Диагностические вопросы в почерке

Использование рукописного текста для определения пола неизвестного исполнителя. В последние годы криминалистами проведены исследования закономерностей распределения признаков почерка в зависимости от пола исполнителя, частоты их встречаемости в почерковом множестве

Использование рукописного текста для установления возраста исполнителя. О возрасте автора или исполнителя рукописного документа удается судить по особенностям его языковых навыков: по использованию им элементов лексики и фразеологии. В некоторых случаях о возрасте автора свидетельствуют отобразившиеся в тексте особенности восприятия и мышления, социально-психологические позиции по отношению к описываемым объектам, характер их оценки и т. д.

Более точно удается устанавливать по почерку возраст школьников, поскольку в период обучения письму и становления почерка от класса к классу он меняется ступенчато. Основными признаками почерка, свидетельствующими о возрасте, являются: 1) степень координации движений в процессе письма; 2) строение (графика) букв; 3) размеры букв и другие особенности. У лиц пожилого (60-74 года) и старческого (75-89 лет) возраста в тексте и подписях появляются дефектность соединений и равномерное дрожание пишущего прибора во всех штрихах, неодинаковое расстояние между буквами: изменение соотношения элементов букв и их наклонов, неестественные элементы или формы букв в целом.

Установление патологических признаков человека по письменной речи и почерку. Изменения письменной речи, почерка, топографических признаков письма могут быть результатом некоторых психоневрологических заболеваний, травм, поражений органов зрения, костносуставного аппарата и мышц руки, некоторых инфекций и интоксикаций.

Возможности установления профессии человека по почерку и письменной речи. В целях выявления профессиональной принадлежности автора или исполнителя текста анализируются следующие признаки письменной речи: привычное правильное или, наоборот, неправильное использование профессиональной лексики и фразеологии; уровень владения определенным функциональным стилем речи - официально-деловым, научно-техническим и т.д.; применение слов и выражений в значениях, специфичных для определенной области человеческой деятельности. Установлению профессии автора могут способствовать признаки, отражающие особенности восприятия и оценки описываемых предметов и явлений, ссылки на факты и авторитеты, имеющие отношение к определенной сфере науки, производства.

В криминалистике путем постановки массовых наблюдений выявлены отдельные качественные характеристики почерков лиц некоторых профессий. Так экспериментальными исследованиями В.В.Серегина установлено следующее.

Врачи направляют свои усилия на быстрое письмо, допуская значительное число упрощений; почерк неравномерен по разгону, размеру между разными буквами алфавита, то есть, не скоординированный. В одноименных же одновариантных буквах наблюдается равномерность по разгону, размеру, наклону.

У финансовых работников наблюдается установка на старательное, разборчивое письмо, даже и за счет снижения темпа движений. Почерк, как правило, высококоординированный, среднего темпа, размер и разгон равномерный, наклон устойчивый.

Почерк чертежников обнаруживает равномерность по высоте строчных и заглавных букв, устойчивый средний разгон, точное соблюдение расстановки и размещения связей между элементами и буквами, прямолинейно-угловатую форму движений.

Почерк преподавателей начальных классов близок к нормам прописей, характеризуется округлой формой движений, плавными соединениями, простой по сложности, без усложнений и упрощений.

Ряд признаков неизвестного человека может быть установлен с помощью методов судебно-автороведческой экспертизы. Это: родной язык автора, место формирования языковых (речевых) навыков; образование и общая культура; профессия; возраст; некоторые особенности психологического облика; необычное состояние автора в период создания документа, нервно-психические заболевания.

Некоторую информацию о признаках интересующего следствие человека может дать изучение материала документа. Так, пятна и микрочастицы посторонних веществ, адсорбированный документом запах порой указывают на профессию исполнителя текста или владельца документа.

Содержание заданий

1.По предложенным преподавателем рукописным текстам выявить основные группы признаков почерка (письма). Основными группами признаков почерка являются: топографические или особенности размещения на бумаге текста и его частей (наличие, размер и форма полей, размеры абзацных отступов или красных строк, а также интервалы между строками и словами, размещение заголовков, обращений, подписей и дат, направление и форма линий письма и др.).

2. По предложенным преподавателем рукописным текстам выявить общие признаки почерка (степень выработанности, темп выполнения, общее строение почерка, форма движений, протяженность движений: а) высота букв, б) разгон, наклон, связность, нажим).

3. По предложенным преподавателем рукописным текстам выявить частные признаки почерка, заключающиеся в написании отдельных букв и их сочетаний (форма движения, направление движения, протяженность движений, вид соединения движений, количество движений, последовательность, размещение движений и их сложность). Непосредственно в рукописи сделайте разметку (стрелками с одинаковыми номерами) одинаковых вариантов признаков.

4.Диагностика психологического портрета личности человека по его почерку. «Графология».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: