Правовые взгляды Марсилия и Фомы Аквинского

Марсилий Фома Аквинский
Положительный человеческий закон (закон государства):
не связан с естественным законом основан на естественном зако­не, а тот, в свою очередь, явля­ется выражением вечного зако­на, предустановленного Богом
Естественный человеческий закон:
не является законом в строгом смысле слова, это лишь нрав­ственный закон закон без всяких оговорок
Закон и справедливость:
нет иной земной справедливос­ти, как выраженной в позитив­ном законе воли всего народа либо значимой его части позитивный закон может противоречить справедливости (естественному человеческому закону). Принудительное при­менение такого позитивного за­кона есть признак тирании

Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суве­ренитета, смысл которой состоит в том, что монополия на принятие законов должна принадлежать народу. Таким об­разом, Марсилия можно рассматривать как предшествен­ника. Ж.-Ж. Руссо, теоретика народного суверенитета.

Тезис Марсилия о подзаконной деятельности исполни­тельной власти признается одним из признаков современ­ной теории правового государства.

Политическая теория Марсилия предвосхитила станов­ление сильного государства, независимого от церкви.

Лекция 4

Политические и правовые учения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: