Для снятия гипсовой повязки применяются специальные инструменты: ножницы с длинными утяжелёнными ручками у которых конец нижней бранши удлинён и затуплен, чтобы не повредить кожу; пилы-ножовки полукруглой формы, ножи, электрические аппараты для разрезания гипса.
Иногда для облегчения разрезания смачивают линию разреза водой или раствором поваренной соли. Сначала повязку разрезают по длине затем осторожно разводят её края пошире и также осторожно вынимают из повязки конечность, поддерживая её периферическую часть.
Врач должен присутствовать при снятии гипсовой повязки для контроля за состоянием костной мозоли, и при необходимости наложить новую иммобилизующую повязку. После снятия повязки конечность обмывают теплой водой и мылом.
Шинные повязки
Шины очень часто применяют для временной иммобилизации конечностей. Особенно часто шины употребляют при оказании первой помощи, при транспортировке раненого с места получения травмы в лечебное учреждение.
|
|
Необходимой частью всякой шинной повязки является так называемая шина, то есть твёрдая пластинка самого разнообразного вида и характера. Кроме шины, для повязки требуется подстилка, закладываемая между конечностью и шиной; она служит для выполнения углублений и неровностей и для защиты от давления твёрдой шины на костные выступы. В качестве подстилки пользуются ватой или ватином, но в экстренных случаях можно употребить любую материю, паклю и даже временно обойтись без подстилки. Повреждённую конечность плотно прибинтовывают к шине бинтами, а при отсутствии бинтов косынками, платками, ремнями, полосками материи.
Картонные шины. В городе можно употреблять шины из картона. Если картон тонок и легко прогибается, берут несколько слоёв; если полосы картона коротки, их можно сшить, накладывая конец на конец.
Металлические шины. В больницах обычно пользуются готовыми шинами из проволоки или из тонких листов различных металлов жести, цинка, железа и алюминия. Эти шины имеют различную форму и размеры.
Правила наложения транспортных шин.
1. шинную повязку необходимо накладывать так, чтобы она надежно иммобилизировала два соседних с местом перелома сустава (выше и ниже перелома), а при некоторых повреждениях - и три сустава;
2. для иммобилизации конечности желательно придать ей физиологически правильное положение. Если условия транспорта не позволяют удерживать конечность в функционально выгодном положении, то приходится ограничиваться фиксацией конечности в том положении, в котором она менее всего травмируется;
3. при закрытых переломах необходимо произвести лёгкое и осторожное вытяжение повреждённой конечности по оси, которое следует продолжать до окончания наложения иммобилизирующей повязки;
|
|
4. при открытых переломах не следует вправлять выступающие из раны отломки костей. Наложив стерильную повязку, конечность без предварительного потягивания и вправления отломков фиксируют в том положении, в котором она находится;
5. нужно помнить, что с пострадавшего нельзя снимать одежду и обувь, так как это может причинить ему лишнюю боль. Кроме того, одежда обычно служит дополнительной подстилкой для шин в месте повреждения. Исключением из этого правила являются открытые переломы, когда необходимо наложить стерильную повязку. При этом одежду снимать не следует, а нужно распороть ее по шву или разрезать в области предполагаемого перелома;
6. нельзя накладывать жёсткую шину на голое тело. Нужно следить за тем, чтобы концы шин не врезались в кожу и не сдавливали кровеносные сосуды и нервы, проходящие вблизи костей;
7. необходимо избегать применения кровоостанавливающего жгута, если для его наложения нет достаточных показаний. При наличии показаний жгут накладывают на самые минимальные сроки;
8. при повреждениях суставов для транспортной иммобилизации используют те же средства и способы, что и при повреждениях костей;
9. шина тщательно прикрепляется к повреждённой конечности и должна составлять с ней единое целое, фиксируют шины марлевым бинтом.