Категория полезности введена в экономическую теорию И. Бентамом (1774 – 1832). Люди покупают блага потому, что получают от их потребления удовлетворение. Экономисты назвали это удовлетворение полезностью. Сторонники количественного (кардиналистского) подхода ввели в научный оборот понятие «ютиль» - гипотетическую единицу полезности. Этот подход строится на точном соотношении полезностей разных благ для одного и того же человека.
Общая полезность - это оценка потребителем совокупной полезности приобретаемого количества товара или услуги. Поскольку общая полезность - это субъективное понятие, то при оценке одинаковых единиц (порций) одного и того же товара она будет отличаться у разных людей в зависимости от их вкусов и предпочтений. Общая полезность любого товара, как правило, увеличивается по мере возрастания потребляемых порций, или единиц, данного товара. Однако прирост общей полезности снижается по мере потребления дополнительных порций, так как они приносят все меньшее удовлетворение потребностей конкретного потребителя, и его общая потребность в данном товаре постепенно насыщается.
|
|
Изменение общей полезности связано с предельной полезностью. Предельная полезность - это дополнительная, добавочная полезность, получаемая потребителем от каждой дополнительной единицы определенного вида продукции. Можно сказать, предельная полезность - это прирост (изменение) общей полезности, вызванный потреблением каждой дополнительной единицы. В течение сравнительно короткого периода времени, пока вкусы и предпочтения потребителя не изменяются, предельная полезность каждой последующей единицы продукции будет уменьшаться. В связи с этим экономисты сформулировали закон убывающей предельной полезности: по мере потребления дополнительных единиц. или порций, одного и того же товара общая полезность, получаемая потребителем, увеличивается все более медленными темпами, т.е. предельная полезность каждой последующей единицы, или порции, уменьшается.
Закон убывающей предельной полезности не только объясняет причины действия закона снижающегося спроса, но и помогает определить условие потребительского равновесия, при котором потребитель получает максимальное удовлетворение потребностей при имеющемся денежном доходе и сложившихся предпочтениях.
Рациональный потребительский выбор определяют следующие основные факторы:
1. Стремление потребителя на свой денежный доход получить максимальную общую полезность, или максимальное удовлетворение потребностей.
2. Предпочтения и вкусы.
3. Денежный доход потребителя (потребительский бюджет).
|
|
4. Цены на товары и услуги.
Исходя из теории потребительского поведения, при определении рационального потребительского выбора покупатель должен учитывать предельную полезность и цены товаров. Потребитель с постоянным денежным доходом и сложившимися предпочтениями при выборе покупки товаров с различными ценами может получить максимальную полезность, или максимальное удовлетворение потребностей, только при соблюдении следующего условия потребительского равновесия:
, (10.1)
где MUi – предельная полезность последних единиц товаров 1,2,3, …, n;
Рi – цена товаров 1,2,3, …, n.
Недостатком кардиналистского подхода является исключительно индивидуальный, субъективный характер оценок полезности: один и тот же товар может представлять большую ценность для одного потребителя и значительно меньшую, а то и никакой – для другого. Более того, оценки одного и того же субъекта могут изменяться под действием многих факторов. То есть становится практически невозможно определение субъективных оценок в единых общепринятых единицах (так как общая единица измерения предполагает объективность оценок).
Современные экономисты отдают предпочтение порядковому (ординалистскому) подходу измерения полезности.