Особенности и этапы развития социологии в России

Общечеловеческие и национальные особенности социологии в России имеют несколько аспектов. Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. На формирование социальной, а затем и социологической мысли в России большое влияние оказали французские просветители (Мон­тескье, Вольтер, Дидро, Сен-Симон), английские экономисты (Смит, Рикардо), немецкие романтики (Шеллинг). Это влияние преобладало до первой четверти XIX в., но начиная с первой четверти XIX в., пре­обладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество - с другой.

Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели рус­ской социологии (М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников, Н.К. Михай­ловский, Е.В.де Роберти и др.) оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытала заметное влияние концепций западных социологов: О. Конта, Г. Спенсера, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма и др.

Становление социологии как самостоятельной науки начинается в России со второй половины XIX в., когда в условиях по­реформенного развития страны заметно возрос интерес к социальным и духовным проблемам жизни общества, к вопросам справедливости и общественного прогресса. В развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить три этапа: с начала 60-х гг. до 1890 г.; с 90-х гг. до начала XX в.; с начала XX в. до 1917 г.

Первый этап был связан с возникновением целого ряда со­циологических школ и направлений, большинство которых сло­жилось под влиянием позитивистской социологии О. Конта. В пози­тивизме российских социологов привлекало стремление к научному методу, синтезу знаний, изучению всеобщих социальных законов. Однако увлечение им не было простым заимствованием. Напротив, российские социологи никогда не были ортодоксальными позитиви­стами и относились к идеям О. Конта достаточно критично.

На втором этапе (1890 г. - начало XX в.) начинается процесс институционализации социологии, которая проникает в ака­демическую среду и все более положительно оценивается в научных и общественных кругах. Предпринимаются отдельные попытки пре­подавать социологию как учебную дисциплину. Однако намерения открыть кафедры или факультеты социологии не получают поддерж­ки правящих кругов. Нет и специальных социологических изданий. Тем не менее, количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы наиболее из­вестных западных социологов. К концу второго этапа российская социология выходит на международную арену. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии.

Третий этап (начало XX в. - 1917 г.) развития российской со­циологии отличен признанием ее в качестве объективной науки и ростом интереса к проведению широких эмпирических социологиче­ских исследований. Ведущей ориентацией социологической мысли на этом этапе становится неопозитивизм.

Русские социологи

Остановимся подробнее на нескольких наиболее крупных фигу­рах российской социологии.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общест­венного прогресса. Взамен «произвольных» систем он предлагает «естественную» систему группировки исторических событий, учиты­вающую многообразие человеческой истории, исходя из определен­ных типов ее развития, тогда как временная классификация (по степе­ням и фазам изменения культуры) объявляется второстепенной. Каж­дый организм, в том числе культурно-историческое явление, рассмат­ривается как целостная система, некий «морфологический принцип», структурный план которого «начертан рукою промысла».

«Человечество», по мнению Данилевского, - только отвлечен­ное понятие, реальными же носителями исторической жизни высту­пают «естественные» системы — обособленные «культурно­исторические типы». Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сам культурно-исторический тип понимается как сочетание психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и др. признаков. На место однолинейной историче­ской схемы Данилевский ставит «драму» многих культурно­исторических типов, каждый из которых образует целостный орга­низм и подобно живому организму переживает соответствующий жизненный цикл от зарождения через расцвет к упадку.

Другим, не менее оригинальным отечественным социологом был Лев Ильич Мечников (1838-1888), крупнейший представитель географической школы в социологии, стремился объяснить неравно­мерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и тех­нического прогресса. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной - со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата. Ин­да и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский - от основания Карфагена; 3) океанический - после открытия Америки.

Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Мечников считал неизбежным и закономерным переход человечества от деспотического правления к свободе, от угнетения к братству всех людей и народов, покоящемуся на добровольной кооперации.

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) первым ввел в социологи­ческое знание такие термины, как «антропологизм», «субъективный метод», «субъективная точка зрения». Социология представлялась Лаврову наукой нормативной. По его мнению, индивид является единственной реальной движущей силой общества, а потому пренеб­регать его интересами - значит проглядеть самые важные социальные явления. Хотя ход истории определен объективными законами, инди­вид, по-своему интерпретируя исторический процесс, ставит свои це­ли и выбирает свои средства, трансформируя объективно необходи­мое в акт собственной воли. Раскрывая основное содержание своего подхода к жизни общества и его процессам, Лавров отмечал, что лич­ность всегда имеет право и обязанность стремиться изменить сущест­вующие формы сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом.

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) считал, что социология и этика неразрывно связаны между собой, утверждал, что нельзя беспристрастно относиться к фактам общественной жизни. Михайловский отверг эволюционную теорию Ч.Дарвина и Г.Спенсера и исходил из теории необходимости спасения индивида от разруши­тельного воздействия социального контроля. По его мнению, между индивидом и обществом происходит непрекращающаяся война, сви­детельством чему является история России. Обратив внимание на то, какое влияние на социальное поведение оказывают подражание, вну­шение, престиж, Михайловский предвосхитил психоанализ 3.Фрейда.

Главный интерес Николая Ивановича Кареева (1850-1931) лежал в области философии и истории, однако им написано много ра­бот и по социологии. Особое внимание Кареев уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. Он пришел к выводу, что общество является сложным продуктом взаи­модействия биологических, физических факторов, а также факторов внешней среды. Социологические исследования Кареева были на­правлены на развитие идеи прогресса общества. Особая роль отводи­лась психосоциальной деятельности интеллектуальной личности.

Интересны взгляды отечественного ученого Евгения Валенти­новича де Роберти (1843-1915), представителя психологического на­правления. Центральная категория социологии де Роберти - понятие «надорганическое». С одной стороны, это высшая - социальная - форма проявления мировой энергии, а с другой - продукт психиче­ского взаимодействия. Надорганическое проходит в своем развитии две стадии: сравнительно простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности (зачатки «жи­вотной общественности», общение первобытных людей), и психоло­гических взаимодействий, обнимающую огромное количество исто­рических, т.е. общественных, процессов и явлений. Их де Роберти подразделяет на четыре большие группы: науку, философию (или ре­лигию), искусство и практическую деятельность, или поведение. По­следнее, в свою очередь, подразделяется на технику, экономику, пра­во и политику. Эта классификация была призвана отразить любое психологическое взаимодействие и стать основой его теории «четы­рех факторов цивилизации».

Русские мыслители и революционеры Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) обосновывали в своих трудах теоретическое содержание и практиче­скую направленность анархизма. Суть анархии выражена в словах: «предоставьте вещи их естественному течению». Отсюда одна из цен­тральных идей анархизма - идея свободы личности как ее естествен­ного состояния, которое не должно нарушаться ни какими государст­венными институтами. Восприняв ряд социологических идей Прудо­на, анархисты считали, что социализм как общественный строй дол­жен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельно­сти свободных ассоциаций. В нем не должно быть никакой прави­тельственной регламентации деятельности людей и никакого покро­вительства со стороны государства, последнее вообще должно быть устранено.

Важным этапом в развитии социологической мысли в России сталa публикация двухтомного капитального труда Максима Мак­ симовича Ковалевского (1851-1916) «Социология». Метод социоло­гии Ковалевского - сравнительно-исторический, основанный на вы­делении у разных народов групп, сходных по политическим, юриди­ческим, историческим и т.п. характеристикам, рассмотрение которых позволяет выявить основные этапы развития общества в целом. Кова­левский установил главную причину изменений для каждой сферы общественной жизни: в экономике - рост населения, в политике - экономические сдвиги, в общественной жизни - политические прак­тики. Таким образом, сравнительно-исторический метод позволил сделать вывод о генетическом родстве явлений, наметить общую тен­денцию развития. Анализ социальных явлений на основе их происхо­ждения Ковалевский назвал «генетической социологией», с помощью которой он исследовал образование основных общественных инсти­тутов: семьи, собственности, государства.

Петр Бернгардович Струве (1870 - 1944) - видный теоретик «легального марксизма», считал, что цель общественного развития - всесторонне развитая личность, а общественная организация - сред­ство достижения этой цели, если современное культурное человече­ство хочет идти путем прогресса. Социальный прогресс не тождест­вен экономическому. Главенство экономики над социологией, поли­тикой, правом является, по Струве, неверной точкой зрения. В эмпи­рическом мире есть только один субъект - человеческая личность. При решении политических вопросов необходимо исходить из при­знания естественных, неотъемлемых прав личности, которые должны стоять выше прав любого коллективного целого. Единственно воз­можной формой общественного прогресса Струве считал путь ре­форм. В отличие от революции реформы решают проблемы хозяйст­венной и экономической жизни страны в условиях строгой государст­венной регламентации происходящих процессов, без произвола и на­силия, с обеспечением всех прав и свобод личности.

Александр Александрович Богданов (псевдоним Александра Александровича Малиновского) (1873-1928) разработал социально­философскую систему, дав ей название тектологии (от tecto - строить, Конструировать) Богданов разработал теорию социальной адаптации, считая, что последняя существенно не отличается от биологической. Показал, как изменения в естественной среде вызывают изменения социальных форм, большинство из которых не выживает в борьбе за существова­ние. Он выделил два типа социальной адаптации — относящихся к знанию и к идеологии. Оба типа тем социальнее, чем больше они пронизаны «социальным инстинктом», силой, заставляющей человека находиться среди других людей, поступать, как они, что особенно полно проявляется в имитации. Социальный прогресс - это развитие обеих форм адаптации.

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) - революцио­нер и мыслитель, основатель социал-демократического движения в России. В его работах блестяще изложена марксистская теория обще­ства. Плеханов оценил учение К. Маркса как новый этап в философии и социологии. Он развил материалистическое понимание истории, показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания; подчеркнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут социальные группы в данном обществе.

Владимир Ильич Ленин (1870-1924) - революционер и соци­альный мыслитель, основатель Советского государства. В 90-х гг. Ле­нин в ряде работ исследовал общественный строй России и роль раз­личных классов в надвигавшейся революции. Субъективной социоло­гии Ленин противопоставил марксистскую диалектику, в частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание за­кономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории. Значительное место в работах Ленина накануне Октябрьской революции 1917 г. и после ее победы занимает маркси­стская теория государства, соотношение, классовая сущность и функ­ции различных зидов демократии и диктатуры, анализ особенностей Советов как государственной формы диктатуры пролетариата, оп­ределение перспектив и условий «отмирания государства». Несмотря на то, что Ленин многие теоретические и методологические вопросы, относящиеся к сфере социологического знания, поставил и разработал впервые, в его работах мы не найдем законченной концепции социо­логии. Вместе с тем в его трудах можно выделить три уровня разви­тия марксистской социологической мысли: во-первых, дальнейшая разработка марксистской теории общества (прежде всего российско­го) во-вторых, применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; в-третьих, систематическое проведение исследова­ний прикладного характера, в ходе которых он использовал разнооб­разные приемы сбора социальной информации.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - один из крупнейших социологов XX в. Он сформулировал пять основных и руководящих принципов» своей интегральной социологии:

1) социология как наука должна строиться по типу естественных наук (различны объекты изучения, но методы общие);

2) социология должна изучать мир таким, какой он есть (субъек­тивное вмешательство должно быть исключено);

3) социология должна быть объективной дисциплиной, т.е. изу­чать реальные взаимодействия людей. Доступные объективному из­мерению и изучению;

4) социология должна быть опытной и точной наукой, не допус­кать умозрительных, не доказанных наукой построений;

5) разрыв с идеей монизма (сведения любого явления к одному началу), вместо монизма - социологический плюрализм Сорокин подразделял социологию на теоретическую и практическую.

Теоретическая социология включает в себя следующие разделы:

1) социальная аналитика - изучает структуру социального явле­ния и его основные формы;

2) социальная механика - изучает процессы взаимодействия людей;

3) социальная генетика - изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Практическая социология - прикладная дисциплина, которая опирается на законы, формулируемые теоретической социологией.

Объектом социологического исследования Сорокин считал со­циальное поведение, социальное взаимодействие. Особое внимание Уделял анализу иерархической структуры организованной социальной группы (теория социальной стратификации). Внутри групп сущест­вуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Утверждал, что общество без рас­слоения и неравенства - миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Наряду со стратификацией Соро­кин признает наличие в обществе социальной мобильности двух ти­пов - горизонтальной и вертикальной.

В 1922 г. П.А.Сорокин вместе с другими русскими интеллиген­тами был выслан из России, работал в Гарварде (США). Там он при­шел к выводу, что общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революция. Единст­венным способом улучшения и реконструкции социальной жизни мо­гут быть только реформы, проводимые правовыми и конституцион­ными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном мас­штабе. В своих поздних работах Сорокин проповедует идеи альтруи­стической любви, нравственного возрождения, этической ответствен­ности и солидарности, культурных ценностей.

Центральная тема творчества Сорокина - проблема социокуль­турной динамики. Исторический процесс, по его мнению, есть цикли­ческая флуктуация трех типов культур (чувственного, идеационального, идеалистического), каждый из которых - специфическая цело­стность, имеющая в основе несколько главных посылок (представле­ние о природе реальности, методах ее познания).

Русская социология после Октябрьской революции 1917 г.

После Октябрьской революции судьба отечественной социоло­гии складывалась крайне противоречиво. В первые годы Советской власти наблюдался значительный «взлет» социологии. Начался про­цесс ее институционализации. Были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1919 г. учрежден Социобиблиографический институт, в 1919 г. переименовали его в Российский социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете был образован первый в стране факультет обществен­ных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П.А.Сорокин. В эти же годы издается обширная социологическая ли­тература, главным образом теоретического профиля.

Однако формирование авторитарного режима, административно-приказной системы управления всеми сферами жизни общества самым губительным образом сказалось на общественных науках в целом, на социологии в том числе. Так, уже в 1922 г. из страны бы­ли изгнаны выдающиеся мыслители, профессионалы — философы, социологи, экономисты. Среди них П.А. Сорокин, П.Б. Струве, Н А- Бердяев, С.Н.Булгаков и многие другие. С середины 20-х гг. все больше ужесточался идеологический и политический контроль, Что вело к подавлению и фактическому запрету любой свежей со­циальной мысли, к упразднению социологического мышления. Со­циология была объявлена буржуазной лженаукой, не только несо­вместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования в этой области знания были фактиче­ски прекращены. Перерыв в развитии социологической мысли в СССР продолжался до начала 60-х гг. Возрождение социологических исследований началось с наступлением «хрущевской оттепели». Ис­следование теоретических проблем социологии в период «оттепели» сопровождается возобновлением и развертыванием конкретных со­циологических исследований. В период 70-х — первой половины 80-х гг. началось еще одно наступление на социологию. Но оно было пре­сечено в середине 80-х гг. Важным этапом в институционализации социологии был XXVII съезд КПСС, который поставил вопрос об ор­ганической связи экономического и социального развития, о социаль­ной эффективности экономического развития. Конечно, вмешательст­во КПСС, равно как и других партий, в дела науки недопустимо. Од­нако, в силу специфических советских условий, дело в социологии сложилось таким образом, что она была институциализирована в ре­зультате решения Коммунистической партии, которая в свое время отрицала ее как науку. Парадокс состоит в том, что это признание яви­лось последним этапом руководства КПСС социологией.

Хотя до начала девяностых годов социология в нашей стране развивалась преимущественно как вспомогательная эмпирическая Дисциплина, уже в это время были созданы интересные работы по ме­тодологии и технике социологических исследований (А.Г.Здравомыслов, Г.В.Осипов, В.А.Ядов, Г.А.Пруденский), по со­циологии науки (А.А. Зворыкин, Г.Н. Волков), социологии труда О.К.'Тищенко, А.И.Кравченко и др.), социологии молодежи (В.Т.Лисовский, В.И.Чупров и др.). Открылись по всей стране социолологические лаборатории, издавались учебные пособия и читались ву­зовские курсы по прикладной социологии.

Большим вкладом в развитии социологической науки стали ра­боты Ю.А. Левады, Т.И. Заславской, А.Г. Харчева, И.С. Кона.

В настоящее время курс общей социологии читается студентам всех специальностей. Социология рассматривается как общеобяза­тельная учебная дисциплина. Что касается развития социологии как науки, то в настоящее время прикладная сфера уже не доминирует над теоретической. Отечественная социологическая наука осмысли­вает и развивает идеи крупнейших современных социологов, стремясь восполнить многолетние пробелы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: