Механизм взаимного участия в условиях нестабильной экономики

Неиерархическая структура ФПГ Японии явилась ответом на необходимость ус­коренного восстановления и развития производств в капиталоемких, быстро изме­няющихся отраслях в конкретных политических, экономических и правовых усло­виях. В период относительной экономической стабильности (1960-е-1970-е гг.) японские ФПГ, используя механизм взаимного участия, в короткие сроки моби­лизовали огромные инвестиционные ресурсы, обеспечившие экономике Японии интенсивный рост, а японским производителям — выход на доминирующие пози­ции на мировых рынках.

Результаты мировой экспансии японских МНК были столь впечатляющи, что многие ученые и практики всерьез полагали, будто за неиерархическими структу­рами — будущее международного бизнеса. Впоследствии, однако, выявились и негативные особенности, присущие таким структурам. Под влиянием многочис­ленных внешних и внутренних факторов период бума в японской экономике сме­нился периодом естественного замедления темпов роста, граничащего со спадом. В новых условиях явный олигополистический характер экономики Японии, до­полнительно усиленный тесной взаимозависимостью ключевых участников рын­ка, явился в конце 1990-х гг. одной из основных причин тяжелого системного кри­зиса.

Наиболее слабым оказалось финансовое звено, причем банкротства ряда свя­занных друг с другом ведущих финансовых институтов последовали по цепочке, одно за другим («эффект домино»). Результатом явилось заметное ослабление позиций японских многонациональных компаний на мировом рынке как в финан­сово-банковской, так и в промышленной сфере. Перспектива выживания япон­ских ФПГ в нынешних условиях связана, с одной стороны, — с государственной поддержкой и консолидацией национальных ресурсов (например, за счет слия­ний), с другой стороны — с участием международных инвесторов. Так, например, ряд крупнейших японских автомобильных производителей был недавно куплен американскими и европейскими МНК (General Motors установил контроль над Isuzu и Suzuki, a Renault приобрел контрольный пакет Nissan), в перспективе воз­можны и другие поглощения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: