Потребности и блага. Полезность блага. Потребитель как экономический агент. Поведенческие предпосылки анализа потребительского выбора: степень рациональности и степень следования своим интересам.
Отношение предпочтения индивида и его свойства. Строгое предпочтение и безразличие. Свойства системы предпочтений.
Функции полезности и кривые безразличия. Карта кривых безразличия. Свойства кривых безразличия. Предельная норма замещения благ. Виды кривых безразличия.
Предельная полезность. Выведение предельной нормы замещения как соотношения предельных полезностей благ. Условия убывания предельной полезности.
Тема 5. потребительский выбор
Рыночные детерминанты поведения потребителя: цены и денежный доход. Бюджетные ограничения. Экономический смысл наклона бюджетной линии. Ломаные бюджетные линии.
Задача потребителя - максимизация полезности в рамках бюджетного ограничения. Равновесие потребителя: необходимое и достаточные условия максимизации полезности. Экономическая интерпретация множителя Лагранжа. Графический анализ равновесия потребителя.
Поведение потребителя в условиях изменяющегося дохода. Денежный и реальный доход. Кривые «доход-потребление». Эффект дохода. Законы Энгеля. Нормальные и малоценные блага.
Поведение потребителя в условиях изменяющихся цен. Кривая «цены-потребление». Эффект дохода и замещения при изменении цен. Взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные блага.
Вывод функции индивидуального потребительского спроса из условий максимизации полезности.
Тема 6. рыночный спрос и эластичность
Рыночный спрос и его факторы. Рыночный спрос как функция цены.
Эластичность, общее определение. Ценовая эластичность спроса и факторы её определяющие. Ценовая эластичность спроса и изменения в валовом доходе. Эластичность спроса по доходу. Перекрёстная эластичность.
Практическое использование коэффициентов эластичности. Использование регрессионного анализа в экономическом прогнозировании спроса.
Кривые спроса и выигрыш потребителя. Использование концепции выигрыша потребителя для оценки налогового бремени и выгод от субсидий.
Применение теории потребительского выбора и спроса в маркетинге, политике доходов.
Раздел 3. теория производства и предложения