Содерж-е
Струк-
турные
этапы
| Умение как деятельность
| Знание
| Владе-
ние
|
цель предмет метод/ средство, форма, доп. условия действия продукт результат
способиоперации
технология
методика
|
I
Ориенти-ровочный
| Провести ориентировку в тексте задачи:
1.выявить известные данные (на основе анализа условий):
Больной находился в стационаре на протяжении 5 лет. К моменту лечения галоперидолом у больного были актуальные бредово-галлюцинаторные переживания. Часто заходил в кабинет врача и с возмущением требовал “прекратить издевательства, выключить аппарат, который отнимает у него свои мысли и вкладывает чужие”. Избил однажды больного Н., утверждая, что тот подослан для наблюдения хозяином аппарата. После лечения галоперидолом состояние значительно улучшилось: поведение стало упорядоченным, приветливо здоровается с врачом, исчезло возмущение в отношении “экспериментов”. При беседе уверяет, что до сих пор его мысли читают и записывают на магнитофонную ленту, иногда слышит разговоры “экспериментаторов” о нем. Относится ко всему этому равнодушно, говорит: “Я теперь не обращаю внимания”. Активно включился в трудовые процессы.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. выяснить, что является искомым:
- клиническая форма шизофрении
- тип течения
- ведущий синдром
и поставить цель:
- определить клиническую форму шизофрении;
- определить тип течения шизофрении;
- определить ведущий синдром в клинической картине.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Построить предмет задачи (структуру и содержание) в графической форме, установив системообразующие связи между искомым и данными:
1) ведущий синдром определяется, исходя из клинических проявлений заболевания
2) форма шизофрении обуславливается клинической картиной заболевания, в т.ч. ведущим синдромом
3) тип течения зависит от того, были ли в анамнезе повторные психотические эпизоды, сформированные ремиссии
4) каждой форме шизофрении присущи определенные типы течения
Шизофрения
| Ведущий синдром
| Клинические проявления
| Форма
| Тип течения
| Анамнестические данные
| ?
| Наличие актуальных бредово-галлюцинаторных переживаний:
§ Бред преследования
§ Бред воздействия
§ Вербальные псевдогаллюцинации
§ Психический автоматизм
| ?
| ?
| Пребывание в стационаре в течение 5 лет, в течение которых сохраняется продуктивная симптоматика
|
|
ОТ -1
"Синдромальные формы шизофрении»
ОТ-2
«Типы течения шизофрении»
|
Метод синтакси-ческого анализа,
-------------------
Метод семанти-ческого анализа
-------------------
Метод системного анализа
|
II
Планиру-ющий
| Спланировать способ решения задачи - в соответствии с предметом подобрать:
- метод/логический прием: построение причинно-следственной связи
- средства: ОТ-1
- форма: письменная
- действия операции выполнения каждого действия используемые знания:
1. Установить форму шизофрении, исходя из клинических проявлений
2.Установить тип течения шизофрении, исходя из анамнестических данных о течении заболевания.
3. Установить ведущий синдром в клинической картине
4. Сформулировать клинический диагноз
|
ОТ -1
ОТ-2
|
Логический прием: построение причинно-следствен-ной связи
|
III
Исполни-тельский
| Исполнить намеченный план решения задачи и найти искомое:
1. Параноидная форма
2. Непрерывный тип течения
3. Синдром Кандинского-Клерамбо (синдром психического автоматизма)
4. Клинический диагноз: «Шизофрения параноидная непрерывная. Синдром Кандинского-Клерамбо»
| ОТ-1
ОТ-2
|
|
IV
Контроль-ный
| Провести самоконтроль выполненного решения задачи всеми способами:
А. Сличить выполненные действия с ОК; актуализированные знания с ОТ; и найти отклонения от них (если они есть)
Б. Провести повторное решение задачи; сличить его с первичным решением и найти отклонения от него (если они есть)
| ОК,
ОТ-1
ОТ-2
| Логический прием идентифи-кации
|
Если не найдено отклонение, то
Если найдено отклонение, то
|
V
Оценоч-ный
| Провести самооценку допущенного отклонения:
1.определить характер отклонения
2.определить причину отклонения
Определить, соответствуют ли установленные нами форма, тип течения и ведущий синдром известным нам данным, есть ли между ними логические связи.
| ОК,
ОТ-1
ОТ-2
| Логический прием установле-ния соот-ветствия
|
VI
Коррек-ционный
|
Провести самокоррекцию допущенного отклонения:
- провести более подробную беседу с больным и его родными, построив ее так, чтобы получить наиболее полные и точные сведения
- запросить выписные эпикризы прошлых госпитализаций и ознакомиться с ними для получения более объективной картины
| ОК,
ОТ-1
ОТ-2
|
|
VII
Рефлексия
| Продукт деятельности:
- Установлены клиническая форма шизофрении у данного больного, тип ее течения и ведущий синдром.
- Сформулирован клинический диагноз
Результат - реализованный мотив: научился организовывать свою деятельность по решению учебно-профессиональной
задачи осознанно, без ошибок, самостоятельно.
|
| | | | |
ОТ – 1
СИНДРОМАЛЬ-НЫЕ ФОРМЫ ШИЗОФРЕНИИ
| Клинические проявления
| Бред; последовательная смена бредовых синдромов
o Паранойяльный – систематизированные интерпретативные бредовые идеи без галлюцинаций;
o Параноидный – синдром психического автоматизма (бред преследования, бред воздействия, вербальные псевдогаллюцинации, психический автоматизм: моторный, сенсорный, идеаторный)
o Парафренный – бредовые идеи величия на фоне эйфории или благодушно-безразличного аффекта, нелепые фантазии, конфабуляции, распад бредовой системы.
§ Негативная симптоматика (аутизм, нарушение стройности мышления, эмоциональное оскудение)
§ Начало в 25 – 40 лет – дефект нарастает постепенно, более хороший прогноз
§ Более раннее начало – злокачественное течение
| § Преобладание двигательных расстройств
§ Кататонический ступор
o Больно длительное время сохраняет неестественную позу, не чувствуя утомления
o Резкое повышение тонуса мышц
o Симптом воздушной подушки
o Симптом хоботка
o Симптом капюшона
o Негативизм
o Мутизм
§ Кататоническое возбуждение
o Нецеленапревленное, стереотипное двигательное возбуждение
o Импульсивные поступки
o Эхосимптомы
o Манерность, вывчурность движений и мимики
o Пассивная подчиняемость
§ Онейроидная кататония
§ Люцидная кататония (злокачественное течение)
| § Ранее начало
§ Безремиссионное течение
§ Гебефренический синдром
o Преобладание детскости
o Нелепое дурашливое возбуждение, кривляние, неадекватный смех
o Непродуктивная эйфория
o Возможны приступы агрессии
o Речь: повторы, неологизмы, брань
§ Резкие изменения личности
§ Необходимость надзора и ухода
§ Ранняя инвалидизация
| § Характеризуется только негативной симптоматикой
§ Неуклонное нарастание апатико-абулического дефекта
§ Раннее начало
§ Непрерывное, безремиссионное течение
§ Быстрое прогрессирование
§ Ранняя инвалидизация
|
Фор-ма
| Параноидная
| Кататоническая
| Гебефреническая
| Простая
|
ОТ – 2
| Тип те-чения
| Непрерывный
(непрерывно-прогредиентный)
| Шубообразный
(приступообратно-прогредиентный)
| Рекуррентный
(периодический)
| Вялотекущий
(малопрогреди-ентный)
|
| Тип те-чения
| Непрерывный
(непрерывно-прогредиентный)
| Шубообразный
(приступообратно-прогредиентный)
| Рекуррентный
(периодический)
| Вялотекущий
(малопрогре-диентный)
|
ОТ – 2
ТИПЫ ТЕЧЕНИЯ ШИЗОФРЕНИИ
| Анамнес-тические данные
|
§ Отсутствие ремиссий, психопатологическая симптоматика никогда не исечезает полностью
§ Возможно злокачественное течение, – раннее начало и быстрое формирование апатико-абулического синдрома (гебефрен,, кататон., простая)
§ При позднем начале и преобладании бреда прогноз более благоприятен (параноидная)
|
§ Наличие ремиссий
§ Бредовая симптоматика возникает остро
§ Бред – несистематизированный, острый, чувственный
§ Фабулы бреда: отношения, особого значения, инсценировки
§ Формирование критики после редукции психопатологической симптоматики
§ Ступенчатое нарастание дефекта личности
§ На заключительных этапах течения болезни качество ремиссии прогрессивно ухудшается, течение приближается к непрерывному
|
§ Длительные светлые промежутки без продуктивной симптоматики и с минимальными изменениями личности (интермиссии)
§ Приступы наиболее острые
§ Пребладание аффективных расстройств
§ На высоте приступа возможна онейроидная кататония
§ Дефект личности не достигает степени эмоциональной тупости
§ 1 – 2 приступа в течение всей жизни
|
§ Негативная симптоматика нарастает более медленно и не столь выражена
§ Продуктивная симптоматика порявляется в редуцированном виде
§ Навязчивости
§ Истерические
§ Астенические
§ Снестопатические
§ Деперсонализациионные расстройства
---------------------------------------
§ Неврозоподобная форма
§ Психопатоподобная форма
|