ИНФОРМАТИКА
Методические указания и
задания к контрольной работе
для студентов факультета заочной формы обучения
Кострома
КГСХА
2011
УДК 681.3
ББК 73
И 74
Составитель: к.т.н., доцент кафедры экономической кибернетики Костромской ГСХА Н.Н.Горбина, к.э.н., доцент кафедры экономической кибернетики Костромской ГСХА О.Т. Обенко
Рецензент: д.п.н., проф. кафедры физики И.А. Мамаева
Рекомендовано к изданию методической комиссией
экономического факультета ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА,
протокол № от 2011 года.
И 74 | Информатика:Методические указания и задания к контрольной работе для студентов факультета заочной формы обучения / сост. Н.Н.Горбина и О.Т. Обенко.— Кострома: КГСХА, 2011. — 23 с. |
В издании представлены задания и методические указания по выполнению и оформлению контрольной работы по дисциплине «Информатика», приведен список рекомендуемых источников. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика_Бухгалтерский учет, анализ и аудит_бакалавры_2011» и «Агрономия бакалавр (ФГОС 2010)», по профилям 904 Агрономия_Б_2010, 901_Бухгалтеры_Б_2010, 909_Финансы_Б_2010, 911_Бухгалтеры_Б_2010_с, 919_Финансы_Б_2010_с заочной формы обучения. |
УДК 681.3
ББК 73
Ó ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА, 2011 | |
Ó Н.Н. Горбина, составление, 2011 | |
Ó Оформление РИО, КГСХА, 2011 |
Учебно-методическое издание
Информатика: Методические указания и задания к контрольной работе для студентов факультета заочной формы обучения / сост. Н.Н. Горбина, О.Т. Обенко — Кострома: КГСХА, 2011. — 23 с.
Гл. редактор Н.В. Киселева
Редактор выпуска Т.В. Тарбеева
Оглавление
Введение. 4
1. Организация выполнения кОНТРОЛЬНОЙ работы... 5
2. Задание №1.. 7
3. Задание №2.. 12
4. Задание №3.. 13
5. Методические указания по выполнению задания №1.. 14
6. Методические указания по выполнению задания №2.. 15
7. Методические указания по выполнению задания №3.. 15
8. Оформление контрольной работы... 19
Приложение.. 23
Введение
В условиях широкого внедрения новых информационных технологий во все сферы деятельности человека наибольшую актуальность в высшем образовании получает формирование у выпускника-бакалавра информационной культуры. Согласно требованиям к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Экономика_Бухгалтерский учет, анализ и аудит_бакалавры_2011» и «Агрономия бакалавр (ФГОС 2010)», по профилям 904 Агрономия_Б_2010, 909_Финансы_Б_2010, 901_Бухгалтеры_Б_2010, 919_Финансы_Б_2010_с, 911_Бухгалтеры_Б_2010_с, он должен владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Настоящие методические указания по выполнению контрольной работы предназначены для студентов 1 курса экономического факультета и факультета агробизнеса заочной формы обучения, изучающих информатику.
По учебному плану на самостоятельную работу студентов предусмотрено 216 часов, из них на выполнение контрольной работы отводится 24 часа.
Знания и навыки, полученные в результате её выполнения, в дальнейшем будут применяться студентом при работе с компьютером, а также при разработке и оформлении РГР, курсовых работ и проектов по другим дисциплинам, а также в выпускных аттестационных работах.
1. Организация выполнения
кОНТРОЛЬНОЙ работы
Завершающим этапом обучения студентов бакалавриата заочной формы обучения по направлениям подготовки агрономия «Экономика_Бухгалтерский учет, анализ и аудит_бакалавры_2011» и «Агрономия бакалавр (ФГОС 2010)» по дисциплине «Информатика» является контрольная работа.
Успешное выполнение контрольной работы способствует систематизации теоретических знаний и закреплению практических навыков самостоятельной работы на персональном компьютере, в том числе по описанию, оформлению и представлению результатов проделанной работы.
Контрольная работа состоит из одного теоретического и двух практических заданий. Задания даются в 99 вариантах. Студент выполняет тот вариант, который соответствует двум последним цифрам его шифра.
Выполненная контрольная работа подписывается автором, ставится дата. Затем она сдаётся студентом в деканат на проверку с целью получения допуска к собеседованию и экзамену не позже чем за неделю до сессии.
Файлы с выполненной контрольной работой можно присылать по электронной почте в виде вложений на адрес преподавателя. В теме сообщения необходимо написать фразу «контрольная работа» и указать свою фамилию, номер группы и номер варианта. Твёрдую копию необходимо зарегистрировать в деканате и на кафедре во время сессии.
Работы, в которых содержание и оформление не соответствуют заданиям, требованиям, описанным в данных методических указаниях, или в них приводятся сведения из заведомо устаревших литературных источников, к собеседованию не допускаются.
При обнаружении плагиата контрольная работа рассматриваться и оцениваться не будет.
При правильно выполненной работе на ней ставится пометка рецензента «Допущен к собеседованию», и студент допускается к собеседованию с преподавателем-рецензентом.
При обнаружении в контрольной работе ошибок рецензент делает пометку «Исправить». После проверки нельзя вносить в работу какие-либо изменения (изымать листы с рецензией руководителя или закрашивать их корректором). Доработанные фрагменты со ссылками на страницы, на которых были сделаны замечания руководителем, следует оформить и распечатать на отдельных листах и подшить к первоначальному варианту после титульного листа.
Во время собеседования с рецензентом студент должен продемонстрировать полное владение материалом своей контрольной работы, дать исчерпывающие и точные ответы на все вопросы, касающиеся контрольной работы. При положительном итоге собеседования представленная работа студента принимается с оценкой «Зачтено».
Бумажные версии контрольных работ хранятся на кафедре до следующей сессии, а электронные копии в течение 3-х лет.
Задание №1
Найти и обобщить материал по теоретическому вопросу с номером, соответствующим двум последним цифрам Вашего шифра.
1. Информатика. Основные понятия и определения.
2. Измерение количества информации. Системы счисления и процедуры перевода чисел из одной системы в другую.
3. Двоичная арифметика.
4. Логические основы ЭВМ. Основные понятия и операции формальной логики. Логические выражения и их преобразование.
5. Логические основы ЭВМ. Построение таблиц истинности логических выражений.
6. Моделирование как метод познания. Формализация. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование.
7. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей
8. История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ.
9. Поколения ЭВМ. Феномен ПК и их роль в современном мире.
10. Суперкомпьютеры. История создания и области использования.
11. Современные портативные ПК.
12. Мобильные ПК: виды, варианты исполнения и другие конструктивные особенности.
13. Аппаратное обеспечение ПК. Основной набор компонентов.
14. Аппаратное обеспечение ПК. Периферийные устройства.
15. АО ПК. Системный блок.
16. АО ПК. Клавиатура и дисплей.
17. АО ПК. Кэш-память.
18. Периферийные устройства ПК. Устройства вывода на бумагу.
19. Периферийные устройства. Устройства ввода.
20. Периферийные устройства. Устройства ввода – вывода.
21. Программное обеспечение ПК. Классификация.
22. Драйверы и утилиты.
23. Открытое программное обеспечение.
24. Операционные системы ПК. Понятие и классификация.
25. Файловые менеджеры. Основные сведения и возможности. Классификация.
26. Навигационные файловые менеджеры. Проводник. Сравнительный анализ версий.
27. Навигационные файловые менеджеры. Проводник. Работа с группами файлов.
28. Двухпанельные файловые менеджеры. Total Commander. Содержание основного экрана.
29. Двухпанельные файловые менеджеры. Total Commander. Назначение функциональных клавиш и их комбинации.
30. Двухпанельные файловые менеджеры. Total Commander. Работа с группой файлов.
31. Двухпанельные файловые менеджеры. Total Commander. Разбивка и сборка файлов.
32. Total Commander. Плагины.
33. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Понятие и классификация.
34. Локальные сети. Топология.
35. Глобальные компьютерные сети. Краткий исторический экскурс.
36. Глобальная сеть Internet. Отличительные особенности. Способы подключения.
37. Глобальная сеть Internet. Сетевые протоколы.
38. Адресация в Интернете. Всемирная паутина. URL. Правила адресации в сети.
39. Услуги, предоставляемые сетью Internet.
40. Услуги ГКС Internet. Использование возможностей электронной почты.
41. Услуги ГКС Internet. Социальные сети.
42. Сравнительные характеристики поисковых систем Интернета.
43. Облачные технологии в Internet.
44. Услуги ГКС Internet. Форумы и чаты.
45. Cоздание Web- страниц с помощью языка HTML.
46. Cоздание Web- страниц c помощью редакторов, их классификация.
47. Основные сведения об ОС WINDOWS. История создания. Сравнительный анализ версий.
48. Возможности поиска документа в Windows и его приложениях. Сравнение версий.
49. Информационная технология обработки текстовой информации. Классификация программ.
50. Текстовый процессор. Версии текстового процессора Word. Сравнительный анализ.
51. Содержание основного экрана в текстовых процессорах Word 2003, Word 2007 и OpenOffice.org.Writer. Сравнительный анализ.
52. Редактирование текста в текстовых процессорах Word 2003, Word 2007 и OpenOffice.org.Writer. Сравнительный анализ.
53. Буфер обмена в текстовых процессорах Word 2003, Word 2007 и OpenOffice.org.Writer. Сравнительный анализ.
54. Печать документа в текстовых процессорах Word 2003, Word 2007 и OpenOffice.org.Writer. Сравнительный анализ.
55. Разработка шаблонов различных документов средствами Microsoft Word.
56. Ассистент слияния в ТП Word.
57. Работа с несколькими документами в текстовых процессорах Word 2003, Word 2007 и OpenOffice.org.Writer. Сравнительный анализ.
58. Компьютерная поддержка коллективной работы над документом в ТП Word.
59. Создание и оформление таблиц в текстовых процессорах Word 2003, Word 2007 и Open Office Writer. Сравнительный анализ.
60. Создание колонтитулов в текстовых процессорах Word 2003, Word 2007 и OpenOffice.org.Writer. Сравнительный анализ.
61. Компьютерная вёрстка больших документов средствами Microsoft Word.
62. Ввод сложных математических выражений в текстовых процессорах Word 2003, Word 2007 и OpenOffice.org.Writer. Сравнительный анализ.
63. Информационная технология обработки числовой информации. Классификация программ.
64. Содержание основного экрана в табличных процессорах Excel 2003, Excel 2007 и OpenOffice.org.Calc. Сравнительный анализ.
65. Типы данных в ЭТ и их ввод в табличных процессорах Excel 2003, Excel 2007 и OpenOffice.org.Calc. Сравнительный анализ. Проверка данных при вводе.
66. Встроенные функции в табличных процессорах Excel 2003, Excel 2007 и OpenOffice.org.Calc. Сравнительный анализ.
67. Работа с логическими формулами в табличных процессорах Excel 2003, Excel 2007 и OpenOffice.org.Calc. Сравнительный анализ.
68. ТП EXCEL. Адреса ячеек. Относительные и абсолютные ссылки. Именование ячеек.
69. ТП EXCEL. Форматирование данных. Условное форматирование.
70. ТП EXCEL. Работа с макросами.
71. ТП EXCEL. Работа с базами данных.
72. Консолидация данных в ТП Excel.
73. Создание сводных таблиц в ТП Excel.
74. Разработка экранных форм в ТП Excel.
75. Защита информации в табличных процессорах Excel 2003, Excel 2007 и OpenOffice.org.Calc. Сравнительный анализ.
76. Графическое представление табличных данных в табличных процессорах Excel 2003, Excel 2007 и OpenOffice.org.Calc. Сравнительный анализ.
77. Создание собственной панели инструментов в табличных процессорах Excel 2003, Excel 2007 и OpenOffice.org.Calc.
78. ТП EXCEL. Операции с большими таблицами Создание структуры листа.
79. Технология обработки графической информации. Графические редакторы. Понятие о растровой и векторной графике.
80. Мультимедийные технологии. Компьютерные презентации в Рower Point.
81. Работа с презентациями в программе OpenOffice.org Impress. Сравнение его возможностей с MS Power Point.
82. Интегрированный пакет MicroSoft Office. Совместное использование приложений. Технологии DDE и OLE.
83. Программы для просмотра документов в формате pdf: назначение и функциональные возможности.
84. Понятие об автоматизированных рабочих местах (АРМах) специалистов агропромышленного профиля.
85. Понятие об экспертных системах и системах поддержки принятия решений.
86. Эволюция и классификация языков программирования. Основные понятия языков программирования.
87. Языки программирования высокого уровня. Трансляция, компиляция и интерпретация.
88. Основы защиты информации. Защита информации в компьютерных сетях.
89. Компьютерные криптосистемы: симметричный и асимметричный методы, алгоритмы шифрования, открытые и закрытые ключи.
90. Понятие о вредоносных программах и их классификация.
91. Понятие о компьютерных антивирусах и их классификация.
92. Компьютерные преступления и способы их предупреждения.
93. Обзор бухгалтерских пакетов.
94. Обзор современных систем управления базами данных (СУБД).
95. Понятие о базах данных и базах знаний.
96. Технология автоматизации офиса.
97. Техника безопасности при работе на ПК.
98. Организация рабочего места оператора ПК.
99. Основные тенденции в развитии аппаратного обеспечения ПК.
Задание №2
Оформить ответ на теоретический вопрос в текстовом процессоре MS Word или аналогичной по возможностям программе. Сохранить его в файле family_1.doc, где family ‑ ваша фамилия. Твердую копию включить в контрольную работу.
Задание №3
В этом задании N и M соответственно предпоследняя и последняя цифра шифра. Если при этом получаются нулевые значения, то вместо N и M надо брать N+1 и M +1.
Фирма «К» является предприятием, выпускающим промышленное оборудование. В текущем месяце фирма осуществила поставку своей продукции корпорациям «А», «В» и «С». Обычно фирма предоставляет своим поставщикам кредит (отсрочку по оплате) сроком на 1 месяц под соответствующие проценты.
Данные о совершенных продажах в кредит представлены в таблице 1.
Таблица 1. Данные о совершенных продажах в кредит
Покупатели | Сумма продаж | Процент | Выручка |
Корпорация А | NM000.00 | M,25 | |
Корпорация В | MN000.00 | M,0 | |
Корпорация С | MM000.00 | 3,N |
Ежегодный рост инфляции составляет в среднем 12% (т.е. 1% в месяц).
Необходимо:
· определить сумму выручки фирмы от продажи продукции в кредит с учетом приведенных выше условий;
· на базе разработанной таблицы, определить критический уровень инфляции, при котором фирме не выгодно будет продавать свою продукцию на прежних условиях.
Решить задачу с помощью табличного процессора Excel или аналогичной по возможностям программе. Осуществить графическую поддержку решения. Сохранить его в файле family_2.xls. Описание решения включить в файл family_1.doc и в твердую копию контрольной работы.
Методические указания по выполнению задания №1
Сначала следует привести полную формулировку задания в соответствии с вариантом. Рекомендуемый объем материала по данному заданию ‑ не менее 10 страниц. По некоторым темам, не нашедшим достаточно полного освещения в литературе и прочих информационных источниках, объем изложения может быть сокращен.
Если соответствующая тема курса рассматривалась на лекциях, то использование лекционного материала обязательно. Не допускается копирование крупных текстовых блоков из используемых книг, журналов и Internet.
Ценным является субъективное мнение студента в части оценки эффективности (перспективности) использования описываемых аппаратных или программных средств того или иного вида (типа).
Следует обратить внимание на необходимость проявления студентами высокой степени самостоятельности и активности в поиске необходимых для контрольной работы сведений. При этом не следует ограничиваться лекционным материалом и рекомендованной литературой. В качестве дополнительных источников информации могут быть использованы периодические издания, популярные и профессиональные журналы компьютерной тематики, документация по программному обеспечению и пр. Приветствуется поиск необходимой информации в компьютерной сети Internet.
Выполняя задание, полезно приводить рисунки, схемы, таблицы, формулы, графики.
Не допускается использование в тексте работы профессионального жаргона. Можно использовать только общепринятые аббревиатуры. Все другие аббревиатуры должны быть правильно введены автором в тексте работы.