Методические указания

Формирование экономической теории началось в эпоху зарож­дения капитализма. Исследователями выделяется ряд направлений и школ экономической мысли:

меркантилизм;

классическая политическая экономия;

неоклассическое направление;

современные «трансформации» экономической мысли - кейнсианство, неоконсерватизм, институционализм и др.

Основные идеи меркантилизма:

главным богатством общества являются деньги (золото и се­ребро);

- источником богатства является сфера обращения;
государство должно способствовать «обогащению» активной
и целенаправленной экономической политикой.

Классическую политическую экономию представляют три школы:

- французская школа (физиократы);

- английская (рыночная) школа;

- учение Карла Маркса - марксистская политическая эконо­
мия.

В отличие от меркантилистов, физиократы исследовали меха­низм развивающегося капитализма, основой которого являлась не торговля, а производство. Это обусловило идеи, обосновывающие первостепенную роль производства в создании общественного бо­гатства.

Представители классической (рыночной) школы политэкономии, в отличие от физиократов, полагали, что не только земледелие, а всякое производство увеличивает общественное богатство. А. Смит обосновал законы рыночной экономики в условиях свободной кон­куренции, полагая, что предпринимательство может быть достаточно успешным в условиях рыночного саморегулирования. Он считал, что государство должно охранять порядок в обществе, не вмешиваясь в экономические проблемы.

Основоположники марксистской экономической теории (К. Маркс, Ф. Энгельс) обосновали необходимость не только эконо­мического, но и классового подхода к исследованию закономерно­стей общественного развития. Они пришли к выводу об усилении антагонизма в обществе, неизбежности его гибели в силу невозмож­ности разрешения противоречий в рамках самого общественного строя. Идеологи марксизма концентрировали внимание на анализе социально-экономических отношений.

Неоклассическое направление возникло в последней трети XIX века. Его сторонниками (А. Маршалл и др.) была предпринята попытка сформулировать закономерности оптимального режима хо­зяйствования в условиях свободной конкуренции, определить принци­пы экономического равновесия существующей системы. Идеологией неоклассического направления с 20-х годов явились «экономиксы». В конце 30-х годов произошла трансформация представлений, связан­ная с переориентацией с рыночных на государственные механизмы.

Современные «трансформации» экономической мысли отра­жают диалектику научных воззрений, распространенных в XX столе­тии. Из многочисленных «ответвлений» выделились три важнейших направления, выступившие базовой основой современного этапа экономической мысли:

— кейнсианство; неоконсерватизм;

- институционализм.

Трансформация воззрений привела к выводу о целесообразно­сти сочетания в экономических системах противоречивых - и рыноч­ных, и государственных - механизмов. Отражающие их диалектику научные концепции явились методологической основой экономиче­ских преобразований в западных странах во второй половине XX века.

Более подробно основные направления развития экономической теории изучите по рекомендуемой или имеющейся в учебном заве­дении литературе.

Контрольные вопросы

3. Этапы развития экономической теории.




double arrow
Сейчас читают про: