Диагностировать шизофрению с учетом ее формы, типа течения и ведущего психопатологического синдрома

Мотив (потребность) студента: научиться организовывать свою деятельность по решению учебно-профессиональной практической задачи осознанно, без ошибок, самостоятельно.

Содерж-е Струк- турные этапы Умение как деятельность Знание Владе- ние
цель предмет метод/ средство, форма, доп. условия действия продукт результат способиоперации технология методика
I Ориенти-ровочный Провести ориентировку в тексте задачи: 1.выявить известные данные (на основе анализа условий): Больной находился в стационаре на протяжении 5 лет. К моменту лечения галоперидолом у больного были актуальные бредово-галлюцинаторные переживания. Часто заходил в кабинет врача и с возмущением требовал “прекра­тить издевательства, выключить аппарат, который отнимает у него свои мысли и вкладывает чужие”. Избил однажды больного Н., утверждая, что тот подослан для наблюдения хозяином аппарата. После лечения галоперидолом состояние значительно улучшилось: поведение стало упорядоченным, приветливо здоровается с врачом, исчезло возмущение в от­ношении “экспериментов”. При беседе уверяет, что до сих пор его мысли читают и записывают на магнитофонную ленту, иногда слышит разговоры “экспериментаторов” о нем. Отно­сится ко всему этому равнодушно, говорит: “Я теперь не обращаю внимания”. Активно включился в трудовые про­цессы. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2. выяснить, что является искомым: - клиническая форма шизофрении - тип течения - ведущий синдром и поставить цель: - определить клиническую форму шизофрении; - определить тип течения шизофрении; - определить ведущий синдром в клинической картине. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3. Построить предмет задачи (структуру и содержание) в графической форме, установив системообразующие связи между искомым и данными: 1) ведущий синдром определяется, исходя из клинических проявлений заболевания 2) форма шизофрении обуславливается клинической картиной заболевания, в т.ч. ведущим синдромом 3) тип течения зависит от того, были ли в анамнезе повторные психотические эпизоды, сформированные ремиссии 4) каждой форме шизофрении присущи определенные типы течения
Шизофрения
Ведущий синдром Клинические проявления Форма Тип течения Анамнестические данные
? Наличие актуальных бредово-галлюцинаторных переживаний: § Бред преследования § Бред воздействия § Вербальные псевдогаллюцинации § Психический автоматизм ? ? Пребывание в стационаре в течение 5 лет, в течение которых сохраняется продуктивная симптоматика
ОТ -1 "Синдромальные формы шизофрении» ОТ-2 «Типы течения шизофрении» Метод синтакси-ческого анализа, ------------------- Метод семанти-ческого анализа ------------------- Метод системного анализа
II Планиру-ющий Спланировать способ решения задачи - в соответствии с предметом подобрать: - метод/логический прием: построение причинно-следственной связи - средства: ОТ-1 - форма: письменная - действия операции выполнения каждого действия используемые знания: 1. Установить форму шизофрении, исходя из клинических проявлений 2.Установить тип течения шизофрении, исходя из анамнестических данных о течении заболевания. 3. Установить ведущий синдром в клинической картине 4. Сформулировать клинический диагноз ОТ -1 ОТ-2 Логический прием: построение причинно-следствен-ной связи
III Исполни-тельский Исполнить намеченный план решения задачи и найти искомое: 1. Параноидная форма 2. Непрерывный тип течения 3. Синдром Кандинского-Клерамбо (синдром психического автоматизма) 4. Клинический диагноз: «Шизофрения параноидная непрерывная. Синдром Кандинского-Клерамбо» ОТ-1 ОТ-2  
IV Контроль-ный Провести самоконтроль выполненного решения задачи всеми способами: А. Сличить выполненные действия с ОК; актуализированные знания с ОТ; и найти отклонения от них (если они есть) Б. Провести повторное решение задачи; сличить его с первичным решением и найти отклонения от него (если они есть) ОК, ОТ-1 ОТ-2 Логический прием идентифи-кации  
Если не найдено отклонение, то Если найдено отклонение, то
V Оценоч-ный Провести самооценку допущенного отклонения: 1.определить характер отклонения 2.определить причину отклонения Определить, соответствуют ли установленные нами форма, тип течения и ведущий синдром известным нам данным, есть ли между ними логические связи. ОК, ОТ-1 ОТ-2 Логический прием установле-ния соот-ветствия
VI Коррек-ционный   Провести самокоррекцию допущенного отклонения: - провести более подробную беседу с больным и его родными, построив ее так, чтобы получить наиболее полные и точные сведения - запросить выписные эпикризы прошлых госпитализаций и ознакомиться с ними для получения более объективной картины ОК, ОТ-1 ОТ-2  
VII Рефлексия Продукт деятельности: - Установлены клиническая форма шизофрении у данного больного, тип ее течения и ведущий синдром. - Сформулирован клинический диагноз Результат - реализованный мотив: научился организовывать свою деятельность по решению учебно-профессиональной задачи осознанно, без ошибок, самостоятельно.
         
ОТ – 1 СИНДРОМАЛЬ-НЫЕ ФОРМЫ ШИЗОФРЕНИИ Клинические проявления Бред; последовательная смена бредовых синдромов o Паранойяльный – систематизированные интерпретативные бредовые идеи без галлюцинаций; o Параноидный – синдром психического автоматизма (бред преследования, бред воздействия, вербальные псевдогаллюцинации, психический автоматизм: моторный, сенсорный, идеаторный) o Парафренный – бредовые идеи величия на фоне эйфории или благодушно-безразличного аффекта, нелепые фантазии, конфабуляции, распад бредовой системы. § Негативная симптоматика (аутизм, нарушение стройности мышления, эмоциональное оскудение) § Начало в 25 – 40 лет – дефект нарастает постепенно, более хороший прогноз § Более раннее начало – злокачественное течение § Преобладание двигательных расстройств § Кататонический ступор o Больно длительное время сохраняет неестественную позу, не чувствуя утомления o Резкое повышение тонуса мышц o Симптом воздушной подушки o Симптом хоботка o Симптом капюшона o Негативизм o Мутизм § Кататоническое возбуждение o Нецеленапревленное, стереотипное двигательное возбуждение o Импульсивные поступки o Эхосимптомы o Манерность, вывчурность движений и мимики o Пассивная подчиняемость § Онейроидная кататония § Люцидная кататония (злокачественное течение) § Ранее начало § Безремиссионное течение § Гебефренический синдром o Преобладание детскости o Нелепое дурашливое возбуждение, кривляние, неадекватный смех o Непродуктивная эйфория o Возможны приступы агрессии o Речь: повторы, неологизмы, брань § Резкие изменения личности § Необходимость надзора и ухода § Ранняя инвалидизация § Характеризуется только негативной симптоматикой § Неуклонное нарастание апатико-абулического дефекта § Раннее начало § Непрерывное, безремиссионное течение § Быстрое прогрессирование § Ранняя инвалидизация
Фор-ма Параноидная Кататоническая Гебефреническая Простая

ОТ – 2 Тип те-чения Непрерывный (непрерывно-прогредиентный) Шубообразный (приступообратно-прогредиентный) Рекуррентный (периодический) Вялотекущий (малопрогреди-ентный)
  Тип те-чения Непрерывный (непрерывно-прогредиентный) Шубообразный (приступообратно-прогредиентный) Рекуррентный (периодический) Вялотекущий (малопрогре-диентный)
ОТ – 2 ТИПЫ ТЕЧЕНИЯ ШИЗОФРЕНИИ Анамнес-тические данные § Отсутствие ремиссий, психопатологическая симптоматика никогда не исечезает полностью § Возможно злокачественное течение, – раннее начало и быстрое формирование апатико-абулического синдрома (гебефрен,, кататон., простая) § При позднем начале и преобладании бреда прогноз более благоприятен (параноидная) § Наличие ремиссий § Бредовая симптоматика возникает остро § Бред – несистематизированный, острый, чувственный § Фабулы бреда: отношения, особого значения, инсценировки § Формирование критики после редукции психопатологической симптоматики § Ступенчатое нарастание дефекта личности § На заключительных этапах течения болезни качество ремиссии прогрессивно ухудшается, течение приближается к непрерывному § Длительные светлые промежутки без продуктивной симптоматики и с минимальными изменениями личности (интермиссии) § Приступы наиболее острые § Пребладание аффективных расстройств § На высоте приступа возможна онейроидная кататония § Дефект личности не достигает степени эмоциональной тупости § 1 – 2 приступа в течение всей жизни § Негативная симптоматика нарастает более медленно и не столь выражена § Продуктивная симптоматика порявляется в редуцированном виде § Навязчивости § Истерические § Астенические § Снестопатические § Деперсонализациионные расстройства --------------------------------------- § Неврозоподобная форма § Психопатоподобная форма

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: