Типы экономических систем

История социально- экономического развития общества выражается определенными экономическими системами.

Имеются разные подходы к пониманию экономичес­кой системы.

Марксистский подход

эко­номическая система - способ производства, при котором находятся в единстве и взаимодействии две составляю­щие: производительные силы и производственные отно­шения.

Производительные силы представляют собой со­вокупность рабочей силы и средств производства, вклю­чающие предметы труда и средства труда. К первым от­носится то, на что направлен труд (природные ресурсы, сырье, материалы и т.п.). Ко второму относится то, по­средством чего оказывается воздействие на предметы труда (здания, сооружения, станки, оборудование и т.п.).

Производственные отношения - отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распре­деления, обмена, потребления благ. Совокупность про­изводительных сил и производственных отношений со­здает исторически определенный способ производства.

Экономическая система - это исторически возникшая и установленная совокупность принципов, законодательно оформленных норм, определяющих основные экономичес­кие отношения в процессе производства, распределения, обмена, потребления благ.

Каждая экономическая система основана на определенных общих закономерностях экономической деятельности человека и общества. Вместе с тем, это совокупность экономических процессов, совершающих­ся в обществе на основе действующих в нем отношений соб­ственности и организационно-правовых форм.

Экономические отношения в обществе составляют осно­ву экономической системы общества.

В любой экономической системе первичную роль иг­рает производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование ресурсов, имеют место их потоки наряду с потоками товаров и услуг.

Типы и модели экономических систем

Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами — это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.

Факторы, влияющие на экономическую систему:

- ходом исторического развития, традициями;

- народонаселением;

- наличием природных ресурсов;

- политическим устройством.

Типы экономических систем
   
Традиционная     Командная
   
Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услугикак и для кого производить Отсталая технология производства Преобладание ручного труда Многоукладность экономики Консерватизм и неприятие ново­введений     Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти Отсутствие у производителей свободы выбора Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства
     
Рыночная     Смешанная
 
Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания Преобладание частной собствен­ности Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние государства   Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ
Достоинства и недостатки экономических систем
Тип экономиче­ской системы Достоинства Недостатки
Командная (плановая) Возможность концентра­ции усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятель­ности Обеспечение экономи­ческой и социальной стабильности, так назы­ваемая «уверенность в за­втрашнем дне» Невозможность быстрого раз­вития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производ­ства и потребления. Низкий уровень удовлетворе­ния потребностей Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления
Рыночная Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в ко­торых общество больше всего нуждается («невиди­мая рука рынка») Свобода выбора и деятель­ности предпринимателейСпособствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая адап-тированность к изменяю­щимся условиям Стимулирование научно-технического прогресса Неравное распределение дохо­да; рынок ориентирован на удо­влетворение потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безра­ботице, социальным противо­речиям Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования Ослабление конкуренции, про­исходящее вследствие слияния небольших предприятий Расточительное отношение к природным ресурсам
Смешанная (развитая смешанная экономика) Обеспечение экономиче­ского роста и экономиче­ской стабильности Социальные гарантии Защита и поощрение кон­куренции, борьба с моно­полиями Обеспечение политиче­ской стабильности Стимулирование техноло­гических и организацион­ных инноваций Поддержка сферы образо­вания, культуры, науки Отсутствие стандартных схем Необходимость разработки национальных моделей с уче­том национальной специфики
Функции государства в смешанной экономике
                     
Перераспреде­ление доходов с помощью налоговой системы и фон­дов централизо­ванных средств   Поддерж­ка пред­приятий государ­ственного сектора экономики   Финансирова­ние сферы обра­зования, куль­туры, науки, обеспечение общественного порядка   Влияние на перерас­пределение ресурсов между отраслями экономики для предотвращения без­работицы и спадов производства
Задачи, стоящие перед постсоциалистическими государствами с переходной экономикой
       
Формирование частного сектора экономики; создание условий для свободного предпринимательства     Реформирование государственного сектора, аренда или приватизация государственного имущества
       
       
Способствование экономической обособленности товаропроизво­дителей на основе частной и сме­шанной форм собственности     Формирование рыночной инфра­структуры, призванной способ­ствовать эффективной организа­ции производства
       
       
Реформирование системы ценообразования на основе рыночных механизмов

Приватизация — процесс перехода государственных предприятий в частную форму собственности.

Приватизационный сертификат — ценная бумага, свидетельствующая о праве ее собственника на владение частью государственной собственно­сти, а также на участие в приватизации этой собственности.

Формы приватизации
         
Аукционная продажа имущества Бесплатная передача каждо­му гражданину его доли в го­сударственном имуществе посредством выдачи привати­зационных сертификатов
Средние и малые предприятия сферы услуг Крупные предприятия на конкурсной основе

Рыночная экономика. Это такая экономическая орга­низация общества, которая основана на рыночном меха­низме. Тогда ответы на три фундаментальных вопроса во многом зависят от требований рыночных законов.

Вопрос:

«Что производить?» в рыночной системе реша­ет предпочтения потребителей.

«Как производить?» - оп­ределяется конкуренцией, вынуждающей товаропроиз­водителей выпускать более качественную продукцию по приемлемым ценам. Вопрос:

«Для кого производить?» во многом решается доходами потребителей и эффектив­ностью государственного регулирования. Преимуще­ством этой системы является то, что она по своей природе порождает мощные экономические стимулы для хозяй­ствующих субъектов. Однако рыночные отношения как таковые не позволяют решать целый комплекс соци­альных и научно-технических проблем.

Командно-административная экономика. Проблемы: «что, как, для кого?» решаются государством при помо­щи командно-административных методов. Государствен­ными органами власти и управления планируются и ре­гулируются все экономические процессы.

Позитивным аспектом данной системы является то, что государство стремится выступать в качестве гаранта общественной безопасности, социальной стабильности. Все же, как по­казал исторический опыт, в этой экономической систе­ме превалируют негативные явления. Так, социалисти­ческое планирование в целом не создавало экономичес­ких стимулов в сфере хозяйственной деятельности и не было чувствительным к запросам потребителя.

Поэтому хрони­ческими недостатками системы были признаны ее закры­тый характер, хозяйственная неэффективность, снижение темпов экономического роста, дефицит и очереди.

Смешанная экономика. В современных промышленно развитых странах не встречается ни чисто командных экономик, где все - от производства до распределения - управляется государством, ни чисто рыночных, где го­сударство вообще не вмешивается в процессы производ­ства и распределения.

Современная рыночная экономи­ки это смешанная экономика. Такой тип экономической системы сочетает в себе характеристики командно- административной и рыночной экономики. В смешан­ной экономике производство развивается под воздействи­ем собственных рыночных сил, направляющих предпринимательскую активность производителя, а государство регулирует этот процесс, устанавливая правовую базу и контролируя ее соблюдение, осуществляет различные социальные и политические программы.

Тем самым в определенной степени устраняет недо­статки каждой из них. К примеру, в Швеции высокие ставки налогообложения для корпораций, что способству­ет росту доходов государства и улучшению уровня жиз­ни граждан. В смешанных системах государство не пря­мо, а косвенно воздействует на рынок.

2. Модели экономического развития

В каждой системе действуют свои национальные моде­ли организации экономической жизни. Можно выделить

· американскую модель, построенную на системе поощре­ния предпринимательства и обогащения наиболее актив­ной части населения. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Для этой модели харак­терно государственное воздействие, направленное на ста­бильность и экономическое равновесие.

· Японскую модель характеризует отставание уровня жизни населения от рос­та производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, что способствует ро­сту ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель характеризуется высоким уровнем накопления и ориентируется на поддержание национального самосоз­нания и приоритеты интересов государства над интереса­ми человека.

· Немецкая модель ориентируется на соци­альное рыночное хозяйство. Особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошли­ны, технические нормы.

· Китайская модель, оптимально сочетая все секторы хозяйства, основывается на высокой трудоспособности многочисленного населения, дешевой рабочей силе в условиях плотной конкуренции на внут­реннем рынке труда. Это позволяет расширять сферу экс­портного влияния китайских товаров на мировых потре­бительских рынках.

· Шведская модель отличается яркой социальной направленностью экономической политики, ориентированной на сокращение имущественного нера­венства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В ру­ках государства находится 4 % основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х годах составила свыше 50% от ВВП, более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Это стало возможным в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная соци­ализация», что означает разделение функций по частным секторам, обеспечивающим конкурентоспособные произ­водства, рабочие места и государством как гарантом обес­печения высокого уровня жизни.

· Казахстанская модель основана на интеграции в мировые рыночные процессы и развитии сильной экономики инновационного типа. Благодаря стабильной политической ситуации, эффективным антикризисным мерам Казахстан в годы кризиса удержал высокий темп роста и низкую безработицу

· Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

Переходная экономика характеризует такое состояние страны, которое выражает коренные социально-эконо­мической преобразования в обществе, переход от одной, прежней экономической системы к другой, новой.

В начале 90-х годов в странах СНГ начался процесс перехода от одной экономической системы, командно- административной, к рыночной экономической систе­ме. Переходные процессы выходят за рамки стандарт­ных реформ, так как имеют глубинный и системный характер, а это требует создания ключевых рыночных ин­ститутов. Вместе с тем отличие перехода к рынку от эко­номических реформ в других странах состоит в том, что он предполагает системные изменения, которые призва­ны преобразовать фундаментальные принципы функци­онирования экономики. Основу перехода к рыночной экономике составляет комплекс реформ:

Либерализация цен и создание открытой экономи­ки, позволяющие резко расширить частный сектор и международную торговлю.

Разгосударствление и приватизация с уточнением прав собственности.

Пересмотр социальных программ и системы соци­альной защиты, с тем, чтобы обеспечить переход к рын­ку с менее болезненными последствиями.

Последовательная стабилизация на базе создания новых рыночных институтов.

В постсоциалистических странах и на пространстве СНГ активно проводились структурные, экономические рефор­мы по переходу к рынку. Одним из существенных резуль­татов явилось признание после 10 лет преобразований ми­ровым сообществом Казахстана и России странами с ры­ночной экономикой. Вместе с тем это явилось свидетель­ством формирования новой экономической системы

3. Собственность

Собственность, как абстрактное явление, в конкретном виде реализуется через свои формы.

Форма собственности характеризуется тем, кто является собственником. Классификация собственности на типы, виды и формы может проводиться по разным критериям. Выделяются следующие классы присвоения:

1. Общее нераздельное присвоение, ее основные формы

  • Первобытнообщинная.
  • Семейная (в части совместно нажитого имущества)
  • Коллективная (с неделимым имуществом).
  • Государственная.

2.Частное присвоение:

  • Собственность индивида, который сам трудится.

· Собственность на средства производства человек;

3. Совместно-долевая (смешанная) собственность:

· Акционерное общество.

· Хозяйственные товарищества.

· Кооперативы.

· Хозяйственные объединения.

· Совместные предприятия.

· Семейное имущество на основе брачного контракта.

По функциональному принципу собственность делит­ся на частную, государственную, смешанную.

1 ГРУППА Частная собственность основана на частных инте­ресах и является ведущей в рыночной экономике по про­изводству материальных и нематериальных благ. Она ре­ализуется посредством предпринимательства, инвести­ционной деятельности, личного состояния граждан. В странах с рыночной экономикой удельный вес частного сектора составляет в пределах 70-90%. Главным преиму­ществом частной собственности является ее свойство со­здавать стимулы для производительного труда и удовлет­ворения личных потребностей. Она нацелена на макси­мальную прибыль и наиболее полную реализацию пред­принимательских способностей.

2 ГРУППА Государственная собственность основана на интере­сах государства и всего общества. Она выполняет регу­лирующую роль в экономике, ее объектами обычно явля­ются жизненно важные сферы общества, которые нуж­но защищать и совершенствовать. Это, прежде всего:

· Национальная оборона и безопасность.

· Защита окружающей среды.

· Обязательное среднее общее образование.

· Развитие фундаментальной науки.

· Содержание бюджетных организаций.

· Стратегические отрасли, объекты, представляющие государственный интерес.

3 ГРУППА смешанная форма собственности. Она соединяет преимущества частной и государственной форм, может быть представлена корпо­ративным сектором с долевым участием частных капи­талов и государства. Классическим примером служат

акционерные общества, совместные предприятия. В та­кой форме государство становится участником предпри­нимательского процесса (государственное предпринима­тельство). Союз частного бизнеса с государством представ­ляется выгодным в отношении защиты интересов соб­ственности, гарантирования будущих доходов. Государ­ству такая совместная деятельность позволяет расширить сферу своего влияния в экономике и контролировать по­токи денежных капиталов и товаров. Формы собственно­сти могут быть представлены с учетом территориального признака. Элементы классификации форм собственнос­ти взаимосвязаны и реализуются как отношения соб­ственности

В процессе перехода от одной экономической систе­мы к другой одновременно происходит смена форм соб­ственности на средства производства или их соотноше­ния. Это показал исторический опыт трансформации традиционной в рыночную экономическую систему, ко­мандно-административной - в смешанную экономичес­кую систему. Содержание таких процессов сопровожда­ется явлениями (политикой) приватизации и национа­лизации.

Приватизация - это процесс передачи (прода­жи) объектов государственной собственности и имуще­ства в частную собственность.

Национализация - это процесс присвоения или пере­дачи объектов и имущества частной собственности в го­сударственную собственность.

Теперь остановимся на особенностях организационно-правовых форм собственности. Именно законодательство определяет основные положения права собственности и организационно-правовые формы в экономике.

Законодательство Республики Казахстан предусмат­ривает следующие организационно-правовые формы: государственные предприятия, хозяйственные товари­щества (акционерное общество, полное товарищество, коммандитное товарищество, товарищество с дополни­тельной ответственностью, товарищество с ограниченной ответственностью), производственные кооперативы.

Опыт экономической политики в разных странах по­казал, что не следует подводить под единые стандарты со­отношения между частными и государственными секто­рами экономики. При этом целесообразно учитывать на­циональные особенности развития форм собственности.

Дополнительная литература

1. Веснин В.Р. Собственность: научная категория, поли­тические мифы и реальность // Социально-гуманитарные знания, 2002. - №3.

2. Избасаров А. О собственности на интеллект // Аль Пари, 2003. -№1.

3. ЖанузаковаЗ. Государственная собственность: формы II принципы ее социально-экономической реализации // Тран­зитная экономика, 2004. - №1.

4. Саханова А. Концепция организационного механизма национализации // Саясат, 2003. — №12.

5. Мергалиева Л. Новые формы управления государствен­ной собственностью в Республике Казахстан//Транзитная экономика, 2007. - №4.

6. Айнабек К. Земельная собственность и рента в социа­лизации аграрных отношений//Евразийское сообщество, 2007. - №2.

7. Омурзаков Т.К. Разгосударствление и приватизация собственности как основа формирования конкурентной сре­ды и предпринимательства в Казахстане

Контрольные вопросы

1. Что такое собственность?

2. В чем отличие экономического и юридического содер­жания собственности?

3. Какова главная цель приватизации и национализации?

4. Проанализируйте следующую ситуацию.

Вам принадлежит новый современный автобус, вы его от­дали в аренду частной транспортной компании, которая орга­низовала грузовые перевозки пассажиров по городскому мар­шруту, наняв для этого водителя и контролера. Кто в данной ситуации является собственником, владельцем, распоряди­телем и пользователем автобуса?

5. Каковы основные формы собственности?

6. Чем определяется различие организационно-правовых форм?

Тесты для закрепления учебного материала

1. Один из методов (вариантов) приватизации -...

А. Интенсификация В. Национализация С. Планирование

д. Аукционная продажа Е. Конфискация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: