Операторы и операции высокоуровневого языка программирования

Язы́к программи́рования — формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, задающих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (компьютер) под ее управлением.

Функция: язык программирования предназначен для написания компьютерных программ, которые применяются для передачи компьютеру инструкций по выполнению того или иного вычислительного процесса и организации управления отдельными устройствами.

Задача: язык программирования отличается от естественных языков тем, что предназначен для передачи команд и данных от человека к компьютеру, в то время как естественные языки используются для общения людей между собой. Можно обобщить определение «языков программирования» — это способ передачи команд, приказов, чёткого руководства к действию; тогда как человеческие языки служат также для обмена информацией.

Исполнение: язык программирования может использовать специальные конструкции для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений.

Языки программирования: Ада • APL • Язык ассемблера • ActionScript • ABAP/4 • AutoIt • AWK • Бейсик • Си • Кобол • C++ • C# • Cω • Clarion • Clojure • ColdFusion • Common Lisp • D • dBase • Delphi • Eiffel • Erlang • Euphoria • F# • Форт • Фортран • Gambas • Go • Groovy • HAL/S • Haskell • Icon • Java • JavaScript • Limbo • Lua • Модула-3 • Object Pascal • Objective-C • OCaml • Oz • Parser • Паскаль • Компонентный Паскаль • Perl • PHP • PowerBASIC • Python • ПЛ/1 • Пролог • Ruby • Scala • Scheme • Smalltalk • SQL • PL/SQL • Tcl • Vala • Visual Basic (.NET), Agda • Clean • Curry • Лого • ML • РЕФАЛ • Симула • Оберон

Visual Basic

Любой язык программирования держится только на операторах, без них любой язык был бы не языком, а набором тупых слов. Первый оператор у нас будет условный, он наверное самый главный, без него не обойдется ни одна программа.

Первое объявление — это оператор Sub. Он совместно с соответствующим ему оператором End Sub объявляет процедуру с именем applyFormat. Он также указывает, что applyFormat является Public, что означает, что любой код, который к нему обращается, может его вызвать.

Второе объявление — это оператор Const, который объявляет константу limit, указывая тип данных Integer и значение 33.

Третье объявление — это оператор Dim, который объявляет переменную thisWidget. Тип данных является определенным объектом, а именно объектом, созданным из класса Widget. Можно объявить переменную любого простейшего типа данных или типа объекта, который предоставляется в приложении.

В следующем примере используется управляющая структура If...Then...Else для выполнения различных блоков кода на основе значения переменной. В каждом блоке кода цикл For...Next выполняется заданное число раз.

Пример:

Public Function GetUsername(ByVal username As String,

ByVal delimiter As Char,

ByVal position As Integer) As String

Return username.Split(delimiter)(position)

End Function

Паскаль (англ. Pascal) — язык программирования общего назначения. Один из наиболее известных языков программирования[4], используется для обучения программированию в старших классах, является базой для ряда других языков

Программы на Паскале начинаются с ключевого слова program и следующего за ним имени программы с точкой с запятой (в некоторых диалектах является необязательным), за именем может в скобках следовать список внешних файловых дескрипторов в качестве параметров; за ним следует тело программы, состоящее из секций описания переменных, типов и констант, объявлений процедур и функций и следующего за ними блока операторов, являющегося точкой входа в программу. В языке Паскаль блок ограничивается ключевыми словами begin и end. Операторы разделяются точками с запятой, после тела помещается точка, служащая признаком конца программы. Регистр символов в Паскале не имеет значения.

операторы воздействия на переменную (переменная:= выражение:);

- условные операторы (IF,THEN,ELSE);

- итерационные операторы (FOR,WHILE...);

- управляющие операторы;

- специальные операторы для связи с другими языками.

ASSIGN присвоить

IF/THEN/ELSE если/тогда /иначе

WHILE пока

REPEAT повторить

FOR до того как

CASE…OF перечисление

Операци:

1. Взятие адреса @

2. Унарный минус -

3. Унарный плюс +

4. Порязрядное НЕ NOT

5. Логическое НЕ NOT

6.Умножение *

7.Деление /

8.Целочисленное деление DIV

9.Остаток от деления MOD

10.Логическое "И" AND

11.Поразрядное "И" AND

12.Цикл. сдвиг вправо SHR

13.Цикл. сдвиг влево SHL

14.Сложение +

15.Вычитание -

16.Логическое "ИЛИ" OR

17.Поразрядное "ИЛИ"OR

18.Логическое исключающее "ИЛИ" XOR

19.Вхождение во множество IN

20.Больше >

21.Меньше <

22.Равно =

23.Не равно <>

24.Больше или равно >=

25.Меньше или равно <=

Delphi- В программах Delphi применяются математические выражения, логические выражения,выражения со строками.

В математических выражениях используются операции присваивания:=, сложения +, вычитания -, умножения *, деления /, целочисленного деления div, остатка от деления mod.

оператор присваивания -Переменная, стоящая в левой части оператора, становится равной той величине, которая находится справа. Типы этих величин должны совпадать. В выражении, стоящем справа, также может использоваться переменная, стоящая слева. Из ячейки памяти берётся исходное значение, производятся вычисления, и результат записывается в эту же ячейку памяти, затирая прежнее значение.Пример:

var A, B: Integer;

begin

A:=3;

B:=4;

A:=A*A+B*B;

end;

условного оператора- позволяет изменить порядок выполнения операторов в зависимости от выполнения некоторого условия.(Вот как он записывается: if условие then действие else альтернатива;) Слова if (если), then (тогда), else (иначе) - зарезервированные. Действие и else альтернатива - это любые операторы Delphi, или несколько операторов, заключённых в логические скобки begin/end, или вызов подпрограммы. Если условие истинно, то выполняется действие, если ложно, то выполняется альтернатива.

оператора цикла Операторы цикла позволяют организовать многократное повторение одной и той же последовательности действий. В Delphi имеются три оператора, позволяющих это сделать:"простой" оператор цикла(применяется, когда известно количество повторений цикла. Он записывается так:

for счётчик:= выражение-1 to выражение-2

do действие;), условный оператор цикла(добно использовать в том случае, когда количество повторений заранее не известно:

while условие do

тело цикла;),условный оператор повторения(выполняет тело цикла, а затем уже проверяет выполнение условия:

repeat

тело цикла

until условие;).

Параметры функций

Часто функция используется для обработки данных, полученных из внешней для нее среды (из основной ветки программы). Данные передаются функции при ее вызове в скобках и называются аргументами. Однако, чтобы функция могла "взять" передаваемые ей данные, необходимо при ее создании описать параметры (в скобках после имени функции), представляющие собой переменные.

По способу применения различают:

фактический параметр — аргумент, передаваемый в функцию при ее вызове;

формальный параметр — аргумент, указываемый при объявлении или определении функции.

Передача параметра по значению означает что вызывающая функция копирует в память, доступную вызываемой, (обычно стек) непосредственное значение. Изменение копии переменной, соответственно, оригинал не затрагивает. Если необходимо именно изменить переменную из внешней, по отношению к вызываемой функции, области видимости, можно копировать адрес переменной, подлежащей изменению. Соответственно при вызове функции g(&x) приходится использовать операцию взятия адреса. Эта техническая деталь отвлекает внимание программиста от логики прикладной программы, однако в случаях невозможности передачи по ссылке может оказаться единственным решением.

Можно заметить, что передача параметра по адресу является частным случаем передачи по значению: передаваемым значением является адрес, по которому можно найти другое значение — значение переменной x.

Передача параметра по ссылке означает что копируется не само значение, а адрес исходной переменной (как в случае передачи параметра по адресу), однако синтаксис используется такой, чтобы программисту не приходилось использовать операцию разыменования и он мог иметь дело непосредственно со значением, хранящимся по этому адресу (как в случае передачи параметра по значению).

Передача по ссылке позволяет избежать копирования всей информации, описывающей состояние объекта (а это может быть существенно больше чем sizeof(int)) и является необходимой для конструктора копирования.

Если функция возвращает значение по ссылке (например, в виде «return *this;»), то её вызов можно использовать слева от оператора присваивания (смотри также L-выражение).

В случае если передача по ссылке используется именно как средство увеличения быстродействия, но изменение параметра нежелательно, можно использовать передачу по ссылке константного объекта.

Таким образом можно ожидать, что примерная программа напечатает (если закомментировать ошибочную строку) «0010 022 233 333».

Некоторые языки (или их диалекты) не поддерживают передачу по ссылке, некоторые наоборот - передают параметры исключительно по ссылке, что порождает риск непреднамеренного изменения контекста вызывающей функции.

Формат описания функции:

function имя функции (формальные параметры):тип результата;

раздел описаний функции

begin

исполняемая часть функции

end;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: