Восприятие массы осуществляется с помощью зрительного, тактильного и двигательного анализаторов.
На втором году жизни ребенок уже воспринимает массу предмета (не может поднять стул, потому что он тяжелый).
К трем-четырем годам дети уже понимают значение слов «легкий», «тяжелый» и различают контрастные по массе предметы.
Развитие барического чувства не происходит спонтанно, зависит от условий обучения.
Старшие дошкольники, посещавшие магазины со взрослыми, располагают сведениями о взвешивании на весах как способе определения массы, об использовании гирь, о движении стрелки на весах. Но представление о массе и единицах ее измерения у них поверхностно.
Точность восприятия массы зависит не только от возраста, но и от овладения приемами обследования предметов по их массе, знания общепринятых мер и способов измерения.
Замечание: весы измеряют вес предмета (силу, с которой теле давит на опору или оттягивает подвес вследствие притяжения земле). Вес связан с массой (F= mg) и в статичном состоянии отличается только коэффициентом 9,8, что позволяет шкалу весах сразу обозначать в килограммах, а не в Ньютонах.
|
|
Методика обучения
Этапы обучения:
Подготовительный этап: в младших группах идет накопление представлений о массе в опыте детей (в играх, жизненных ситуациях).
/ этап. В средней группе учим различать массу предметов контрастных по тяжести:
«тяжелый — легкий»;
«тяжелее — легче»;
«одинаковые по тяжести».
Знакомим с рациональными способами обследования сравнения массы предметов путем их «взвешивания» на весах.
II этап. В старшей группе учим определять отношения между несколькими предметами, упорядочивая их по возрастающей или убывающей массе.
/// этап. В подготовительной группе знакомим со способами измерения массы на весах, сначала используя условные меры (например, для измерения массы яблока на весах «уточках» можно использовать желуди как гири), затем знакомим с килограммом.
Педагогическая работа строится в определенной последовательности:
· формирование представления о массе. «тяжелый – легкий». Наглядный материал.
· Развитие барического чувства. «тяжелее – легче», «одинаковые по тяжести».(выкладывание сериацтонных рядов по массе).
· Измерительная деятельность. (знакомство с правилами взвешивания на весах и колограммом).
Наглядный материал:
1. Одинаковые по размеру мешочки, наполненные разными веществами (вата, песок, металлические шарики и пр.).
2. Одинаковые по форме и размерам предметы (кубики, шарики и др.) из разных веществ (металл, дерево, пластмасса, поролон и пр.).
3. Одинаковые коробочки с разным количеством песка.
Усложнение наглядного материала:
1. Уменьшаем разницу в массе.
2. Увеличиваем количество рассматриваемых предметов.
3. Сначала рассматриваем предметы одинаковые по всем признакам, (цвет, форма, размер), кроме массы, затем учим абстрагироваться от цвета, формы, размера, внешнего вида, материала и др.