Структура и содержание курсовой работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Для студентов специальности 071401.65 –

Социально-культурная деятельность

Составитель:

кандидат культурологии,

старший преподаватель

М.Ю. Красильникова

Шуя 2010

УДК 378.14 Печатается по решению редакционно-

ББК 74.580.2 издательского совета ГОУ ВПО

М 54 «Шуйский государственный

Педагогический университет»

Составитель:

канд. культурологии М.Ю. Красильникова

Рецензент: канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения В. В. Кочетков

Методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ для студентов специальности 071401.65 – «Социально-культурная деятельность». Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010.

Настоящие методические рекомендации подготовлены на кафедре культурологии и литературы Шуйского государственного педагогического университета. Рекомендуется для студентов 1-5 курсов очной формы обучения факультета искусств. Методическое пособие содержит основные требования по организации, выполнению и защите курсовых и дипломных работ для студентов очной формы обучения по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Содержание

Структура и содержание курсовой работы ……………………………..  
Структурные элементы курсовой работы………………………………  
Правила оформления текста курсовой и дипломной работ……………  
Требования к оформлению цитируемого текста………………………..  
Правила оформления библиографических ссылок……………………...  
Примеры оформления библиографических ссылок…………………….  
Требования к оформлению библиографического списка………………  
Примеры библиографического описания……………………………….  
Стандарты библиографического описания……………………………...  
Правила оформления приложения………………………………………  
Дипломная работа………………………………………………………..  
Структура содержание прикладного раздела курсовой и дипломной работ…………………………………………….  
Структура и содержание презентации курсовой и дипломной работ…  
Приложение 1. Образец оформления титульного листа……………….  
Приложение 2. Образец оформления содержания (оглавления)………  

Структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста социально-культурной деятельности. Она выполняется студентами в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность».

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

Курсовая работа – составляющая часть целостной научной работы, выполняемой студентом под руководством преподавателей кафедры культурологии и литературы.

Тема курсовой работы формулируется студентом самостоятельно или выбирается из списка курсовых работ, разработанных на кафедре культурологии и литературы, в этом случае, для закрепления темы курсового исследования, студентом пишется заявление на имя декана, с указанием темы. Руководитель курсового исследования ставит согласование на заявлении студента, после чего по факультету издается распоряжение с закреплением тем курсовых работ на данный учебный год. Выбор темы и научного руководителя обусловлен сферой научных интересов студента. Однако необходимо помнить, что, определяя тему курсовой работы, студент тем самым обозначает свою будущую «узкую» специализацию.

В процессе выполнения курсовых работ ставятся следующие задачи:

- расширение степени освоения навыков научно-исследовательской работы и умения использовать их в конкретной ситуации;

- интеграция знаний, полученных в процессе обучения;

- формирование научно-исследовательских знаний, умений и навы­ков, обеспечивающих активное включение студентов в процесс социаль­но-культурного проектирования;

- стимулирование студентов к доказательности своих утверждений, к развитию системного мышления, методологической рефлексии.

За время обучения студентами выполняется две курсовые работы. Первая курсовая работа выполняется на втором курсе по дисциплине «Социально-культурная деятельность».

Данная курсовая работа носит преимущественно реферативный характер, и выполняется в меньшем объеме (до 15 страниц). Необходимо обратить внимание на следующее:

- во введении к курсовой работе делается акцент на актуальности и социальной значимости избранной темы;

- аппарат исследования в обязательном порядке содержит определение цели работы и задачи исследования;

- работа состоит из 2 – 3 параграфов;

- пишется заключение;

- библиографический список включает в себя не менее 10 наименований.

Вторая курсовая работавыполняется на четвертом курсе по дисциплине «Технологические основы социально-культурной деятельности».

Объем данной курсовой работы не менее 30 страниц.

- аппарат исследования в обязательном порядке содержит:

- актуальность;

- объект и предмет исследования;

- цель и задачи работы.

- работа состоит из 2 глав;

- заключения;

- библиографический список включает в себя 25-30 наименований.

Структурные элементы курсовой работы

Структура курсовой работы состоит из нескольких частей:

1) титульный лист;

2) содержание;

3) введение;

4) основная часть;

5) заключение;

6) библиография;

7) приложения.

Титульный лист – обязательный элемент курсовой работы. Сведения, размещенные на титульном листе, регламентированы государственным стандартом «Стандарты по издательскому делу» (ГОСТ 7.60.-2003). На титульном листе указывается наименование высшего учебного заведения, факультет, кафедра, на которой выполнялась работа; фамилия, имя, отчество студента, название работы, инициалы, фамилия, ученая степень и ученое звание научного руководителя, город и год выполнения работы.

Номер страницы на титульном листе не проставляется, несмотря на то, что с него начинается нумерация страниц всей работы.

Содержание (оглавление) – это логическая схема всей работы. В нем указываются названия глав, параграфов. Содержание (оглавление) размещается на странице, следующей сразу после титульного листа. Наименование разделов пишется прописными буквами, а подразделов – строчными буквами. Разделы нумеруются арабскими цифрами и состоят из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Например:

  • РАЗДЕЛ 1,
    • Подраздел 1.1,
      • пункт 1.1.1,
        • подпункт 1.1.1.1.

Введение - это вступительная часть курсовой работы, помещаемая перед основным текстом, в которой формулируется и обосновывается ряд значимых положений работы:

- актуальность темы исследования предполагает обоснование научной и (или) практической значимости избранной темы, т.е. его значимость для решения сегодняшних проблем общества, возрождения традиционных направлений и форм социально-культурной деятельности и выработки новых и т.д.

- степень разработанности проблемы – обзор литературы с приведением историографии вопроса и основных точек зрения авторов.

- возможно уже в курсовой работе осуществить постановку проблемы исследования - теоретического или практического вопроса, ответ на который ещё не известен и на который предстоит ответить по завершении исследования.

- определение объекта исследования, например, социально-культурная деятельность подростков. Объект – это та объективная сфера социально - культурной реальности, которая существует независимо от нас и на которую направлено внимание исследователя. Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос – «что рассматриваем»?

На уровне курсовой работы объектами могут выступать индивиды, социальные группы, социальные институты, включенные в социально-культурную деятельность; явления и процессы духовной жизни, связанные с вовлечением отдельных людей или разных групп населения в мир культуры.

- определение предмета исследования, т.е. какой именно аспект объекта исследования, какую сторону мы собираемся исследовать в данном объекте. Например, содержание и особенности социально-культурной деятельности подростков. Предмет должен быть отражен уже в самой теме исследования. Предмет исследования отвечает на вопрос: «Как рассматривается объект?».

Предмет исследования всегда находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тематику исследования. Объект и предмет необходимо рассматривать вместе.

- постановка цели исследования – в сжатом виде формулируется предполагаемый конечный результат, отражающий как теоретический, так и практический уровни исследования. Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования.

- задачи исследования должны соответствовать проблеме и предмету исследования. Задачи исследования определяют ход и логику исследования они обычно совпадают с планом исследования и описывают, что именно автор хочет сделать в своей работе.

Например:

· охарактеризовать психологические особенности людей пожилого возраста и их влияние на социально-культурную деятельность.

Обычно формулируется не более трёх-четырёх задач, выдвижение и решение которых позволяет достичь поставленной цели:

· теоретических (осуществить анализ и оценкусостояния проблемы, раскрыть сущность понятий..., выявить особенности..., раскрыть потен­циал..., определить принципы и подходы... и т.п.);

· методических, связанных с разработкой методик оценки ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности в конкретном учрежде­нии культуры или образовательном учреждении, изученияпотребностей посетителей культурно - досуговых учреждений и эффективности их деятельности, наблюдения за участни­ками массового мероприятия и т.д.;

· прикладных, ориентированных на оказание конструктивного влия­ния на социально-культурную практику, т.е. выработку техноло­гии либо методики активизации различных категорий участников социально-культурной деятельности, рекоменда­ций по улучшению взаимодействия различныхсоциально-культурных учреждений и т.д.

- гипотеза исследования – это научно-обоснованное предположение о структуре объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Это то, что исследователь хочет проверить и доказать.

Например:

Обращение учреждений культуры к людям пожилого возраста, выработка моделей досуга, приемлемых для различных социальных групп людей пожилого возраста, широкое вовлечение их в социально – культурную деятельность, особенно во взаимоотношениях между разными поколениями и т.д.

- Методика исследования - определенный способ проведения исследо­вания, отражающий характер отбора методов и их систематизации; алго­ритм конструирования и организации исследования.

В курсовых работах как правило целесообразно использовать три группы методов:

· Методы теоретического исследования: теоретический анализ и син­тез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, аналогия, моделирова­ние, проектирование, обобщение и т.д.

· Методы эмпирического исследования, контент - анализ, наблюдение, анкетирование, интервью, беседы, метод экспертных оценок, педагогиче­ский эксперимент, тестирование и т.д.

· Методы статистической обработки данных.

- Завершающей частью «Введения» является раздел структура и объем работы, в которой перечисляются все структурные компоненты и в количественном виде представляется объем основного текста работы, количество наименований источников, литературы, иллюстраций или таблиц в «Приложении».

Основная часть работы, посвящена последовательному раскрытию поставленных задач, она состоит из глав, которые включают в себя па­раграфы.

Основная часть работы отражает Вашу логику исследования, а потому рекомендации по её структурированию могут носить только рекомендательный характер.

Содержание курсовой работы представляет собой изложение мате­риалов, полученных, как в ходе анализа и обобщения литературы, так и в ходе изучения практического опыта деятельности.

В главах отражается состояние изученности проблемы в системе гу­манитарных наук, дается оценка состояния ее в практике, определяются подходы к ее решению, предлагается обоснованный механизм достиже­ния поставленной цели и т.д.

При изложении материала необходимо следить за:

- логикой изложения, его последовательностью;

- доказательностью выводов, положений;

- органичным сочетанием теории и практики;

- ясностью и доступностью изложения.

Главы и отдельные параграфы завершаются краткими выводами (обобщениями) - своеобразным итогом работы. Очень важно, чтобы он подводил к восприятию и осмыслению последующего материала, что обеспечивает единство и логику работы.

Как правило, первая глава является теоретико-методологической, в ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка. Эта глава дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного анализа объекта и предмета темы в конкретной социокультурной обстановке.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается характеристика объекта и предмета на материалах тех источников и литературы, на которых выполняется работа.

Третья глава может быть проектной (практической), в которой предлагаются соответствующие планы, проекты организации социально-культурной деятельности в различных аудиториях, учреждениях и др.

Важнейшим этапом выполнения курсовой работы является изучение литературы и опыта культурно - досуговой деятельности.

Литература подбирается в соответствие с выбранной темой с помо­щью предметного каталога, имеющегося в библиотеке, тематических библиографических пособий, а также, рекомендаций руководителя.

Наряду с изучением литературы по теме, курсовая работа должна включать в себя материалы, полученные входе анализа иобобщения конкрет­ного практического опыта.

Заключение – здесь подводятся основные результаты проведенного исследования, показывается степень решения поставленных во введении исследовательской цели и задач, намечаются направления дальнейшего исследования;

Библиографический список располагается после «Заключения» и включает в себя весь доступный по данной теме круг научных источников. Даже если тот или иной источник не был отражен в работе, то в списке литературы его целесообразно отразить.

Приложения – здесь собираются материалы, использованные в процессе написания курсовой работы и иллюстрирующие мысль автора:

- тексты и таблицы обработки анкет или опросов;

- афиши;

- планы работ;

- сценарии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: