этапах становления и развития государства его безопасность рассматривалась, прежде всего, как способность отражать внешние угрозы (военное нападение со стороны других государств). Соответственно роль налогов наиболее отчетливо проявлялась в формировании финансовых фондов, за счет которых эта безопасность обеспечивалась.

Налоговая (фискальная) политика - совокупность меропри­ятий, выполняемых государством в процессе формирования доходной части государственного бюджета.

Налоговая политика в современных условиях российской действительности выступает важным объектом осуществления необходимых экономических преобразований.

Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

— управления;

— информирования (пропаганды);

— воспитания;

— консультирования;

— льготирования;

— контролирования;

— принуждения.

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на по­знании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просвети­тельской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и нало­говыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обя­занностей положений законодательства о налогах и сборах, примене­ние которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование — деятельность финансовых органов по предостав­лению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых ор­ганов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принуди­тельному исполнению налоговых обязанностей посредством примене­ния в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыска­ния и других санкций.

До недавнего времени при проведении налоговой политики налого­выми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осу­ществляется информирование, консультирование и воспитание насе­ления. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

Роль налоговой политики в обеспечении экономической безопасности определяется тем, что она является фактором обеспечения экономической безопасности, способствующим такому состоянию экономической системы, при которой создаются условия для социально-экономической стабильности общества, государства, регионов, предприятий и граждан.

Налоговая политика в обеспечении экономической безопасности выступает как:

ресурс в руках государственной власти;

инструмент влияния на социально-экономические процессы;

фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.

Следовательно, налоговая политика представляет собой с одной стороны, ресурсы и инструмент обеспечения экономической безопасности, и фактор риска и зависимости государства от налогоплательщиков — с другой.

Как ресурсный фактор налоги могут оборачиваться для государства и средством обеспечения безопасности (рост налогового потенциала), и фактором усиления угроз и рисков (утрата налогового потенциала в силу объективных и субъективных причин).

Значение налоговой политики как фактора экономической безопасности определяются конкретными условиями, спецификой этапа экономического развития государства, характера экономической политики, осуществляемой государством и стабильно­стью государственной власти.

В современных условиях резко возросло значение стимулирующей функции налоговой политики, реализуемой как посредством либерального налогообложения (понижения общего уровня налогов на предприятия реального сектора), так и посредством системы налоговых льгот и финансовых преференций, стимулирующих развитие приоритетных отраслей и видов экономической деятельности или создающих приемлемые финансовые условия для отдельных секторов экономики, которые по объективным причинам находятся в неблагоприятных обстоятельствах.

Таким образом, от продуманности и адекватности налоговой политики существующим экономическим условиям зависит эффективность деятельности основных элементов экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. Поэтому в российских условиях налоговая политика стала важнейшим инструментом обеспечения экономической безопасности.

Роль налоговой системы в экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической безопасности. Исходя из содержания экономической безопасности, налоговая политика - фактор «такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз» (см. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608).

Налоговая политика, выступая фактором экономической безопасности, должна способствовать обеспечению такого развития экономики, при котором создавались бы необходимые финансовые условия для социально-экономической стабильности и развития государства и каждого региона, сохранения целостности и единства финансовой системы, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам России.

Поэтому обеспечение экономической безопасности государства применительно к налоговой политике означает, что объем налоговых поступлений в бюджете государства должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций.

Налоги в качестве ресурсного фактора могут оборачиваться для государства, как средством обеспечения безопасности, так и причиной усиления угроз и рисков (сокращение налогового потенциала или нарастание борьбы за налоговую базу между центром и регионами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: