История социально- экономического развития общества выражается определенными экономическими системами.
Имеются разные подходы к пониманию экономической системы.
Марксистский подход
экономическая система - способ производства, при котором находятся в единстве и взаимодействии две составляющие: производительные силы и производственные отношения.
Производительные силы представляют собой совокупность рабочей силы и средств производства, включающие предметы труда и средства труда. К первым относится то, на что направлен труд (природные ресурсы, сырье, материалы и т.п.). Ко второму относится то, посредством чего оказывается воздействие на предметы труда (здания, сооружения, станки, оборудование и т.п.).
Производственные отношения - отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена, потребления благ. Совокупность производительных сил и производственных отношений создает исторически определенный способ производства.
Экономическая система - это исторически возникшая и установленная совокупность принципов, законодательно оформленных норм, определяющих основные экономические отношения в процессе производства, распределения, обмена, потребления благ.
|
|
Каждая экономическая система основана на определенных общих закономерностях экономической деятельности человека и общества. Вместе с тем, это совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм.
Экономические отношения в обществе составляют основу экономической системы общества.
В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование ресурсов, имеют место их потоки наряду с потоками товаров и услуг.
Типы и модели экономических систем
Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами — это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.
Факторы, влияющие на экономическую систему:
- ходом исторического развития, традициями;
- народонаселением;
- наличием природных ресурсов;
- политическим устройством.
Типы экономических систем | |||
Традиционная | Командная | ||
Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услугикак и для кого производить Отсталая технология производства Преобладание ручного труда Многоукладность экономики Консерватизм и неприятие нововведений | Экономические решения принимают в основном представители государственной власти Отсутствие у производителей свободы выбора Отсутствие у производителей заинтересованности в повышении эффективности производства | ||
Рыночная | Смешанная | ||
Свободное решение основных экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования Преобладание частной собственности Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими личными экономическими интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние государства | Одновременное сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ |
Достоинства и недостатки экономических систем | ||
Тип экономической системы | Достоинства | Недостатки |
Командная (плановая) | Возможность концентрации усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятельности Обеспечение экономической и социальной стабильности, так называемая «уверенность в завтрашнем дне» | Невозможность быстрого развития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производства и потребления. Низкий уровень удовлетворения потребностей Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления |
Рыночная | Способствует эффективному распределению ресурсов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается («невидимая рука рынка») Свобода выбора и деятельности предпринимателейСпособствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая адап-тированность к изменяющимся условиям Стимулирование научно-технического прогресса | Неравное распределение дохода; рынок ориентирован на удовлетворение потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безработице, социальным противоречиям Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования Ослабление конкуренции, происходящее вследствие слияния небольших предприятий Расточительное отношение к природным ресурсам |
Смешанная (развитая смешанная экономика) | Обеспечение экономического роста и экономической стабильности Социальные гарантии Защита и поощрение конкуренции, борьба с монополиями Обеспечение политической стабильности Стимулирование технологических и организационных инноваций Поддержка сферы образования, культуры, науки | Отсутствие стандартных схем Необходимость разработки национальных моделей с учетом национальной специфики |
Функции государства в смешанной экономике | ||||||||||
Перераспределение доходов с помощью налоговой системы и фондов централизованных средств | Поддержка предприятий государственного сектора экономики | Финансирование сферы образования, культуры, науки, обеспечение общественного порядка | Влияние на перераспределение ресурсов между отраслями экономики для предотвращения безработицы и спадов производства |
Задачи, стоящие перед постсоциалистическими государствами с переходной экономикой | |||
Формирование частного сектора экономики; создание условий для свободного предпринимательства | Реформирование государственного сектора, аренда или приватизация государственного имущества | ||
Способствование экономической обособленности товаропроизводителей на основе частной и смешанной форм собственности | Формирование рыночной инфраструктуры, призванной способствовать эффективной организации производства | ||
Реформирование системы ценообразования на основе рыночных механизмов |
Приватизация — процесс перехода государственных предприятий в частную форму собственности.
|
|
|
|
Приватизационный сертификат — ценная бумага, свидетельствующая о праве ее собственника на владение частью государственной собственности, а также на участие в приватизации этой собственности.
Формы приватизации | ||||
Аукционная продажа имущества | Бесплатная передача каждому гражданину его доли в государственном имуществе посредством выдачи приватизационных сертификатов | |||
Средние и малые предприятия сферы услуг Крупные предприятия на конкурсной основе |
Рыночная экономика. Это такая экономическая организация общества, которая основана на рыночном механизме. Тогда ответы на три фундаментальных вопроса во многом зависят от требований рыночных законов.
Вопрос:
«Что производить?» в рыночной системе решает предпочтения потребителей.
«Как производить?» - определяется конкуренцией, вынуждающей товаропроизводителей выпускать более качественную продукцию по приемлемым ценам. Вопрос:
«Для кого производить?» во многом решается доходами потребителей и эффективностью государственного регулирования. Преимуществом этой системы является то, что она по своей природе порождает мощные экономические стимулы для хозяйствующих субъектов. Однако рыночные отношения как таковые не позволяют решать целый комплекс социальных и научно-технических проблем.
Командно-административная экономика. Проблемы: «что, как, для кого?» решаются государством при помощи командно-административных методов. Государственными органами власти и управления планируются и регулируются все экономические процессы.
|
|
Позитивным аспектом данной системы является то, что государство стремится выступать в качестве гаранта общественной безопасности, социальной стабильности. Все же, как показал исторический опыт, в этой экономической системе превалируют негативные явления. Так, социалистическое планирование в целом не создавало экономических стимулов в сфере хозяйственной деятельности и не было чувствительным к запросам потребителя.
Поэтому хроническими недостатками системы были признаны ее закрытый характер, хозяйственная неэффективность, снижение темпов экономического роста, дефицит и очереди.
Смешанная экономика. В современных промышленно развитых странах не встречается ни чисто командных экономик, где все - от производства до распределения - управляется государством, ни чисто рыночных, где государство вообще не вмешивается в процессы производства и распределения.
Современная рыночная экономики это смешанная экономика. Такой тип экономической системы сочетает в себе характеристики командно- административной и рыночной экономики. В смешанной экономике производство развивается под воздействием собственных рыночных сил, направляющих предпринимательскую активность производителя, а государство регулирует этот процесс, устанавливая правовую базу и контролируя ее соблюдение, осуществляет различные социальные и политические программы.
Тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них. К примеру, в Швеции высокие ставки налогообложения для корпораций, что способствует росту доходов государства и улучшению уровня жизни граждан. В смешанных системах государство не прямо, а косвенно воздействует на рынок.
2. Модели экономического развития
В каждой системе действуют свои национальные модели организации экономической жизни. Можно выделить
· американскую модель, построенную на системе поощрения предпринимательства и обогащения наиболее активной части населения. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Для этой модели характерно государственное воздействие, направленное на стабильность и экономическое равновесие.
· Японскую модель характеризует отставание уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, что способствует росту ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель характеризуется высоким уровнем накопления и ориентируется на поддержание национального самосознания и приоритеты интересов государства над интересами человека.
· Немецкая модель ориентируется на социальное рыночное хозяйство. Особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.
· Китайская модель, оптимально сочетая все секторы хозяйства, основывается на высокой трудоспособности многочисленного населения, дешевой рабочей силе в условиях плотной конкуренции на внутреннем рынке труда. Это позволяет расширять сферу экспортного влияния китайских товаров на мировых потребительских рынках.
· Шведская модель отличается яркой социальной направленностью экономической политики, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится 4 % основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х годах составила свыше 50% от ВВП, более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Это стало возможным в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», что означает разделение функций по частным секторам, обеспечивающим конкурентоспособные производства, рабочие места и государством как гарантом обеспечения высокого уровня жизни.
· Казахстанская модель основана на интеграции в мировые рыночные процессы и развитии сильной экономики инновационного типа. Благодаря стабильной политической ситуации, эффективным антикризисным мерам Казахстан в годы кризиса удержал высокий темп роста и низкую безработицу
· Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.
Переходная экономика характеризует такое состояние страны, которое выражает коренные социально-экономической преобразования в обществе, переход от одной, прежней экономической системы к другой, новой.
В начале 90-х годов в странах СНГ начался процесс перехода от одной экономической системы, командно- административной, к рыночной экономической системе. Переходные процессы выходят за рамки стандартных реформ, так как имеют глубинный и системный характер, а это требует создания ключевых рыночных институтов. Вместе с тем отличие перехода к рынку от экономических реформ в других странах состоит в том, что он предполагает системные изменения, которые призваны преобразовать фундаментальные принципы функционирования экономики. Основу перехода к рыночной экономике составляет комплекс реформ:
Либерализация цен и создание открытой экономики, позволяющие резко расширить частный сектор и международную торговлю.
Разгосударствление и приватизация с уточнением прав собственности.
Пересмотр социальных программ и системы социальной защиты, с тем, чтобы обеспечить переход к рынку с менее болезненными последствиями.
Последовательная стабилизация на базе создания новых рыночных институтов.
В постсоциалистических странах и на пространстве СНГ активно проводились структурные, экономические реформы по переходу к рынку. Одним из существенных результатов явилось признание после 10 лет преобразований мировым сообществом Казахстана и России странами с рыночной экономикой. Вместе с тем это явилось свидетельством формирования новой экономической системы
3. Собственность
Собственность, как абстрактное явление, в конкретном виде реализуется через свои формы.
Форма собственности характеризуется тем, кто является собственником. Классификация собственности на типы, виды и формы может проводиться по разным критериям. Выделяются следующие классы присвоения:
1. Общее нераздельное присвоение, ее основные формы
- Первобытнообщинная.
- Семейная (в части совместно нажитого имущества)
- Коллективная (с неделимым имуществом).
- Государственная.
2.Частное присвоение:
- Собственность индивида, который сам трудится.
· Собственность на средства производства человек;
3. Совместно-долевая (смешанная) собственность:
· Акционерное общество.
· Хозяйственные товарищества.
· Кооперативы.
· Хозяйственные объединения.
· Совместные предприятия.
· Семейное имущество на основе брачного контракта.
По функциональному принципу собственность делится на частную, государственную, смешанную.
1 ГРУППА Частная собственность основана на частных интересах и является ведущей в рыночной экономике по производству материальных и нематериальных благ. Она реализуется посредством предпринимательства, инвестиционной деятельности, личного состояния граждан. В странах с рыночной экономикой удельный вес частного сектора составляет в пределах 70-90%. Главным преимуществом частной собственности является ее свойство создавать стимулы для производительного труда и удовлетворения личных потребностей. Она нацелена на максимальную прибыль и наиболее полную реализацию предпринимательских способностей.
2 ГРУППА Государственная собственность основана на интересах государства и всего общества. Она выполняет регулирующую роль в экономике, ее объектами обычно являются жизненно важные сферы общества, которые нужно защищать и совершенствовать. Это, прежде всего:
· Национальная оборона и безопасность.
· Защита окружающей среды.
· Обязательное среднее общее образование.
· Развитие фундаментальной науки.
· Содержание бюджетных организаций.
· Стратегические отрасли, объекты, представляющие государственный интерес.
3 ГРУППА смешанная форма собственности. Она соединяет преимущества частной и государственной форм, может быть представлена корпоративным сектором с долевым участием частных капиталов и государства. Классическим примером служат
акционерные общества, совместные предприятия. В такой форме государство становится участником предпринимательского процесса (государственное предпринимательство). Союз частного бизнеса с государством представляется выгодным в отношении защиты интересов собственности, гарантирования будущих доходов. Государству такая совместная деятельность позволяет расширить сферу своего влияния в экономике и контролировать потоки денежных капиталов и товаров. Формы собственности могут быть представлены с учетом территориального признака. Элементы классификации форм собственности взаимосвязаны и реализуются как отношения собственности
В процессе перехода от одной экономической системы к другой одновременно происходит смена форм собственности на средства производства или их соотношения. Это показал исторический опыт трансформации традиционной в рыночную экономическую систему, командно-административной - в смешанную экономическую систему. Содержание таких процессов сопровождается явлениями (политикой) приватизации и национализации.
Приватизация - это процесс передачи (продажи) объектов государственной собственности и имущества в частную собственность.
Национализация - это процесс присвоения или передачи объектов и имущества частной собственности в государственную собственность.
Теперь остановимся на особенностях организационно-правовых форм собственности. Именно законодательство определяет основные положения права собственности и организационно-правовые формы в экономике.
Законодательство Республики Казахстан предусматривает следующие организационно-правовые формы: государственные предприятия, хозяйственные товарищества (акционерное общество, полное товарищество, коммандитное товарищество, товарищество с дополнительной ответственностью, товарищество с ограниченной ответственностью), производственные кооперативы.
Опыт экономической политики в разных странах показал, что не следует подводить под единые стандарты соотношения между частными и государственными секторами экономики. При этом целесообразно учитывать национальные особенности развития форм собственности.
Дополнительная литература
1. Веснин В.Р. Собственность: научная категория, политические мифы и реальность // Социально-гуманитарные знания, 2002. - №3.
2. Избасаров А. О собственности на интеллект // Аль Пари, 2003. -№1.
3. ЖанузаковаЗ. Государственная собственность: формы II принципы ее социально-экономической реализации // Транзитная экономика, 2004. - №1.
4. Саханова А. Концепция организационного механизма национализации // Саясат, 2003. — №12.
5. Мергалиева Л. Новые формы управления государственной собственностью в Республике Казахстан//Транзитная экономика, 2007. - №4.
6. Айнабек К. Земельная собственность и рента в социализации аграрных отношений//Евразийское сообщество, 2007. - №2.
7. Омурзаков Т.К. Разгосударствление и приватизация собственности как основа формирования конкурентной среды и предпринимательства в Казахстане
Контрольные вопросы
1. Что такое собственность?
2. В чем отличие экономического и юридического содержания собственности?
3. Какова главная цель приватизации и национализации?
4. Проанализируйте следующую ситуацию.
Вам принадлежит новый современный автобус, вы его отдали в аренду частной транспортной компании, которая организовала грузовые перевозки пассажиров по городскому маршруту, наняв для этого водителя и контролера. Кто в данной ситуации является собственником, владельцем, распорядителем и пользователем автобуса?
5. Каковы основные формы собственности?
6. Чем определяется различие организационно-правовых форм?
Тесты для закрепления учебного материала
1. Один из методов (вариантов) приватизации -...
А. Интенсификация В. Национализация С. Планирование
д. Аукционная продажа Е. Конфискация