Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно двумя способами – как растровое или как векторное изображение.
Растровое изображение хранится с помощью точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Хранение каждого пикселя требует определенного количества битов информации, которое зависит от количества цветов в изображении. Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию (увеличению или уменьшению).
Векторные графические изображения являются оптимальным средством хранения высокоточных графических объектов (чертежи, схемы и пр.), для которых имеет значение сохранение четких и ясных контуров. Векторные изображения формируются из объектов (точка, линия, окружность, прямоугольник и пр.), которые хранятся в памяти компьютера в виде графических примитивов и описывающих их математических формул.
Для обработки изображений на компьютере используются специальные программы — графические редакторы. Графический редактор – программа для создания, редактирования и просмотра графических изображений. Растровые: Paint, Adobe Photoshop; Векторные:CorelDRAW, Macromedia Flash MX.
Форматы графических файлов определяют способ хранения информации в файле (растровый или векторный), а также форму хранения информации (используемый алгоритм сжатия). Форматы графических файлов могут быть универсальными (могут быть обработаны большинством графических редакторов) и оригинальные (распознаются только самой создающей программой, но имеют меньший размер файлов). Примеры форматов: BMP, GIF, PNG – растровые универсальные, WMF — универсальный векторный формат, CDR — оригинальный векторный формат.
Звук представляет собой распространяющуюся в воздухе, воде или другой среде волну с непрерывно меняющейся интенсивностью и частотой. Тон звука - определяется частотой звуковой волны (или, периодом волны). Чем выше частота, тем выше звучание. Частота звука измеряется в герцах (Гц) или килогерцах (КГц). 1 Гц = 1/с. Громкость звука - определяется интенсивностью сигнала. Частота дискретизации звука - это количество измерений громкости звука за одну секунду. Чем больше частота и глубина дискретизации звука, тем более качественным будет звучание оцифрованного звука.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Какие растровые графические редакторы вы знаете?
2. Какие векторные графические редакторы вы знаете?
3. В каком редакторе, растровом или векторном, вы будете редактировать фотографию?
4. Что такое звук?
5. От чего зависит качество оцифрованного звука?
6. Приведите примеры аудиоформатов.
Задания для практического занятия:
Задание 1.
1) Открыть векторный и растровый графический редактор (PAINT и графические средства текстового редактора)
2) Начертить окружности одинакового радиуса.
3) Увеличить оба рисунка. Сравнить. Сделать вывод.
4) открыть файл с фотографией в оба редактора
5) увеличить фото (одинаково)
6) оценить качество
7) сохранить
8) сравнить размер файлов
9) сделать выводы
10) Выполнить геометрические построения в растровом и векторном редакторах
11)
![]() |
В каком редакторе это сделать удобнее?
12) Сохранить изображения в файлах. Как файлы различаются по размерам? Объяснить почему?
13) Ответ записать в тетрадь
Форма контроля выполнения практических работ:
Студент предоставляет письменные ответы на вопросы в тетради и созданные изображения на носителе.
Критерии оценки:
Все задания выполнены и может пояснить алгоритм их выполнения - оценка 5
Выполнены все, но объяснить не может – 4
Задания выполнены частично, пояснения не четкие – 3
Задание не выполнено-2.
Занятие 22
Практическая работа по теме:
4.2.2.Создание и преобразование звуковых и визуальных объектов.
Учебные цели и задачи: научиться создавать и редактировать звуковые и визуальные объекты.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практическойработы
Звук представляет собой распространяющуюся в воздухе, воде или другой среде волну с непрерывно меняющейся интенсивностью и частотой. Тон звука - определяется частотой звуковой волны (или, периодом волны). Чем выше частота, тем выше звучание. Частота звука измеряется в герцах (Гц) или килогерцах (КГц). 1 Гц = 1/с. Громкость звука - определяется интенсивностью сигнала. Частота дискретизации звука - это количество измерений громкости звука за одну секунду. Чем больше частота и глубина дискретизации звука, тем более качественным будет звучание оцифрованного звука.
Стандартные форматы звуковых файлов: WAV, MP3.
Звуковые редакторы осуществляют запись, воспроизведение, редактирование звука, микширование (наложение звуковых дорожек друг на друга), применение звуковых эффектов
(эхо, воспроизведение в обратном направлении и т.д.)
Стандартную программу Звукозапись можно использовать для воспроизведения как только что записанных, так и ранее записанных и находящихся в файлах звуков. Программа имеет средства для простейшего редактирования звукозаписей, такие как возможность вырезания участка записи, как до, так и после текущей позиции ползунка воспроизведения. Эти средства вызываются командами меню Правка. Дополняет средства редактирования набор простейших звуковых эффектов, которые можно наложить на редактируемую запись.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Что включает в себя обработка звука?
2. Что такое микширование звука?
3. Для чего используют редакторы звука?
Задания для практического занятия:
a. Используя стандартную программу «Звукозапись» открыть любую музыку или песню
b. используя возможности программы, отредактировать её
c. записать в новый музыкальный файл,
d. Сравнить новый и старый файл по объёму
e. принести на носителе оригинал файла и новый файл, продемонстрировать результат
f. пояснить свои действия по преобразованию звука.
g. Найти в Интернете другие редакторы звуков, какие возможности эти редакторы предоставляют пользователю?
Форма контроля выполнения практических работ:
Студент предоставляет письменные выводы, ответы на вопросы и созданные файлы на носителе.
Критерии оценки:
Все задания выполнены и может пояснить алгоритм их выполнения - оценка 5
Выполнены все, но объяснить не может – 4
Задания выполнены частично, пояснения не четкие – 3
Задание не выполнено-2.
Занятие 23
Практическая работа по теме:
4.2.3.Создание графических комплексных объектов
Учебные цели и задачи: научиться создавать и редактировать чертежи и схемы в векторном редакторе







