Автоматизированные информационные системы лечебно-профилактических учреждений

Концепции разработки информационных систем

Лечебных учреждений

За рубежом внедрение АИС учрежденческого уровня достаточ­но давно считается совершенно необходимой и естественной со­ставляющей деятельности здравоохранения. В развитых странах АИС ЛПУ разрабатываются, начиная с 1960-х гг., а с середины 1980-х гг. крупные ЛПУ на внедрение и эксплуатацию таких АИС тратят до трети своего бюджета, причем особое внимание уделяется реше­нию управленческих задач.

В России в конце 1980-х—начале 1990-х гг. появились первые реальные разработки учрежденческих систем: в московских город­ских клинических больницах № 31 и им. С.П.Боткина, лечебно-оздоровительном объединении при Совете министров СССР, Центральном военно-медицинском госпитале им. Н.Н.Бурденко и др.

В первых концепциях разработки информационных систем ЛПУ подчеркивалось, что учрежденческая система создается как ин­тегрированная совокупность средств для решения различных за­дач автоматизации деятельности ЛПУ:

1. сбора, хранения, обработки и выдачи пользователям всей информации о пациентах;

2. медико-технологических процессов в диагностике и лече­нии больных;

3. планирования, учета и анализа деятельности подразделе­ний ЛПУ в целях оптимизации их работы.

Все концепции декларировали подход «вокруг пациента», од­нако реально отличались по выставляемым приоритетам и пред­лагаемому порядку решения задач.

Концепция разработки и внедрения АИС управления амбулаторно-поликлинической помощью предполагала последователь­ную реализацию в несколько этапов.

На первом этапе разработки учрежденческой системы предпо­лагалось осуществить автоматизацию наиболее широко применя­емых методов диагностики (ЭКГ, функции внешнего дыхания, лабораторных исследований). Планировалось разворачивание в ЛПУ (поликлинического типа) АС профилактических осмотров, а так­же одной на район (город) мощной системы консультативной вычислительной диагностики.

На втором этапе наиболее эффективной представлялась орга­низация персонифицированной БД для ведения (в случае ЛПУ поликлинического типа) регистра прикрепленного контингента с паспортными, ограниченными медицинскими данными, опе­ративным учетом посещений, контролем за плановыми сроками обслуживания диспансеризуемых групп населения, анализом ди­намики показателей здоровья населения в разрезе участков, про­фессиональных и половозрастных групп, а также создание и веде­ние персонифицированной БД медицинского персонала для уче­та движения медицинских кадров учреждения, анализа объема и качества деятельности участковых врачей и специалистов. На этом же этапе предусматривалась автоматизация планирования бюдже­та ЛПУ и его исполнения.

Третий этап планировался как надучрежденческий, с создани­ем банка данных на всех жителей района (города) на основе рас­пределенной сети с внедрением персональных магнитных карт, находящихся на руках у пациентов.

Концепция информатизации лечебно-диагностических учреж­дений здравоохранения предполагала четырехуровневую иерархи­ческую систему построения автоматизированных ИС поликлини­ки и больницы: первый (нижний) уровень — автоматизация диа­гностического обследования пациентов (переход к медико-техно­логическим системам); второй — АРМ; третий — автоматизиро­ванные лечебно-диагностические и управленческие системы для поддержки медико-технологических процессов структурно-функ­ционального подразделения (отделения, лаборатории); четвертый (верхний) — объединяющий в единое целое все предыдущие, должен был быть представлен АИС ЛПУ.

В Концепции построения больничных ИС подчеркивалось, что центральным направлением информатизации должно являться создание и внедрение интегрированных систем. Среди основных решаемых задач назывались:

1) административно-управленческие (включающие учет обслу­живания пациентов и кадров, материально-технических ценно­стей, медикаментов), финансовые задачи и задачи развития уч­реждения;

2) медицинские задачи обслуживания пациентов — ведение истории болезни — листа назначений, заявок на исследования, передачу результатов обследования из лабораторий и диагности­ческих отделений, оформление заказов на медикаменты, плани­рование диетического питания, предоставление консультативно-справочной информации.

К медицинским задачам обслуживания пациентов относили и составление расписания работы персонала (диспетчеризацию). По современным представлениям эта задача относится к организаци­онным.

Уже тогда подчеркивалась важность использования экспертных систем, но на базе развитых учрежденческих систем, в которых вывод экспертных заключений может опираться на имеющийся банк данных о пациентах. Наряду с подсистемами для решения чисто информационных задач важным считалось и создание тех­нологических систем.

Перечень и описание концепций разработки АИС ЛПУ можно было бы продолжить, так как в каждой из них есть масса ценных мыслей. Таким образом, идеология разработки АИС ЛПУ была предложена достаточно давно. Однако так сложилось, что ни одна из предложенных концепций полностью реализована не была. Это объясняется целым рядом причин, которые уже обсуждались ра­нее.

В настоящее время ситуация с разработкой и внедрением АИС ЛПУ изменилась к лучшему. Есть примеры развивающихся си­стем, достаточно широко внедряемых, и крупных ЛПУ, кото­рые имеют более чем десятилетний опыт развития на их базе таких ИС и не представляющих без них полноценного функцио­нирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: