Введение
Наше молодое поколение оказалось не подготовленным к кризисной социально-психологической ситуации в социуме, на фоне которой резко растет наркотизация молодежи, и, особенно, подростков.
В чём же заключается эта неподготовленность? Где же находятся места наименьшего психологического сопротивления эпидемии?
В логике Н.А.Сироты начнём с очевидного, но важного тезиса о резком разрушении прежних, внезапно устаревших стереотипов поведения, нормативных и ценностных ориентации. Выработка новых форм поведения у молодёжи происходит часто стихийно, бессистемно. Есть затруднения в формировании определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и выработать здоровый и эффективный жизненный стиль. Существуют затруднения у подростков также в процессе осмысления своего поведения, как необходимого ответа на возрастающие требования социальной среды, под действием которого неподготовленному молодому человеку значительно проще включиться в общий человеческий поток и делать так, как другие, как модно и принято, чем решать самому как поступать в каждой конкретной ситуации.
|
|
Однако парадокс современной социально-стрессовой реальности заключается в том, что она неизбежно привела молодое поколение к необходимости взятия ответственности за своё будущее на себя. В этих условиях, чтобы выжить и остаться здоровым, необходимо делать самостоятельный выбор и контролировать своё поведение самому. Подростки не всегда готовы к преодолению возрастающего интенсивного социального стресса и выбирают патологические формы совпадения с ним, которыми является наркотизация, алкоголизация, криминализация, рост суицидального поведения или просто выученная беспомощность, обрекающая молодого человека на невозможность нормальной, эффективной адаптации.
Именно в семье, в первую очередь формируются и развиваются личностные ресурсы способствующие формированию здорового жизненного стиля высоко эффективного поведения:
v Я- концепция (самооценка, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам;)
v Собственная система ценности, цели и установки, способность делать самостоятельный выбор, контроль своего поведение и жизни способность решать простые и сложные жизненные проблемы, умение оценивать ту или иную ситуацию и возможность контролировать её;
v Умение общаться с окружающими, понимать их поведение и его перспективу, (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешение конфликтных ситуаций) умение сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку.
|
|
Таким образом, главнейшей основой для профилактики аддиктивного и девиантного поведения является формирование и развитие самостоятельности и ответственности - понятий, неразрывно связанных между собой. Важно чтобы родители осознавали, что ребёнок отвечает за себя, и он должен принимать собственные решения. Ребёнок изначально является ответственным и хорошим человеком, но, не имея опыта проявлять себя таким, совершает тревожащиеся родителей поступки и часто боится быть ответственным за своё поведение.
Основная и высшая цель воспитания, а также первичной профилактики аддиктивного поведения – передача ребёнку ответственности за собственную жизнь. Принятие ответственности родителями на себя означает, что ребёнок стремится предвидеть последствие своих действий и определить в каждой конкретной ситуации, совместимы ли эти поступки с его собственными ценностями. Но за чистую получается так что ребёнок хочет что- либо сделать по- своему, подразумевая при этом, что за последствия его поступков будет отвечать не он, а родители. Эта позиция является очень удобной, при ней не нужно заранее задумываться о правильности своего выбора.
Ребёнок обосновано уверен, что ему всё равно помогут, поддержать в трудную минуту сделают за него и как надо, исправят ошибки. В такой ситуации ребёнок может манипулятивно скандалить, отстаивать свои права хлопать дверью, наперёд зная, что всё простят, хуже не будет а может быть, будет даже и лучше, в чём- то выгоднее.
Если мы учим ребёнка, нести ответственность за принятое решение, это не значит, что мы бросаем его на произвол судьбы или перестаём о нём заботиться. Это значит лишь то, что мы начинаем относиться к нему, как к равноправному члену семьи, как к человеку, который может принять самостоятельное ответственное решение, который может попросить помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжёл.
Но и решение обратиться за помощью он примет то же самостоятельно.
Социальное и личностное самоопределение (без которого невозможно существование ответственности) предполагает четкую ориентировку во взрослом мире. Это возможно при автономии от взрослых и реальном переходе от детской зависимости к независимости. У тинэйджеров изменяется социальный статус в семье и в обществе: уже не ребенок, но еще не взрослый – одна из самых напряженных социальных позиций. Негативный опыт эмансипации (отделение) может привести как к агрессивному, так и к зависимому поведению. Именно позитивный опыт эмансипации позволяет подростку вести себя ответственно (ассертивно, самоутверждающе, самостоятельно).
Отделение от родителей – это процесс, который часто бывает конфликтным для всех членов семьи. Если родители не готовы помочь подростку конструктивно решать эту задачу, то на естественные трудности этого периода для подростка накладываются и психологические проблемы и самих родителей, что значительно усложняет всю картину внутренней жизни подростка в целом, увеличивая возможность ухода тем самым в аддиктивные формы поведения, в том числе и в наркоманию.
I. Плюсы и минусы детской