Формирование экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма. Исследователями выделяется ряд направлений и школ экономической мысли:
меркантилизм;
классическая политическая экономия;
неоклассическое направление;
современные «трансформации» экономической мысли - кейнсианство, неоконсерватизм, институционализм и др.
Основные идеи меркантилизма:
главным богатством общества являются деньги (золото и серебро);
- источником богатства является сфера обращения;
государство должно способствовать «обогащению» активной
и целенаправленной экономической политикой.
Классическую политическую экономию представляют три школы:
- французская школа (физиократы);
- английская (рыночная) школа;
- учение Карла Маркса - марксистская политическая эконо
мия.
В отличие от меркантилистов, физиократы исследовали механизм развивающегося капитализма, основой которого являлась не торговля, а производство. Это обусловило идеи, обосновывающие первостепенную роль производства в создании общественного богатства.
Представители классической (рыночной) школы политэкономии, в отличие от физиократов, полагали, что не только земледелие, а всякое производство увеличивает общественное богатство. А. Смит обосновал законы рыночной экономики в условиях свободной конкуренции, полагая, что предпринимательство может быть достаточно успешным в условиях рыночного саморегулирования. Он считал, что государство должно охранять порядок в обществе, не вмешиваясь в экономические проблемы.
Основоположники марксистской экономической теории (К. Маркс, Ф. Энгельс) обосновали необходимость не только экономического, но и классового подхода к исследованию закономерностей общественного развития. Они пришли к выводу об усилении антагонизма в обществе, неизбежности его гибели в силу невозможности разрешения противоречий в рамках самого общественного строя. Идеологи марксизма концентрировали внимание на анализе социально-экономических отношений.
Неоклассическое направление возникло в последней трети XIX века. Его сторонниками (А. Маршалл и др.) была предпринята попытка сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования в условиях свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия существующей системы. Идеологией неоклассического направления с 20-х годов явились «экономиксы». В конце 30-х годов произошла трансформация представлений, связанная с переориентацией с рыночных на государственные механизмы.
Современные «трансформации» экономической мысли отражают диалектику научных воззрений, распространенных в XX столетии. Из многочисленных «ответвлений» выделились три важнейших направления, выступившие базовой основой современного этапа экономической мысли:
— кейнсианство; неоконсерватизм;
- институционализм.
Трансформация воззрений привела к выводу о целесообразности сочетания в экономических системах противоречивых - и рыночных, и государственных - механизмов. Отражающие их диалектику научные концепции явились методологической основой экономических преобразований в западных странах во второй половине XX века.
Более подробно основные направления развития экономической теории изучите по рекомендуемой или имеющейся в учебном заведении литературе.
Контрольные вопросы
3. Этапы развития экономической теории.






