Лабораторная работа №8

Тема

Указатели и одномерные массивы данных

Цель: получение практических навыков решения задач обработки массивов с использованием указателей.

I. Теоретические сведения.

Указатели

Переменная в программе – объект, имеющий имя и значение. По имени можно обратиться к переменной и получить ее значение. Имя переменной соответствует адресу участка памяти, выделенного для переменной, и явно не связано с адресом. Значение переменной соответствует содержимому участка памяти. Чтобы получить адрес в явном виде, используется унарная операция взятие адреса (&), которая применима только к объектам, имеющим имя и размещенным в памяти.

Адреса имеют целочисленные беззнаковые значения, поэтому их можно обрабатывать как целочисленные величины, для этого используются переменные типа указатель, обеспечивающие непосредственную взаимосвязь данных и возможность изменения этих связей. Указатель – переменная, содержащая информацию о расположении в памяти другой переменной, т.е. адрес объекта конкретного типа (адрес другой переменной). Значением указателя может быть также нулевой адрес, для обозначения которого в ряде заголовочных файлов (stdio.h) определена специальная константа null.

Структура объявления указателя:

<тип_указуемых_данных> *<имя_указателя>;

Символ «*» – знак унарной операции косвенной адресации (разыменования), являющейся операцией раскрытия ссылки (обращения по адресу), результатом которой является объект, адресуемый указателем.

Например,

char *z; // указатель на объект символьного типа

int *k; // указатель на объекты целого типа

float *f; // указатель на объект вещественного типа

Переменные z, k, f являются указателями. *z обозначает объект типа char, на который указывает z. Обозначения *z, *k, *f имеют права переменных соответствующих типов.Оператор *z=’ ‘ засылает символ пробел в тот участок памяти, адрес которого определяет указатель z.

Указатель может ссылаться на объекты того типа, который присутствует в объявлении указателя. Исключением являются указатели, в объявлении которых использован тип void, т.е. отсутствие значения. Такие указатели могут ссылаться на объекты любого типа, однако к ним нельзя применять операцию разыменования.

Например,

1. объявление переменных:

int a,x; // целые переменные

int *p; // переменная – указатель на другую целую переменную (объявление переменной, при косвенном обращении к которой получается значение переменной целого типа)

2. операции присваивания объявленным переменным:

a=2000;

p=&a; // указатель содержит адрес переменной a (присваивание переменной p адреса переменной a – назначение указателя p на переменную a)

3. использование косвенного обращения:

x=x+*p; // при косвенном обращении по указателю p берется значение переменной a, что эквивалентно: x=x+a


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: