Биологические факторы

Физические факторы.

К физическим факторам относятся все виды электромагнитных колебаний естественного или искусственного происхождения.

Самым мощным естественным источником электромагнитных колебаний в природе, конечно, является Солнце. Именно благодаря солнечной энергии происходят все биологические процессы на Земле. Вся биосфера и сама жизнь существует только за счет солнечной энергии. Диапазон длин волн солнечных излучений простирается от нескольких долей нм (гамма-излучение) до метровых радиоволн.

Глаз человека воспринимает дневной свет, окрашенный в белый цвет. Однако на самом деле белый цвет представляет собой сочетание семи разных цветов - красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Видимая окраска определяется длиной волны (и, следовательно, частотой колебаний). Красный цвет имеет длину волны 760 нм, желто-зелёный – 556 нм, а фиолетовый - 380 нм.

Из всех излучений Солнца в видимом диапазоне наиболее сильное биологическое действие имеет ультрафиолетовое излучение. Оно обладает выраженным эритемным действием, т. е. вызывает покраснение кожи человека с последующим образованием пигмента. Это не что иное, как защитная реакция организма от перегрева. Неумеренное пребывание на солнце может вызвать не только покраснение, но и образование пузырей, другими словами - ожог первой или второй степени. А это требует серьезного лечения. Таким образом, прямое воздействие ультрафиолетового излучения на живой организм далеко не безопасно.

Естественные природные источники ЭМП можно разделить на две группы. К первой относятся постоянное электрическое и магнитное поля Земли, ко второй - радиоволны, генерируемые космическими источниками (Солнце, звезды), а также электрические процессы в атмосфере, например разряды молний. Диапазон частот колеблется в широких пределах.

Возникновение электрического поля Земли связано с наличием отрицательного заряда на ее поверхности. Его напряженность обычно находится в пределах от 100 до 500 В/м. Грозовые облака могут увеличить напряженность поля до сотен кВ/м. Разные люди неодинаково реагируют на ЭМП, так как обладают разной чувствительностью к ним. Одни люди совершенно не замечают магнитных бурь, другие, напротив, ощущают даже незначительные изменения электромагнитных полей.

Интересно отметить, что, по мнению специалистов, человеческое тело также излучает электромагнитные поля с частотой свыше 300 гГц. При этом плотность потока мощности составляет величину, равную 0,003 Вт/м2. Площадь поверхности тела равна около 2м2. Таким образом, общая излучаемая энергия равна 0,0054 Вт. Это вполне ощутимая величина.

Искусственными источниками электромагнитных излучений являются радиостанции, радиолокационные станции, высоковольтные линии электропередач и многие другие передающие технические средства. Они излучают энергию в очень широком диапазоне длин волн - от миллиметров до нескольких десятков и сотен метров. Особенно сильное воздействие наблюдается вблизи источников излучений.

В наш домашний быт интенсивно внедряются электронные средства связи, радиотелефоны, телевизоры, радиоаппаратура, персональные компьютеры, СВЧ-печи. На улице мы подвергаемся электромагнитному воздействию электротранспорта (трамвай, троллейбус), различных линий электропередач, трансформаторных подстанций, излучающих радио - и телевизионных антенн. Все эти виды электромагнитных излучений оказывают постоянное (в дневное и в ночное время) воздействие на человека.

Химические факторы.

Химические вещества широко используются человеком на производстве и в быту (консервирующие, моющие, чистящие, дезинфицирующие средства, а также средства для покраски и склеивания различных предметов).

Все химические вещества, используемые в быту, в небольших количествах безопасны для здоровья. Однако нарушение правил их применения может оказать неблагоприятное воздействие на организм.

К химическим веществам следует также отнести и лекарственные препараты, которые назначаются врачами при различных заболеваниях. Многие современные лекарства выпускаются в виде разноцветного драже, имеют очень привлекательный вид, поэтому дети нередко путают их с конфетами. Между тем достаточно и одной таблетки, чтобы вызвать у ребенка серьезное отравление, опасное для жизни.

Биологические факторы.

Формы существования живой материи на Земле чрезвычайно многообразны: от одноклеточных простейших до высокоорганизованных биологических организмов. Все известные микроорганизмы можно разделить на три группы:

  • совершенно безопасные для человека (сапрофиты), мы с ними постоянно контактируем, но это никогда не вызывает заболеваний;
  • безусловно вредные, т. е. опасные для здоровья человека (встреча с ними всегда чревата развитием инфекционного заболевания, правда, это случается тогда, когда организм не имеет соответствующей защиты);
  • условно патогенные (это микроорганизмы, которые в обычных условиях не вызывают каких-либо заболеваний у человека, однако, когда организм ослаблен вследствие простудного или хронического заболевания, недостаточного питания, авитаминоза, стресса, утомления и т. д., они могут вызвать заболевания).

Выделена группа особо опасных микроорганизмов, вызывающих тяжелейшие заболевания у человека. Это, например, возбудители натуральной оспы, чумы, холеры, туляремии, сибирской язвы, полиомиелита.

Социальные факторы.

Социальные факторы связаны с жизнью людей, с их отношением друг к другу и к обществу. Революционные преобразования почти всегда вызывают в обществе социальную напряженность, которая может оказать негативное влияние на отдельного человека и общество в целом. И напротив, спокойное, поступательное, эволюционное развитие общества и общественных отношений гарантирует спокойную, созидательную обстановку и уменьшение влияния факторов социальной природы на состояние здоровья человека.

Психические факторы.

Факторы внешней среды, имеющие психическую окраску, связаны со специфическим аспектом жизнедеятельности человека. Поведение человека в различных ситуациях, его восприятие окружающей действительности, ее эмоциональная окраска, характер поведения человека в той или иной ситуации, формирование его личности тесным образом связаны с факторами внешней и внутренней среды и их взаимодействием между собой.

Реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления таких личностных качеств, как активность и ответственность, а от общества - пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.

Читать полностью:http://valeologija.ru/lekcii/lekcii-po-omz/341-organizm-i-vneshnyaya-sreda

Выделяют следующие периоды онтогенеза человека:

Антенатальный онтогенез:

1.Герминальный или зародышевый период. Первая неделя после зачатия.

2.Эмбриональный период. Вторая – пятая неделя беременности.

3.Фетальный период.32 недели.

Постнатальный онтогенез:

1.Неонатальный или период новорожденности. 1-10 дни.

2.Грудной возраст. 10 дней – 1 год.

3.Раннее детство. 1-3 года.

4.Первое детство. 4-7 лет.

5.Второе детство. 8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет девочек.

6.Подростковый возраст. 13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет девочек.

7.Юношеский возраст. 17-21 год для юношей, 16-20 лет девушек.

8.Зрелый возраст:

I период: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины.

II период: 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины.

9.Пожилой возраст. Мужчины 61-74 года, женщины 56-74 года.

10.Старческий возраст. 75-90 лет.

12.Период долгожительства. Свыше 90 лет.

Герминальный период это момент от начала зачатия до формирования зародыша. Эмбриональный период делится на 2 фазы: фазу гистотрофного питания и фазу желточного кровообращения. В фетальном периоде происходит переход от желточного к гемо-амниотрофному питанию. В неонатальном периоде ребенок питается молозивным молоком. В период грудного вскармливания зрелым, а затем к материнскому молоку подключается прикорм и реализуется сенсомоторная схема стояния. В период раннего детства происходит освоение навыков ходьбы и речи. В первое детство возрастает словарный запас и протекает первая фаза формирования мышления. Во втором детстве усложняется аналитико-синтетическая деятельность мозга и формируется 2-я фаза мышления. В подростковом возрасте в основном завершается созревание висцеральных систем м протекает 3-я фаза организации мышления. Период юношества или адолесцентный является переломным, когда происходит завершение формирования личности и полового созревания. Период зрелости или стабильности является наиболее продуктивным в социальном плане и организованности физиологических функций. В период пожилого возраста начинаются инволюционные изменения, которые являются следствием физиологических перестроек гомеостаза. В последующие периоды они активизируются.

Норма — состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования. Понятие «норма» часто используют как синоним здоровья («здоровье — нормальное состояние организма»). И всё же понятие «норма» несколько шире понятия «здоровье». Так, можно быть здоровым человеком, но отличаться от каких-либо общепринятых эталонов нормы (например, роста, массы или габаритов тела, характера общения с другими людьми, уровня интеллекта). Вместе с тем разработка критериев нормы жизнедеятельности и других параметров организма человека, определение их оптимального диапазона весьма важны для медицины.

Аномалия понятие Аномалия (греч.) — так называется отступление или уклонение от правила, поэтому аномальным называют все отступающее или уклоняющееся от правильного или нормального.

Эксперты ВОЗ предложили следующее определение здоровья: Здоровье — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от нежизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако учёные в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организацией, метаболизмом, ростом,адаптацией, реакцией на раздражители и воспроизводством[4]. Также можно сказать, что жизнь является характеристикой состояния организма.

Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти

Основные понятия:

Организм человека - единая, сложная, саморегулируемая и саморазвивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации.

n Функциональная система организма - это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности. Выделение групп органов в организме человека в системы условно, так как они функционально взаимосвязаны между собой. Различают следующие системы человеческого организма: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная и др.

n Гомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического состава крови и т.д.)

n Резистентность - способность организма работать в условиях неблагоприятных изменений внутренней среды.

n Адаптация - способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

n Гипокинезия - недостаточная двигательная активность организма.

n Гиподинамия - совокупность отрицательных морфо-функциональных изменений в организме вследствие недостаточной двигательной активности (атрофические изменения в мышцах, детренированность сердечно-сосудистой системы, деминерализация костей и т.д.).

n Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение как внутреннее, так и внешнее, осуществляемая посредством центральной нервной системы. Рефлексы делятся на условные (приобретенные в процессе жизнедеятельности) и безусловные (врожденные).

n Гипоксия - кислородное голодание, которое возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови.

Части тела: голова, шея, туловище, верхние,нижние конечности

n Розовая влажная оболочка, выстилающая ротовую полость, принадлежит к числу слизистых. Как и большинство слизистых оболочек, она содержит железы, в данном случае — слюнные, выделяющие слюну.

n Одна из главных особенностей нашей анатомии — наличие в теле больших полостей. Внутренние органы не размещаются в теле беспорядочно, а либо подвешены в таких полостях, либо прикреплены к их стенкам. Всего пять главных полостей в теле, в которых важные мягкие его части надежно защищены.

Головной мозг помещается в полости, образованной костями черепа, а спинной в спинномозговом канале, ограниченном телами и отростками позвонков. Полость грудной клетки подразделяется на три меньшие — две плевральные, где находятся легкие, и перикардиальную полость, в которой заключено сердце. Желудок, печень, поджелудочная железа, почки, большая часть кишечника и некоторые другие органы размещаются во вместительной брюшной полости, а репродуктивные органы, мочевой пузырь, нижняя часть толстой кишки и прямая кишка — в полости малого таза, находящейся под брюшной полостью. Все эти полости тела выстланы слизистыми или серозными оболочками. Толщина этих оболочек в разных органах бывает различна. В брюшной и тазовой полостях выстилающие их оболочки удерживают также органы на месте.

Различают три оси тела: вертикальную, поперечную и сагиттальную. Все они пересекаются друг с другом под прямыми углами. Вертикальная ось самая длинная и перпендикулярна к плоскости опоры. Поперечная ось идет параллельно плоскости опоры. Сагиттальная ось, получившая название от латинского слова «сагитта» — стрела, направлена спереди назад. Поперечных и сагиттальных осей можно провести любое количество, вертикальную же ось — только одну. Поэтому вертикальная ось называется основной осью. Осям соответствуют три плоскости — сагиттальная, фронтальная и горизонтальная.

Сагиттальная плоскость проходит в направлении сагиттальной оси и перпендикулярно поперечной оси. Через тело можно провести любое количество сагиттальных плоскостей. Одна из них, та, которая проходит через вертикальную основную ось, называется срединной, или медианной. Она делит тело на две симметричные половины — правую и левую.

Фронтальная плоскость идет в направлении поперечной и перпендикулярна к сагиттальной оси. Любая из фронтальных плоскостей делит тело на заднюю и переднюю части. Фронтальная плоскость перпендикулярна опоре и параллельна передней поверхности тела, поверхности лба, с чем и связано ее название (латинское «фронс» — лоб).

Горизонтальная, или поперечная, плоскость проходит в направлении поперечной оси параллельно плоскости опоры и перпендикулярна к вертикальной. Любая из поперечных плоскостей разделит тело на верхнюю и нижнюю половины. Соответственно осям и плоскостям определяется положение частей тела, расположение внутренних органов.

Тело человека обладает симметрией. Это особенно четко выявляется при мысленном проведении через тело срединной сагиттальной плоскости. В расположении внутренних органов также наблюдается симметрия. Существуют правое и левое легкое, правая и левая почка. Однако в отношении ряда внутренних органов этот принцип нарушен.

Существуют стандартные термины, которые описывают взаимное расположение различных частей тела по отношению друг к другу. Человеческое тело представляет собой сложную трехмерную структуру, поэтому знание точных анатомических терминов положения и направления поможет вам сравнивать одну часть тела с другой и понимать, как они расположены по отношению друг к другу. Эти термины остаются постоянными независимо от того, сидит человек, стоит или лежит.

Название Определение Пример употребления
Передний Находящийся впереди, направленный вперед Мышцы живота расположены в передней части брюшной полости
Задний Находящийся сзади, направленный назад За разгибание ноги в тазобедренном суставе отвечает задняя группа мышц бедра
Верхний Находящийся над другими структурами, направленный к голове Плечевой пояс занимает верхнее положение по отношению к тазовой области
Нижний Находящийся под другими структурами, направленный к ногам Тазовая область занимает нижнее положение по отношению к плечевому поясу
Латеральный Направленный в сторону от срединной линии тела Наружную часть коленного сустава образует латеральный мыщелок большеберцовой кости
Медиальный Направленный к срединной линии тела Внутреннюю часть коленного сустава образует медиальный мыщелок большеберцовой кости
Проксимальный Находящийся ближе к туловищу или началу конечности Тазобедренный сустав занимает проксимальное положение по отношению к коленному
Дистальный Находящийся дальше от туловища, срединной линии тела или начала конечности Пальцы стоп представляют собой дистальное образование ног
Поверхностный Находящийся ближе к поверхности тела, чем другие структуры Прямая мышца бедра образует поверхностный слой четырехглавой мышцы бедра
Глубокий Находящийся дальше от поверхности тела, чем другие структуры Самый глубокий слой стенок брюшной полости образован поперечной мышцей живота
Пронация Поворот вниз, внутрь При пронации кисти руки ладонь обращена вниз
Супинация Поворот вверх, наружу При супинации кисти руки ладонь обращена вверх

Конституция, морфологические типы конституции:

1.Астеник

2.Нормостеник

3.Гиперстениконституция человека

Конституция человека - функциональные и морфологические особенности организма,сложившиеся на основе наследственных и приобретённых свойств и определяющие реактивность организмана различные (в т. ч. болезнетворные) воздействия. Строение и функциональные особенности организма у различных людей в какой-то мере могут быть сходными, что позволяет говорить о типах К. ч. Чаще К. ч.определяется по телосложению — совокупности внешних признаков (рост, вес, пропорциональностьотдельных размеров тела, степень развития мускулатуры и подкожного жирового слоя), которыеустанавливаются антропометрическими измерениями (см. Антропометрия). Пользуясь индексомфизического развития, основанным на соотношении роста, веса тела, а также окружности грудной клетки,советский учёный М. В. Черноруцкий выделяет три основных типа К. ч.: астенический, нормостенический и гиперстенический


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: