double arrow

С каким типом методологии исторического исследования связан предлагаемый текст. По каким признакам Вы это определили?


Подобно логическому процессу мысли в индивидуальном духовном существе раскрылись и в логическом ходе всемирной истории - путем анализа - отдельные стороны культурного движения из первоначального смешанного (не дифференцированного) состояния, представителями которого были древнейшие государства Азии и Африки; а затем наступил, по-видимому, момент для процесса синтетического слияния в истории германо-романских народов. Обстоятельства времени благоприятствовали осуществлению такого синтезиса. Религиозная истина, в вечной форме христианства, была открыта и усвоена с покорностью и восторгом новыми народами, богатыми дарами духовной природы, к числу которых нельзя не причислить и пламенного религиозного чувства. В этом же религиозном учении скрывалась, как в зерне, необходимость уничтожения рабства; и действительно, оно оказалось лишь переходящею формою быта германо-романских народов. Политическим смыслом и способностью для культурного развития: научного, художественного и промышленного - оказались эти народы также богато одаренными.

Всем этим великим задаткам не суждено было, однако же, осуществиться вполне, и препятствием к сему послужили насильственность их энергического характера и павшее на благоприятную почву сильное влияние римского властолюбия и римского государственного строя. Мы уже видели, как этим путем искажена была христианская истина чрез искажение существенно важного понятия о значении Церкви, которая обратилась в религиозно-политический деспотизм католицизма. Этот церковный деспотизм в соединении с деспотизмом феодальным, коренившимся в насильственности германского характера, и с деспотизмом схоластики, коренившимся в подобострастном отношении к формам древней науки, обратили всю историю Европы в тяжкую борьбу, окончившуюся троякою анархиею: анархиею религиозною, то есть протестантизмом, думавшим основать религиозную достоверность на личном авторитете; анархиею философскою, то есть всеотрицающим материализмом, который начинает принимать характер веры и мало-помалу замещает в умах место религиозного убеждения; анархиею политико-социальною, то есть противоречием между все более и более распространяющимся политическим демократизмом и экономическим феодализмом.


19. О классификации какого явления идет речь в тексте?

«Наиболее распространен принцип классификации этого явления, связан с разделением их на общенаучные и специальные, или исторические. Такая классификация как один из возможных вариантов решения этой методологической проблемы сложилась постепенно, по мере того, как развивалась историография, как исторические труды приобретали признаки научного исследования. В процессе превращения истории в науку возникали гносеологические проблемы философии истории, связанные с определением места истории в системе наук и ее особенностей как научной дисциплины. Таким образом, могут быть выделены две группы предпосылок данной классификации. Одна из них являлась результатом стихийного развития практики исторических исследований. Другая была связана с философским обоснованием исследовательской практики и возникла уже как определенный итог развития научной историографии, выражение потребности в обобщении и осмыслении ее достижений и необходимая предпосылка ее дальнейшего развития в качестве научной дисциплины. При этом развитие первой из предпосылок заметно в русской историографии уже с XVIII в., а второй - в XIX - ХХ вв.


Сейчас читают про: