Этапы исторического развития социологической мысли

Этапы исторического развития социологической мысли:

1 — Классическая западная социология XIX-начала ХХ веков.

Поскольку в XV-XVI вв. в обществе начали интенсивно формироваться капиталистические отношения, а вместе с ними и сопутствующие им социальные противоречия, то практически все мыслители XVII-XVIII вв. критиковали нарождающийся строй и делали попытки постижения истины и отыскания средств движения к справедливости. Одни стали предлагать умозрительные проекты преобразования общества, основанные на социальном идеале; другие же, в том числе и Конт, сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения.

Таким образом, в XIX в. создались предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку и это событие нужно также связывать, прежде всего, с именами таких выдающихся европейских социологов, как Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм.

Основные представители и их основные идеи:

- О. Конт (позитивизм) Позитивизм О. Конта основывается на представлении о том, что исследование общества должно базироваться на данных науки. Сформулировал "Основной закон интеллектуальной эволюции человечества" (общественное сознание, познавательная деятельность людей в своем развитии прошли три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.) Общество представляет собой целостный организм, определяющий развитие и деятельность составляющих его индивидов. Человек по отношению к обществу – социальный субъект, но не автономная личность. Основными законами, которым подчиняется развитие общества, являются: биологические, астрономические, климатические и расовые.

- Г. Спенсер (органическое направление) Общество представляет собой целостную систему взаимодействия природных и социальных факторов. При этом все стороны социальной жизни органично связаны друг с другом. Разработал "Теорию социальной эволюции" (прогрессивное развитие общества связано с его усложнением и совершенствованием деятельности социальных институтов). Важнейшими проявлениями социальной эволюции общества являются: 1) интеграция; 2) дифференциация; 3) возрастание порядка. Важнейшее условие стабильности общества – социальное равновесие.

- Л. Гумплович (социал-дарвинистское направление) Предмет социологии – изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальные группы он трактует в духе экстремистского социального реализма. Взаимоотношения между группами изображены как непрерывная и беспощадная борьба. Основной социальный закон –«стремление каждой социальной группы подчинять себе каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению, к господству» В результате победы одних и поражения других, возникает государство, которое является орудием этого порабощения. С возникновением государства межгрупповые конфликты не исчезают, но выступают уже в новой форме, как борьба между другими видами социальных групп, классов, сословий; политических партий и т. п. Наиболее общее деление социальных групп – деление на господствующих и подчиненных, (те и другие обладают стремлением к власти). Конечная причина всех социальных процессов – стремление человека к удовлетворению материальных потребностей.

- У. Мак-Дугалл (инстинктивизм) Глубоко рассматривал различные инстинкты. Наиважнейшее значение придавал инстинкту стадности, поскольку он удерживает людей в совместной жизни и деятельности и является основой многих социальных процессов и институтов. Изучал эмоциональную сферу жизни человека. Простые эмоции объединяются в сложные, иерархически соотносящиеся группы, на основе которых возникают чувства. Любое общественное явление, любой социальный процесс опирается на тот или иной инстинкт.

- З. Фрейд (психоанализ) Главная проблема психоаналитической ориентации в социологии – наличие конфликта между личностью и обществом. Он имеет место потому, что существует социальный контроль, который ограничивает свободу личности. Поведение людей определяют внешние и внутренние силы. Последние могут иметь сознательный и бессознательный характер. Центральная идея психоанализа основана на гипотезе о доминирующей роли к человеческой жизни бессознательных импульсов. Выделял два инстинкта, движущие поведением человека: самосохранения и сексуальный (либидо). Он выделял в структуре личности и индивида три элемента: Оно, Я, Сверх-Я. В этой структуре нашла свое отражение связь предсознательного, бессознательного и сознательного.

- Г. Лебон (групповая психология) С толпой не может совладать никакая рациональная сила. Ход мыслей каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заражаясь этим общим настроением. Он оказывается подверженным влиянию лидера сильнее, чем в обычных условиях. Делил толпу на однородную и разнородную. Толпа – разрушительная, бессознательная сила. В толпе происходят деперсонализация и деиндивидуализация людей. Толпа способна как на героические поступки, так и на разрушительные действия, имеющие зачастую преступный характер. Другая часть социологической концепции – социологические взгляды относительно расовой проблемы. Отстаивал идею расового детерминизма в развитии цивилизации. Фундаментом социальной эволюции является не разум, а чувства и верования.

- Э. Дюркгейм (теория социального реализма) Сущность социального реализма в том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными фактами, под которыми он понимал идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и принудительно воздействующие на их поведение. Важнейшими признаками социальных фактов являются: 1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам; 2) их принудительное воздействие на индивидов, которое осуществляется через социальные институты. Также является основоположником научного метода в социологии, сущность которого состоит в рационалистическом, то есть, строго логическом объяснении всех явлений общественной жизни.

- М. Вебер(Понимающая социология) Понимающая социология Вебера основана на его идее о том, что важнейшей задачей науки является понимание социальных процессов и их научное объяснение. Суть "понимания"состоит в умении исследователя интерпретировать объективные мотивы индивидуального действия. Это предполагает понимание следующего: 1) при помощи каких осмысленныхдействий люди осуществляют свои намерения, как и почему им это удается; 2) какие последствия имеют их действия для осмысленного поведения других людей; 3) каковы субъективные мотивы их деятельности. Логическим развитием концепции понимания стала "Теория социального действия". Социальное действие – элементарная частица человеческого поведения, которая характеризуется: 1) осмысленностью с точки зрения целей и средств их достижения; 2) ориентацией на других людей, учитывающей влияние на них и их ответную реакцию. Выделил четыре идеальных типа социального действия: 1) целерациональное; 2) ценностнорациональное; 3) аффективное; 4) традиционное.

-Г. Зиммель (формальная социология) Является одним из основоположников формальной социологии, название которой подразумевает, что она строится на аналитическом основании. Формальная, или чистая социология исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их “от содержания, в котором живут эти формы”. Определенные социальные формы обладают априорным, или “необходимым” характером, отличаясь своим эмпирическим выражением в определенных социальных ситуациях. Сумма этих форм связи образует общество, и само “обобществление” есть форма, в которую облекается содержание взаимодействия индивидов. Ключевое понятие его социологии – социальная группа (социация), размер которой прямо пропорционален свободе ее членов. Задача социологии в том, чтобы абстрагировать свои социальные формы – понятия. Существует три основные группы форм: социальные процессы, социальные типы, социальные модели поведения. Выделял в рамках социологического знания философскую социологию и историческую социологию.

2 — Русская социологическая мысль XIX - начала XX в.

Социологическая мысль в России изначально была частью общемировой социологии. Это обуславливалось тем, что в Россию социология проникла в 40_е гг. XIX в. с Запада и в скором времени приобрела специфический характер на основе особенностей исторического развития общества. Развитие социологической мысли в России в период с 40_х по 60_е гг. XIX в. можно охарактеризовать как предсоциологический этап.

На этом этапе сформировалось программное поле российской социологии.

Дальнейшее развитие социологии в России можно разделить на несколько этапов: первый этап — 60 90_е гг. XIX в., второй — начало XX в. — 1918 г., третий — 20 30_е гг. XX в., четвертый — с 50_х гг. XX в. до наших дней.

1й этап (1860—1900 гг.). Этот период развития социологической мысли связан с концепциями таких мыслителей, как народники, представители субъективной школы, натуралистического направления, психологического направления (Ковалевский,Плеханов). Развитие социологии в этот период времени во многом было обусловлено социальными изменениями: усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса. На этом этапе основой социологической мысли стали позитивистская теория О. Конта, идеи которого в России хорошо знали и разрабатывали.

60_х гг. XIX в. в российской литературе появляется термин «социология», который рассматривался как высшая наука, опирающаяся на синтез научных знаний и исследующая всеобщие социальные законы.

Первоначально накоплению социологической информации способствовала земская статистика: опросы крестьян, изучение их жизни.

На этом этапе происходило формирование различных направлений и школ социологической мысли, которые во многом опирались на достижение западной социологии, но оказали важное влияние на специфику российских концепций.

2й этап (1900—1920 гг.). На этом этапе своего развития российская социология проходит процесс институциализации. Проявлениями данного процесса стали следующие события: открытие в 1912 г. социальной секции при историческом факультете Петербургского университета; образование в 1916 г. русского социологического общества имени М. М. Ковалевского; введение в 1917 г. ученой степени по социологии; создание кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. В Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением. За

несколько лет до революционных событий 1917 г. ученым и педагогам-энтузиастам социологию под разными предлогами удается включать как предмет изучения в программы некоторых средних учебных заведений, различных училищ, курсов.

В последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии читались на Высших женских курсах, в биологической лаборатории П. Ф. Лесгафта. Теоретические концепции данного периода характеризовались распространением неопозитивизма, сочетающим функционализм и эмпирические исследования. Яркими представителями этого периода социологической мысли были Г. П. Зеленый, А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, А. С. Лаппо- Данилевский и др.

Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков), не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм. Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян.

3й этап (1920—1930е гг.). На третьем этапе продолжается развитие теоретической социологии. В 20_х годах издается обширная социологическая литература: П. А. Сорокин («Основы социологии» в 2 томах, 1922 г.), В. М. Хвостов («Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса», 1928 г.), Н. А. Бухарин («Теория исторического материализма, популярный учебник марксистской социологии», 1922 г.), М. С. Салын-ский («Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию», 1923 г.) и др.

Основная направленность этих работ состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма. После краткого периода академических свобод в годы НЭПа устанавливается реакция, и ряд видных ученых-социологов и философов (П. Сорокин, Н. Бердяев) вынуждены навсегда покинуть Россию.

Термин «социология» начинает приобретать негативный оттенок и использоваться главным образом в связи с критикой «буржуазной» социологии. Многие журналы и кафедры закрываются, немалое количество социологов, экономистов и философов подвергаются репрессиям и ссылке в лагеря. Высылка в 1922 г. большой группы ученых из России сразу же сказалась на снижении уровня отечественной социологии.

4й этап (с 1950х гг.). В этот период начинается возрождение интереса к социологии. Социологи 50—60_х г.г., или, как их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу — не только возродить, но и практически заново создать эту науку.

Во многом благодаря работам Б. А. Грушина, Т. И. Заславской, А. Г. Здравомыслова, Ю. А. Левады, Г. В. Осипова, В. А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований.

В середине 1960_го г. было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете.

Таким образом, нетрудно увидеть, что на данном этапе социология приобретает в основном прикладной эмпирический характер.

Предметом социологических исследований была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи.

Однако полученные данные не объединяются, на их основе не создаются теории среднего уровня.

По всей стране начинаются открываться кафедры социологии, создаются учебные пособия по этой дисциплине. Социология проходит процесс институциализации, итогом которого становится возникновение социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного перерыва социологическим факультетом в СССР.

Основные представители и их основные идеи:

- Н.К. Михайловский (социология народничества) Изучал субъективный метод в социологии. Заявлял, что в социологии этот метод бессилен. Подобный метод породил его субъективную социологию. Обосновал концепцию о существовании правды-истиныи правды-справедливости.Развивает учение о двуединой правде,органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиций этой двуединой правды он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук. Можно указать на две основные стороны субъективного метода в социологии. 1) Этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей. 2)Субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми». Много внимания уделял решению проблемы взаимодействия личности и общества. На первом плане у него личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями являются главными действующими лицами в обществе, определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. Исходя из своих мировоззренческих установок анализирует вопрос о взаимодействии «героев и толпы».

- П. Л. Лавров (социология народничества) Основную задачу социологии усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. Особое внимание уделялось анализу «солидарных» действий людей, направляемых их общими интересами. Социология изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Солидарность – это «общность привычек, интересов, аффектов или убеждений». Главными факторами, направляющими деятельность людей, считал их внутренние мотивы, идеалы иволю.А потому «объективный» анализ явлений общественной жизни, т.е. постижение «правды-истины», легко соединялся с субъективным, оценочным подходом к ним. Данный подход заключался в нахождении «правды-справедливости», призванной осветить путь к обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. Ставил и по-своему решал целый ряд фундаментальных проблем социологии, в том числе о движущих факторах исторического процесса, его объективной и субъективной сторонах, роли личности в истории, механизме и направленности общественного прогресса. Размышлял о «социологических законах» развития общества, которые он пытался истолковать с позиций того же субъективного метода. Основным двигателем истории являются действия интеллигенции.

- Н.Я. Данилевский (Религиозный консерватизм) Основные идеи отражены в работе «Россия и Европа: Взгляд на культурно-исторические и политические отношения славянского мира к германо-романскому», где он изложил разработанную им теорию культурно-исторических типов. Согласно этой теории, общечеловеческой цивилизации и единого общеисторического процесса нет, существуют только различные культурно-исторические типы цивилизаций с их специфическими видами и жизненными циклами. Всего Данилевский выделял 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский, славянский и два типа (мексиканский и перуанский), которые погибли «насильственной смертью» еще до завершения цикла развития. Главное внимание уделил германо-романскому и славянскому типам: считал славянский тип более перспективным. Данилевский считал, что прогресс представляет не просто движение в одном направлении, а «прохождение» всех участков «поля», составляющего поприще человеческой деятельности. Для него каждая культура уникальна и неповторима, каждая несет в себе особую миссию и представляет замкнутый мир.

- Е.В. Де Роберти (психологическое направление) лавные его труды касались фундаментальных проблем общественного развития – его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т.д. Эти проблемы решались им исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей ихиндивидуальной и коллективной психологии.В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма он стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории». В своей психологической социологииисходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т.д. Делается вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими». Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией. Основную цель социологии видел в познании «законов психического взаимодействия». Писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.

- Н.И. Кареев (психологическое направление) Указал на две основные стороны социологии: 1 ) социология выступает как система взглядов «на то, что нужно Прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу»; 2 ) она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений. Указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние всегда имеют психологическую основу. Ведь они выступают как продукт деятельности людей, в результате которой воплощаются их чувства, воля и представления о чем-либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей. Обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека: на ум, чувства и волю. Психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Коллективная психология лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия». Исходя из данных положений он строит свою теорию общества.

- Л. И. Мечников (Натуралистическое направление) Придерживался детерминистских взглядов в географии, был сторонником органической школы в социологии и убежденным анархистом в политике. Основным вопросом является взаимоотношение цивилизации и среды, в которой она существует. Развитие цивилизаций стадиально, происходит революционным путем и не является необратимым процессом. Роль природной среды – научить людей солидарности и взаимопомощи, поначалу силой страха и принуждения, затем на основе выгоды и, наконец, на основе свободного выбора. При этом эволюция цивилизации и среды происходит параллельно и определения самой среды меняется по мере развития цивилизации. Считал первопричиной социальных изменений изменение ценностных установок людей, их стремление к помощи друг другу. Вместе с тем признавал необходимость технического прогресса, который является средством изменения взаимоотношений цивилизации с ее Средой и их взаимного прогресса.

- П.Б. Струве (Легальный марксизм) Вся философия истории строилась на базе идеализма. Исторический процесс зависел от развития культурных ценностей человечества, которое определяло все социальные и экономические стороны общественно-экономического процесса. Выступал защитником капитализма, отмечал его экономическую и культурную миссию, старался скрыть все его социальные пороки. Отрицал наличие основных черт капитализма: неравномерность, противоречия, классовая борьба, считая, что равномерность и пропорциональность являются отличительными чертами развивающегося капитализма. В своей социальной теории отрицал значение классовой борьбы для развития общества. Противопоставлял свободу закономерности и необходимости. Критиковал материалистическое понимание истории и отстаивал принцип свободы действия людей.

- М.И. Туган-Барановский (Легальный марксизм) Создал ряд фундаментальных трудов по теории социализма, развитию капиталистического производства и социально-политических отношений. В его трудах содержится глубокий анализ различных социалистических и коммунистических учений, дана их классификация. Он пытается дать объективный анализ капиталистического строя, свободный от какой-либо предвзятости. Он выступает против капиталистической эксплуатации человека человеком, поскольку она порождает и закрепляет социальное неравенство и антагонизм интересов. Считал, что капитализм заключает в себе широкие возможности развития. Частная собственность на средства производства, свободное предпринимательство и здоровая конкуренция способны постоянно побуждать людей к техническому и технологическому обновлению производства и совершенствованию его организации.

- В.М. Хвостов(Юридическая школа) впервые применил по отношению к женщине понятие «человеческое достоинство», которое в его трактовке приближалось к современному пониманию «прав человека».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: