Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Юридический факультет
ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Методические
Рекомендации для студентов специальностей юридического факультета дневной и заочной форм обучения
Брест 2008
УДК 1 (072)
ББК 67
Авторы-составители:
Старший преподаватель
Василькович В.П.
Кандидат социологических наук, доцент
Григорович Е.Н.
Кандидаты философских наук, доцент
Займист Г.И.
Рецензент
Доктор педагогических наук, профессор
Сендер А.Н.
Печатается по решению редакционно-издательского совета БрГУ им. А.С. Пушкина
Подготовка, оформление и защита курсовой работы: Метод. рекомендации / Сост. В.П. Василькович, Е.Н. Григорович, Г.И. Займист. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2008. – 34 с.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Инструкцией по подготовке, оформлению и представлению к защите дипломных работ (проектов) в высших учебных заведениях, утвержденной приказом Министра образования Республики Беларусь от 27.06.1997 г., № 356, с учетом требований ГОСТа 7.1– 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и Правил проведения Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь от 24.05.2004 г. № 38, а также Инструкции о порядке организации научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденной постановленим Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2006 г. № 27.
|
|
Методические рекомендации содержат необходимую студентам и преподавателям информацию о планировании процесса выполнения курсовой работы, её структуре, оформлении и подготовке к защите.
© Издательство БрГУ
им. А.С. Пушкина, 2008
Учебное издание
ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Методические рекомендации для студентов специальностей юридического факультета дневной и заочной форм обучения
Авторы-составители:
Старший преподаватель Василькович В.П., кандидат социологических наук,
доцент Григорович Е.Н., кандидат философских наук, доцент Займист Г.И.
Редактор Г.И. Займист
Содержание
1 Курсовая работа как форма учебно-исследовательской
деятельности студентов………………………………………………....4
2 Научный аппарат курсовой работы……………………………….....6
3 Основные этапы выполнения и защиты курсовой работы................9
4 Структура курсовой работы ……………………….………………...11
5 Требования к оформлению курсовой работы…………. …………..15
|
|
6 Критерии оценки курсовой работы....................................................18
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….......24
1 КУРСОВАЯ РАБОТА
КАК ФОРМА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Курсовая работа – творческая деятельность студента, которая предполагает его научно–исследовательский поиск по решению теоретических и прикладных проблем в определённой отрасли научного знания. В силу этого курсовая работа является важнейшей составляющей учебного процесса в высшей школе.
Курсовая работа, являясь моделью научного исследования, представляет собой самостоятельную работу, в которой студент учится решать проблемы теоретического или практического характера, применяя научные принципы и методы данной отрасли научного знания. Результат данного научного поиска может обладать не только субъективной, но и объективной научной новизной, и поэтому может быть представлен для обсуждения научной общественности в виде научного доклада или сообщения на научно-практической конференции, а также в виде научной статьи.
Результатом выполнения курсовой работы является не только материальный продукт – текст работы, но изменения в студенте как субъекте научно-исследовательской деятельности. В ходе выполнения курсовой работы формируются, закрепляются и углубляются навыки самостоятельного решения исследовательских задач, систематизируются и обобщаются теоретические знания, совершенствуются умения, полученные на практических и лабораторных занятиях. Студент должен научиться видеть решаемую проблему в целом, в контексте всех доступных для обобщения достижений данной отрасли научного знания, а также уметь выделять частные проблемы и прогнозировать следствия их решения. Выполнение курсовой работы предполагает формирование умений анализировать научную литературу, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, использовать методы научного познания, адекватные специфике решаемой проблемы. Качественное выполнение курсовой работы развивает у студента способность к системному подходу в решении любых задач, что является базовым качеством, обеспечивающим успех любой деятельности.
Целеустремлённость, инициативность, познавательный интерес, ответственность за результаты своих действий, добросовестность, компетентность – качества личности, характеризующие субъекта научно-исследовательской деятельности, соответствующей идеалам и нормам современной науки.
Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя. Научный руководитель оказывает студенту помощь консультативного характера и оценивает процесс и результаты его деятельности. Он предоставляет примерную тематику курсовых работ, уточняет совместно со студентом проблему и тему исследования, помогает спланировать и организовать научно-исследовательскую деятельность студента, назначает время и рациональное количество консультаций. Научный руководитель принимает текст курсовой работы на проверку не менее чем за десять дней до защиты.
Студенту следует знать, что руководитель не соавтор и не редактор его работы, его задача — оценка аргументации, обоснованности выводов и достоверности полученных данных, написание отзыва. К защите допускаются только те работы, которые оформлены в соответствии с требованиями (стандартами), вычитаны (отредактированы), сброшюрованы, имеют письменный отзыв руководителя.
Курсовая работа является этапом в изучении специальных дисциплин на соответствующем курсе. Студенты обязаны выполнить и защитить курсовые работы по выбору из числа дисциплин, определяемых учебным планым для данного курса. В случае, если студент заинтересован в продолжении работы над темой курсовой работы и собирании материала для дипломной работы, то по решению кафедры ему такое разрешение может быть дано. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя.
|
|
Темы курсовых работ выбираются студентами из перечня, разработанного в соответствии с основным содержанием учебной дисциплины (или группы дисциплин), рассмотренного и утвержденного на заседании кафедры.
Тема должна соответствовать накопленному студентом теоретическому и практическому опыту, уровню подготовки, научным интересам и личным наклонностям.
В качестве курсовой работы решением комиссии по защите курсовых работ может быть зачтена опубликованная научная работа, выполненная студентом на актуальную тему.
2 НАУЧНЫЙ АППАРАТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Научная проблема – это вопрос, для ответа на который в науке знания отсутствуют или их недостаточно. Научная проблема предполагает выявление дефицита информации и формулировку вопроса на языке научных терминов. Формулированию научной проблемы предшествует описание проблемной ситуации на обыденном языке. Сама проблема формулируется в научных терминах, обычно в виде вопроса.
Другим источником научной проблемы могут быть противоречия, возникающие в ходе развития самой науки. Такими, например, являются противоречия между фактами и их интерпретацией, установленными разными авторами и в различных школах.
Четко сформулированная проблема является основой для определения объекта и предмета исследования. Объект исследования – это элемент реальности, на которую направлен процесс познания, обозначение того, какое именно явление хочет изучить исследователь, та часть реального мира, которая познается, исследуется и (или) преобразуется в ходе написания курсовой работы. Объект исследования формулируется кратко и по возможности определенно, так как неопределенность объекта ведет к неопределенности предмета, способствует отклонению от темы исследования.
Предмет исследования – это те или иные стороны, свойства, характеристики объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Перечень явлений, которые могут быть взяты в качестве предмета исследования, по объему значительно шире перечня объектов. Предмет исследования – это часть, свойство, сторона отношения реальных объектов, т.е. отдельные свойства, состояния, процессы, виды, функции, особенности, характеристики объекта исследования. Предмет исследования определяет цель и назначение работы, уточняет тот угол зрения, который интересует исследователя.
|
|
Когда предмет четко определен, исследование проводится целенаправленно и более эффективно. Поэтому определению предмета исследования следует уделить максимум внимания. Формулировка объекта и предмета исследования предполагает не просто словесное их обозначение, а изучение того, какое содержание вкладывается в понятия, используемые для определения объекта и предмета. И объект, и предмет исследования должны быть отражены в формулировке темы исследования.
Предмет исследования определяет общую цель работы и промежуточные цели в виде задач исследования. Определение предмета исследования, т.е. вопроса, ответ на который хочет найти студент, требует описания цели, задач, гипотезы исследования.
Цель исследования – желаемый конечный результат научно-исследовательской деятельности студента. Цель исследования в рамках
курсовой работы содержит формулировку того, что именно будет изучаться. Частично определение цели содержится уже в самом названии курсовой работы. Определение цели вытекает из определения объекта и предмета исследования, оно также строится на основе изучения литературы, в которой представлены данные о современном состоянии проблемы. Цель отражает некоторое «белое пятно» в изучаемом предмете, то есть цель направлена на поиск знания о том, что пока еще неизвестно.
Конкретный же будущий результат может быть теоретико-познавательным, прикладным, практическим.
Определение задач исследования. Порядок проведения, этапы исследования, характер результатов определяются задачами исследования. Поэтому формулированию задач уделяется большое внимание. Задачи должны быть конкретными и сформулированы таким образом, чтобы для их решения можно было бы подобрать или разработать соответствующие средства и метод и представить, каким требованиям должен отвечать результат их решения (что мы намерены получить).
Задача представляет собой конкретизацию цели в зависимости от условий ее достижения и предполагает выбор средств для достижения цели исследования. Выбор и формулировка задач курсовой работы обусловлены делением цели исследования на подцели. Содержание задач конкретизирует цель исследования. Задачи отражают характер работы, а не описывают последовательность шагов в научном исследовании (анализ литературы по проблеме, сбор и обработка данных, анализ и обобщение результатов – это этапы, а не задачи исследования).
Чаще всего в начале формулировки задачи стоят глаголы «описать», «объяснить», «изучить», «разработать», «провести сравнение», «проверить» и др. При формулировке задач исследования следует обращаться к словарям, где описывается структура интересующего нас объекта исследования, его ближайшие взаимосвязи. Их дальнейшее изучение часто и составляет содержание задач исследования.
Для описания проблемы, подпроблем, задач, результатов исследования используется единый понятийный аппарат. В свою очередь, он определяется той теорией, в русле которой проводится исследование.
Гипотеза – главный и самый важный методологический инструмент исследования. Именно с ее помощью исследователь добывает новое знание, формулирует новые идеи. Это предполагаемый ответ на проблему, обозначенную в цели исследования. Гипотеза описывается на языке терминов соответствующей науки, в ней обязательно указывается на объект и предмет исследования. Проведение исследования направлено на сбор фактов, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования. В результате проведенного исследования гипотеза может подтвердиться или быть опровергнутой. Не следует бояться отрицательных результатов, не
подтверждающих гипотезу, ибо они тоже вносят свой вклад в познание. Гипотеза может стать научной теорией после должной проверки и подтверждения ее соответствующими фактами.
Метод – способ познания, состоящий из строгого набора правил и процедур получения нового знания. В научном познании функционирует сложная, динамичная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий и предмета исследования.
Многообразные методы классифицируются в зависимости от сферы их применения, роли и места в процессе познания. По степени общности и широте применения выделяют: философские, общенаучные и частнонаучные методы.
К философским методам относятся: диалектический, метафизический, феноменологический, герменевтический, метод структурного анализа и др. В современном научном познании важную роль играет диалектический метод, основными принципами которого являются объективность, конкретность, всесторонность развития, историзм, принцип противоречия и др.
Общенаучные методы, опосредующие взаимопереход философского и частнонаучного знания, базируются на принципах системности, формализации, моделирования и др. В структуре общенаучных методов различают: общелогические методы (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, аналогия, индукция и др.); теоретические методы (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и др.); эмпирические методы (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Общенаучные методы применяются во всех науках с учетом особенностей предмета каждой из них, а также специфики познания природных, социальных и духовных явлений. Например, метод наблюдения широко используется в медицине, следственной практике, но не находит применения в исторических науках. В гуманитарных науках ограничено применение математических методов, которые находят широкое применение в естествознании.
В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных методов применяются специфические средства, конкретные методики и операции, обусловленные особенностями предмета этих наук (например, анализ документов, опрос, тестирование, игровые методы и т п.).
Основные этапы ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
Курсовой работы
Разработка курсовой работы осуществляется в соответствии с планом-графиком ее написания и включает в себя несколько последовательных этапов:
• выбор и утверждение темы работы;
• определение цели и задач;
• составление списка литературы по избранной теме;
• изучение отобранной литературы и действующей практики применительно к избранной теме, сбор и обработка фактического материала;
• составление окончательного варианта плана работы и согласование его с руководителем;
• написание текста работы;
• уточнение и редактирование выводов и рекомендаций после консультации с преподавателем;
• представление завершенной и оформленной курсовой работы руководителю;
• оформление отзыва научного руководителя;
• консультирование с руководителем по вопросам процедуры защиты курсовой работы;
• подготовка доклада и демонстрационного материала для публичной защиты работы;
Тему курсовой работы студент выбирает из перечня тем утвержденного на кафедре. В отдельных случаях студент может предложить для обсуждения на кафедре и дальнейшего определения ему свою тему. После выбора темы студент обращается с заявлением на имя заведующего кафедрой с просьбой разрешить ему выполнять курсовую работу по выбранной теме (Приложение 1). Заведующий кафедрой принимает решение о закреплении за студентом темы курсовой работы и назначает ему научного руководителя. В двухнедельный срок после утверждения тему студент совместно с научным руководителем составляет план-график выполнения курсовой работы (Приложение 2). В дальнейшем студент строго придерживается утвержденного плана и по завершении выполнения курсовой работы сдает её на отзыв научному руководителю не позднее чем за две недели до её защиты.
Готовую работу с отзывом научного руководителя в установленные сроки студент сдает на соответствующую кафедру. Защита ее происходит в назначенные дни на открытом заседании комиссии, утвержденной деканом факультета. К моменту защиты курсовой работы студент должен иметь:
• оформленную работу с отзывом;
• тезисы доклада, которые на защите автор разворачивает в выступление;
• иллюстрированный материал (графики, чертежи, слайды);
В защиту курсовой работы входит:
• доклад студента (5-7 минут) на 3-4 страницы текста, в котором отражается объект и предмет исследования, актуальность и степень разработанности исследуемых вопросов, цель и задачи исследования, метод и методологию исследования, полученные выводы и их новизна, выработанные рекомендации и область их применения;
• презентация;
• ответы на вопросы;
• выступление научного руководителя.
По результатам защиты курсовой работы студенту выставляется дифференцированный зачет. При получении неудовлетворительной оценки студент выполняет работу по новой теме или прорабатывает прежнюю в сроки, устанавливаемые деканом факультета.
Студент, по неуважительной причине не представивший письменный вариант курсовой работы в установленные сроки, по представлению заведующего кафедрой деканом не допускается к защите.