Лекция 6. Культура Древней Руси IX- начало XIIIвека

Главными характерными чертами культуры Древней Руси были:

- находилась под влиянием двух культурных направлений: языческой культуры и христианской;

-замедленность темпов развития

-господство религиозного мировоззрения (отсутствие науки)

-патриотизм, являющийся главным мотивом литературы и искусства (произведения призывали к объединению против внешних сил и призывали к прекращению междоусобиц);

Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческого мировоззрения. С принятием христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, а значит и представления о красоте и художественном творчестве.

Христианство оказало сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом, связаны с жизнью церкви. Но, христианство так и не смогло преодолеть истоков русской культуры. Долгие годы на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдельных частях, особенно в сельской местности. Язычество и христианство тесно переплетались (например, одновременно праздновались и языческие праздники - масленица, Коляда, и христианские).

Письменность, грамотность, школы, литература.

Долгие годы существовало мнение, что письменность на Русь пришла вместе с христианством. Согласиться с этим трудно. Письменность на Руси зародилась задолго до введения христианства. Существует много свидетельств того, что восточные славяне имели до принятия христианства свою письменность. Все-таки основателями славянской азбуки считаются выходцы из греческого города братья Кирилл и Мефодий Ученые предполагают, что при создании азбуки они использовали и древние славянские буквы.

Христианизация Руси дала толчок развитию письменности. Появились первые рукописные книги. Древнейшая из дошедших до нас рукописных книг «Остромирово Евангелие» (XI век).

Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности население было неграмотным.

Ярким свидетельством распространения грамоты являются так называемые берестяные грамоты. Во многих городах (Новгороде, Пскове, Смоленске…) были найдены сотни берестяных грамот. Среди них деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Осталось еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности: так называемые граффити. Их выцарапывали на стенах церквей. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы.

Появляется летописание (запись событий по годам- «летам»). К началу XII века относится написание монахом Киево-Печерского монастыря Нестором «Повести временных лет»-древнейшей из дошедших до нас летописей.

С принятием христианства связано появление житийного жанра («жития»-жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых). Известны «Житие Бориса и Глеба»…

Первым киевским митрополитом из русских людей Иларионом было написано «Слово о Законе и Благодати» -середина XIвека («слово» – жанр древнерусской литературы-торжественное обращение). В этом выдающемся литературном произведении – взгляд Илариона на значение христианизации Руси, восхваление роли князей Владимира и Ярослава Мудрого в развитии Руси.

Наивысшим достижением древнерусской литературы считается «Слово о полку Игореве», (конецXII века, автор не известен). В центре повествования лежит рассказ о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Вся поэма стала призывом к единству Русской земли, рассказом о мужестве, плачем по погибшем. Она полна размышлений о месте Руси в истории.

В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 год).

Наряду с письменной литературой слагались слагались былины (герои Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, пахарь Микула Селянинович, Садко). В этих памятниках устного народного творчества нашли отражение идеалы мужества, патриотизма, труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: