Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа выполняется на компьютере (гарнитура Times New Roman, шрифт 14) через 1,5 интервала с полями: верхнее, нижнее – 2; правое – 3; левое – 3 (для комментариев проверяющего преподавателя). Отступ первой строки абзаца – 1,25. Сноски – постраничные. Страницы должны быть пронумерованы. Таблицы и рисунки встраиваются в текст работы.

Объем работы, без учета приложений, не более 20 страниц. Значительное превышение установленного объема является недостатком работы и указывает на то, что студент не сумел отобрать и переработать необходимый материал.

В конце работы обязательно приводится список использованной литературы. Литература в списке указывается в алфавитном порядке, после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника без кавычек, место издания и название издательства, год издания, страницы – общее количество или конкретные.

Если литературный источник был издан в Москве или Санкт-Петербурге, то издания обозначаются сокращенно – М.; СПб., название других городов пишется полностью.

Список использованной литературы, приводится в следующей последовательности:

1) законодательные акты (в хронологическом порядке);

2) статистические материалы и нормативные документы (в хронологическом порядке);

3) литературные источники (в алфавитном порядке) - книги, монографии, учебники и учебные пособия, периодические издания, зарубежные источники;

4) интернет-источники.

Например:

1. Налоговый кодекс РФ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. 7

2. Указ Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» от 10.06.94 г. № 1183// Российская газета. 1994. 16 июня. № 112.

3. Вихансий О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика» и специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». – М.: ИНФРА-М, 2014.- 635с.

Для работ из журналов и газетных статей необходимо указать фамилию и инициалы автора, название статьи, а затем наименование источника со всеми элементами титульного листа, после чего указать номер страницы начала и конца статьи.

Например:

1. Иванов И.И. Особенности менеджмента в российских компаниях// Менеджмент в России и за рубежом. – М., 2012. – № 5. – С. 85 – 89.

Для Интернет-источников необходимо указать название работы, источник работы, сайт и дату обращения.

Например:

1. О мерах по созданию и развитию малых предприятий [Электронный ресурс]: постановление Совета министров СССР от 8 авг. 1990 г. № 790. – Режим доступа: [14.05.2012]// http://www.consultant.ru. (дата обращения 08.12.2013).

После списка использованной литературы могут быть помещены различные приложения (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и пр.).

Положительно оценивается иллюстрация материалов работы таблицами, схемами, графиками и диаграммами.

Содержание контрольной работы:

1. Титульный лист.

2. Задание варианта контрольной работы.

3. Содержательная часть контрольной работы.

4. Список использованной литературы.

На титульном листе указываются кафедра, факультет, название дисциплины, номер варианта, фамилия, имя, отчество студента, курс, номер группы, ФИО преподавателя.

Работы, выполненные небрежно (содержащие зачеркнутые строки, сокращения слов, вписанные слова, стилистические и грамматические ошибки и т.д.) будут возвращены для исправления.

Варианты контрольной работы

Вариант 1

1. Сформулировать глобальную цель и цели функционирования конкретной организации (на примере организации, в которой вы работаете).

2. Построить дерево целей для конкретной организации. Описать цели каждого уровня. Выявить и сформулировать количественные и качественные цели.

Задача. Дайте характеристику формальной и неформальной групп (на примере своей организации).

Укажите состав, цели и задачи неформальной группы, насколько они совпадают с целями и задачами формальной организации. Какими должны быть действия менеджера (руководства организации) в отношении неформальной группы и ее лидеров, чтобы достигнуть целей, стоящих перед формальной организацией. Какими должны быть действия менеджера (руководства организации) в отношении неформальной группы и ее лидеров, чтобы достигнуть целей, стоящих перед формальной организацией.

Тест.

1. Укажите определяющий принцип линейной структуры

управления:

а) полноправное распорядительство

б) адаптация

в) единоначалие

г) децентрализация

д) демократизация.

2..Административная школа управления занималась разработкой таких аспектов теории менеджмента, как:

а) теории мотивации;

б) функции менеджера;

в) принципы управления организацией;

г) этапы жизненного цикла организации

Вариант 2

1. Проанализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на конкретную организацию.

2. Начертить структуру управления конкретной организации. Показать иерархию управления, выявить недостатки это структуры и наметить предложения по ее совершенствованию.

В случае значительных изменений представить новую структуру управления с учетом всех сделанных предложений по ее совершенствованию.

Задача. Составить таблицу принятия решений руководителями, работниками на примере конкретной организации по предложенной схеме:

П.п Перечень решений Кто Подгото-вил С кем согласовывалось Кто принимает решения  
        директор Зам по производству Зам По экономике Отдел кадров
               

Тест.

1. Расположите стадии коммуникационного процесса в соответствии с их реальной логической последовательностью:

а) кодирование информации и формирование сообщения

б) интерпретация сообщения и формирование ответа

в) декодирование и восприятие информации

г) передача ответа

д) формирование идеи

6) выбор канала связи и передача сообщения.

2. В менеджменте к признакам использования авторитарного стиля руководства относят стремление к:

а) идеальному подчинению;

б) формальной дисциплине;

в) тотальному контролю деятельности работника;

г) удовлетворению потребностей работников.

Вариант3

1. Раскрыть классификацию общих (основных) функций управления на примере конкретной организации. Показать на примере одной специфической функции этой организации связь с общими (основными) функциями управления.

2. Охарактеризовать основные способы оценки качеств экспертов.

Задача. Начертите организационную схему управления конкретной организации. Перечислите задачи менеджмента этой организации по следующей схеме:

п/п Перечень задач менеджмента   Функциональные подразделения
     

Выявите недостатки в распределении функций и задач менеджмента, наметьте конкретные обоснованные предложения по перераспределению задач. Если перераспределение задач вызовет необходимость внесения изменений в структуру управления организации, внесите эти изменения в действующую структурную схему управления рассматриваемой организации.

Тест.

1. Самый простой тип организационной структуры:

а) матричная

б) линейная

в) функциональная

г) дивизиональная

д) линейно-функциональная.

2. Внешняя среда прямого воздействия организации в теории менеджмента не включает:

а) поставщиков ресурсов

б) конкурентов

в) специалистов службы сбыта

г) партнеров по организации сбыта.

Вариант4

1. Привести примеры решений по 5-6 классификационным признакам из практики организации.

2. Составить таблицу принятия решений руководителями, работниками на примере конкретной организации по предложенной схеме:

П.п Перечень решений Кто Подгото-вил С кем согласовывалось Кто принимает решения  
        директор Зам по производству Зам По экономике Отдел кадров
               

Выявить недостатки в таблице и наметить конкретные и обоснованные предложения по ее совершенствованию.

Задача. Начертите структуру управления вашей организации.

Покажите иерархию управления, выявите недостатки этой структуры и наметьте предложения по ее совершенствованию. В случае значительных Изменений представьте новую структуру управления с учетом всех сделанных предложений по ее совершенствованию.

Тест.

1. Назовите наиболее распространенный тип организационной структуры:

а) матричная

б) функциональная

в) дивизиональная

г) линейно-функциональная

д) линейная.

2. В ходе работы начальник цеха обнаружил, что его подразделение отстает от плана по выпуску продукции – это элемент реализации какого контроля:

а) заключительного;

б) тотального;

в) предварительного;

г) текущего.

Вариант 5

1. Раскрыть факторы, влияющие на эффективность управленческого труда. Выявить недостатки в организации труда и сформулировать предложения по совершенствованию организации труда. Вопросы и решение задачи раскрыть на примере конкретного предприятия (учреждения, организации).

2. Раскрыть сущность и роль мотивации в управленческом процессе, привести основные мотивационные теории.

Задача. Разработайте Положение о подразделении или должностную инструкцию на работника, в соответствии с занимаемой им должностью, по следующей схеме:

1. Общее положение

2. Задачи (для подразделения)

З. Функции (обязанности)

4. Права

5. Ответственность

6. Структура (для подразделения)

7. Взаимоотношения с другими подразделениями (исполнителями).

Сформулируйте предложения по совершенствованию выше указанных документов.

Тест.

1. Укажите принцип линейной структуры организации:

а) полноправное распорядительство

б) адаптация

в) единоначалие

г) децентрализация

д) демократизация.

2. Выделение управленческих функций в теории менеджмента является результатом:

а) снижения информационных потоков между подразделениями;

б) внедрения новых научно-технических процессов;

в) интенсификации производственных процессов;

г) горизонтального и вертикального разделения управленческого труда

Вариант 6

1. Опишите основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки.

2. Раскройте понятие «дерево Целей» организации и его роль в менеджменте.

Задача.

Существует мнение о том, что имеется пять базовых направлений в работе менеджера какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и развития организации.

Во-первых, менеджер устанавливает цели.

Во-вторых, менеджер организует фирму как систему, ориентированную на выполнение поставленных задач.

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию труда и коммуникации внутри фирмы.

В-четвертых, менеджер создает систему контроля.

Вопросы

1. Все ли главные аспекты многообразной деятельности современного менеджера здесь учтены?

2. Что, на ваш взгляд, нужно добавить, чтобы общая характеристика действий менеджера стала более полной?

3. Какие направления в работе менеджера являются приоритетными?

Тест.

1. Валютный риск - это спекулятивный риск:

а) да

б) нет.

2. К характеристикам понятия «метод управления» наиболее подходят следующие:

а) прием расчета показателей в процессе управления;

б) способ воздействия управляющей системы на управляемую;

в) разработка порядка совместной деятельности в организации;

г) способ использования средств управления в процессе воздействия управляющей системы на управляемую.

Вариант 7

1. Риски в менеджменте, их сущность, причины возникновения, классификация, методы управления ими.

2. Эффективность процесса менеджмента, ее содержание, критерии и показатели.

Задача. Среди способов принятия управленческих решений выделяется «Принцип Парето». Суть принципа, сформулированного итальянским экономистом Вильфредо Парето, заключается в том, что внутри данной какой-либо группы или множества групп отдельные малые ее части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их удельному весу в группе. Например:

• 20% клиентов (товаров) дают 80% оборота или прибыли;

• 80% клиентов (товаров) приносят 20% оборота или прибыли;

• 20% ошибок обусловливают 80% потерь;

• 80% ошибок обусловливают 20% потерь;

• 20% исходных продуктов определяют 80% стоимости готового изделия;

• 80% исходных продуктов определяют 20% стоимости готового изделия.

Поэтому в связи с принципом Парето отмечают «соответствие 80: 20».

Вопрос: Какие выводы для практической работы менеджера можно сделать, используя принцип Парето? Обоснуйте свои предложения.

Тест.

1. Расположите стадии коммуникационного процесса в соответствии с их реальной логической последовательностью:

а) кодирование информации и формирование сообщения

б) интерпретация сообщения и формирование ответа

в) декодирование и восприятие информации

г) передача ответа

д) формирование идеи

е) выбор канала связи и передача сообщения.

2. Исходным этапом процесса стратегического управления

в организации является:

а) реализация стратегии;

б) выбор стратегии;

в) оценка стратегии;

г) анализ внешней и внутренней среды организации

Вариант 8

1. Основные типы структур управления, их содержание, достоинства и недостатки.

2. Система целей организации, их содержание, классификация, роль в менеджменте, дерево целей.

Задача. Широкое распространение в практике современного менеджмента получило делегирование полномочий - передача задач и полномочий, которыми обладает руководитель, другому лицу с учетом его возможностей. Для того чтобы эффективно осуществлять делегирование, необходимо понять связь ответственности и организационных полномочий.

Вопросы

1. Если вы - менеджер, то какие из своих задач и полномочий вы могли бы, по вашему мнению, делегировать подчиненным?

2. Какую систему контроля за выполнением задачи вы бы избрали?

3. Если вы делегировали часть своих полномочий, то вправе и вы снять с себя за них ответственность?

4. Какие свои задачи и полномочия вы никогда никому делегировать не будете?

Тест.

1. Расположите технологические стадии процесса принятия управленческих решений в соответствии с их логической последовательностью:

а) идентификация проблемы

б) выбор альтернативы

в) анализ ситуации

г) разработка альтернатив

д) управление реализацией

е) согласование решений

ж) контроль и оценка результатов

з) определение критериев выбора.

2. К экономическим методам управления относят:

а) улучшение качества продукции;

б) улучшение технических условий;

в) повышение оплаты труда;

г) премирование.

Вариант 9

1. Системный подход в менеджменте, характеристика организации как системы.

2. Характеристика миссии организации: содержание, роль, факторы, примеры.

Задача. К основным направлениям менеджмента японской фирмы «Сони» относятся:

• постановка целей и задач, которые понятны всем: и руководителям, и рабочим;

• сознательный отказ от жестких планов и контроля за ходом их выполнения;

• в организационной структуре компании при необходимости могут быть созданы на определенный период подразделения, обладающие практически полной административно-хозяйственной самостоятельностью;

• поручение наиболее важных проектов новаторам;

• воспитание у сотрудников чувства принадлежности к одной большой семье под названием «Сони».

Вопросы:

1. Сформулируйте и обоснуйте ваше отношение к принципам менеджмента фирмы «Сони». Что вам представляется заслуживающим внимания, с чем вы не согласны?

2. С учетом российской специфики.можно ли использовать опыт менеджмента фирмы «Сони» в практике работы российских компаний?

3. Какие трудности при работе с людьми могут возникнуть у российского менеджера и как вы рекомендовали бы их преодолевать?

Тест.

1. Из перечисленных чистым риском являются:

а) инфляционный

б) транспортный

в) валютный

г) экологический

д) кредитный.

2. К факторам, оказывающим косвенное влияние на состояние организации, относят:

а) изменение содержания федеральных законов;

б) изменение состояния мировой экономики;

в) изменение конъюнктуры рынка;

г) изменение состояния национальной экономики;

д) изменение условий поставки ресурсов.

Вариант 10

1. Портфельная, деловая, функциональная, операционная стратегии, их содержание, уровень реализации.

2. Сущность и роль мотивации в процессе менеджмента, основные мотивационные теории.

Задача. Принято считать, что американская модель менеджмента характеризуется ярко выраженным индивидуализмом при принятии менеджерами решений, организации контроля, взятии ответственности, разработке системы оплаты труда. Для многих американских менеджеров свойствен подход к человеку как к рабочей силе. Материальный интерес, жесткая конкуренция, победа сильного над слабым - главные движущие силы в погоне за прибылью.

Вопросы

1. Выразите и обоснуйте свое отнешние к американской модели менеджмента.

2. Какие деловые взаимоотношения более эффективны?

3. Как совместить требовательность к подчиненному и добрые с ним отношения?

Тест.

1. Из перечисленных инвестиционном риском является

а) валютный

б) кредитный

в) торговый

г) риск ликвидности

д) системный.

2. Процесс стратегического управления в организации начинается с:

а) практической реализации стратегии;

б) социально-экономической оценки стратегии;

в) анализа внутренней и внешней среды организации;

г) разработки стратегии.

Вариант 11

1. Определение процесса менеджмента и его характеристики.

2. Планирование деятельности организации, его содержание, необходимость, виды, методы.

Задача. Считается, что основными источниками проблем, ухудшающими позиции фирмы на рынке, являются:

• жизнеспособность;

• успех;

• управление;

• продукт;

• финансовая система фирмы;

• воздействие окружающей среды;

• отсутствие гибкости в управлении.

Вопросы

1. Какие из приведенных источников проблем имеют, по вашему мнению, первостепенное значение?

2. Какие обстоятельства, помимо перечисленных, могут играть важную роль в ухудшении позиций фирмы?

3. Какие предпосылки снижения рыночного иммунитета особенно характерны для российских компаний?

Тест.

1. Из перечисленных основной функцией менеджмента является:

а) организация

б) научные исследования

в) проектно-конструкторские работы

г) исследование факторов внешней среды

д) борьба с конкурентами.

2. Согласно теории менеджмента выделение функции управления является результатом:

а) усложнения технологии производства товаров;

б) горизонтального и вертикального разделения управленческого труда;

в) упрощения организационных структур управления;

г) расширения масштабов ведения бизнеса.

Вариант 12

1. Менеджмент как тип рыночного управления.

2. Классификация общих функций управления, их содержание.

Задача. Суть «принципа Питера» сводится к тому, что некомпетентность в профессиональных делах встречается повсеместно. Как считает Л. Дж. Питер, если компетентность служит основанием, а некомпетентность - препятствием для продвижения по служебной лестнице, любой работник остановится в конечном счете на уровне своей некомпетентности.

Вопросы

1. Согласны ли вы с Лоуренсом Дж. Питером? Аргументируйте свою своей позицию.

2. Как решать проблему некомпетентности менеджеров в России? Предложите комплекс мер по возможному исключению ее из практики работы российских компаний.

Тест.

1. Выберите факторы косвенного влияния на состояние организации:

а) изменение содержания федеральных законов

б) изменение состояния мировой экономики

в) изменение конъюнктуры рынка

г) изменение состояния национальной экономики

д) изменение условий поставки ресурсов.

2. Согласно теории менеджмента системный подход предполагает:

а) выделение управляющей и управляемой подсистем;

б) исследование межличностных отношений;

в) баланс власти и ответственности;

г) функциональное единство элементов и подсистем.

Вариант 13

1. Экономические, административные, социально-психологические методы управления организацией, их различие и сферы применения.

2. Формы и виды контроля состояния организации.

Задача. Фирма «Дженерал электрик» наряду с другой продукцией выпускает электротехнические шкафы для предприятий. Стандартный производственный цикл изготовления этого изделия занимал три недели. В связи с усилением конкуренции руководство компании предприняло меры по совершенствованию организации производства. Производство шкафов было сосредоточено на одном заводе (ранее продукция выпускалась на шести предприятиях компании). Большая часть деталей была сделана взаимозаменяемой. Был сокращен штат заводских инженеров, а труд оставшихся был максимально автоматизирован. Для повышения оперативности в цехах уволили всех мастеров и контролеров качества, сократив число управленческих уровней между рабочими и менеджером с трех до одного. Функции организации производства на рабочих местах, контроля качества продукции, дисциплины труда были делегированы рабочим, которых объединили в бригады до двадцати человек. Результат: эффективность производства возросла на 20%, производственные расходы снизились на 30%, сроки выполнения заказов сократились до 30 дней.

Проанализируйте каждый элемент усовершенствования производственного процесса.

Тест.

1. Расположите стадии процесса менеджмента в соответствии с их логической (технологической) последовательностью:

а) определение системы целей организации

б) планирование

в) учет

г) управление

д) контроль.

2. Расположите стадии коммуникационного процесса в соответствии с их реальной логической последовательностью:

а) кодирование информации и формирование сообщения;

б) интерпретация сообщения и формирование ответа;

в) декодирование и восприятие информации;

г) передача ответа;

д) формирование идеи;

е) выбор канала связи и передача сообщения.

Вариант 14

1. Принципы управления организацией, их содержание и роль в менеджменте.

2. Прямые и косвенные факторы внешней среды организации, их влияние на ее состояние.

Задача. Фирма производит средства связи. Процесс разработки изделия в фирме осуществлялся на нескольких последовательных этапах: конструкторский отдел передавал свою работу производственникам, те в свою очередь — в отдел маркетинга для реализации изделия на рынке. В результате на разработку новой модели телефонного аппарата уходило два года. Руководством компании была поставлена задача интенсифицировать разработку и изготовление продукции. Для этого были созданы группы, включающие от шести до двенадцати человек каждая, в том числе проектировщиков, Производственников и специалистов по сбыту, которым предоставили право брать на себя ответственность за решения комплекса задач (конструкция, дизайн, технологичность, стоимость изделия).

Новый подход к организации производства позволил компании сократить разработку модели до одного года, т. е. в 2 раза, уменьшив при этом расходы на изготовление продукции и повысив ее качество.

Проанализируйте каждый элемент усовершенствования производственного процесса.

Тест.

1. Необходимо расположить стадии контроля в соответствии с их логической (технологической) последовательностью:

а) фиксирование состояния объектов (мониторинг)

б) выбор объекта контроля

в) выявление характера отклонений

г) оценка возможных последствий отклонений

д) выявление причин отклонений.

2. Наиболее сложный тип организационной структуры:

а) линейная

б) матричная

в) функциональная

г) матрично-штабная

д) линейно-функциональная.

Вариант 15

1. Определение процесса управления, назовите его характеристики.

2. Регулирование деятельности организации, его содержание, необходимость, виды, методы.

Задача. Дайте общую характеристику вашей организации в следующей последовательности:

а) ресурсы

б) внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на деятельность организации

в) организационная структура управления

г) виды и формы мотивации труда.

Исходя из этого выделите имеющиеся недостатки и сформулируйте предложения по совершенствованию деятельности организации.

Тест.

1. Из перечисленных фактором прямого (непосредственного) влияния на состояние организации является:

а) изменение политической ситуации в стране

б) изменение содержания федеральных законов

в) изменение состояния национальной экономики

г) деятельность профсоюзных организаций

д) изменение состояния мировой экономики

е) изменение конъюнктуры рынка.

2. Основным принципом линейной структуры организации является:

а) полноправное распорядительство;

б) адаптация;

в) единоначалие;

г) децентрализация;

д) демократизация.

6. Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу 01.10.2013). - URL: http://www.consultant.ru.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013). - URL: http://www.consultant.ru.

3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. №14-ФЗ (ред. от 29.12.2012, с изм. от 23.07.2013). - URL: http://www.consultant.ru.

4. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г.№127-ФЗ (ред. от 23.07.2013). - URL: http://www.consultant.ru.

Основная литература:

1.Дафт Ричард Л. Менеджмент: Учебник; Пер. с англ. / Дафт Ричард Л.,.- 10- е изд.- СПб.: Питер¸ 2013.- 656с.- (Гриф Минобрнауки России).

2. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

3.Менеджмент: Учебно-практическое пособие / Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Вдовина И.В. и др. - М.: Вузовский учебник, ЭБС: Знаниум (2012).

4.Тихомирова О.Г., Варламов Б.А. Менеджмент организации: история, теория, практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.

Дополнительная литература:

1.Акимова Ю.Н. Психология управления: учебное пособие для студентов вузов и системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации // Ярославский филиал Финансового университета – 2-е изд., перераб. и доп. – Ярославль: «АППАРЕЛЬ-Полиграфия», 2015. – 140с.

2.Базилевич А.И. Отраслевая структура современного менеджмента: Учебник. – М.: Вузовский учебник: ИНФОРА-М, 2011.

3.Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям. – М.: ИНФРА-М, 2011.

4.Бланшар, К. Лидерство. К вершинам успеха. – Пер. с англ. А. Куташов. – СПб. (и др.): Питер, 2011.

5.Коновалова В.Г. Управление организационной культурой: Учебно- практическое пособие. Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Проспект, 2012.

6.Маслоу А. Мотивация и личность. – Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. – 3-е изд. – М. (и др.): Питер, 2011.

7.Николаев А.А. Социология управления: Учебное пособие по направлению «Менеджмент». – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011.

8.Теория и практика антикризисного управления. Проблемы анализа риска: учебное пособие для обучающихся в областях экономики и управления, преподавателей и научных работников / Акимова Ю.Н., Ландышева А.А., Неклюдов В.А., Попова А.В., Туманов Д.В. // Ярославль: Издательство «Канцлер», 2015. – 220 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: