Методические рекомендации по курсовой работе

Нуждается в обстоятельном рассмотрении вопрос о правовом ста­тусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. При этим важно обратить внимание на изменения, связанные с переходом на полностью пропорциональную избирательную систему выборов депутатов, вступившие в силу с декабря 2007 г.

В характеристике статуса парламентария выделяют следующие составляющие:

а) правовая природа депутатского мандата;

б) принцип несовместимости;

в) депутатский иммунитет;

г) депутатский индемнитет;

д) основные формы деятельности и права парламентария.

Отправные положения статуса парламентария содержит Конституция РФ, а детально этот статус регламентируется Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Члены обеих палат Федерального Собрания обладают одинаковым статусом, однако правовая природа депутатского мандата члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы различна.

Депутаты Государственной Думы обладают свободным мандатом, т. е. все они рассматриваются как представители всей нации, при осуществлении своей деятельности юридически не связаны наказами избирателей и не могут быть отозваны избирателями досрочно. А члены Совета Федерации обладают императивным мандатом, поскольку они являются представителями конкретных органов государственной власти субъектов РФ и в любое время могут быть досрочно этими органами отозваны.

Принцип несовместимости означает запрет совмещения депутатской деятельности с некоторыми иными видами деятельности. Депутатский иммунитет (неприкосновенность) не является абсолютным – согласие соответствующей палаты необходимо лишь при привлечении парламентария к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ.

Депутатский индемнитет включает две составляющие: 1) неответственность парламентария за высказываемые мнения и позиции при голосовании в палате (в том числе и после истечения срока полномочий); 2) материальное обеспечение депутатской деятельности. Для реализации своих полномочий в соответствующей форме парламентарий обладает рядом прав: на непосредственное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, получение справочных материалов, консультирование, преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в СМИ, на прием в первоочередном порядке должностными лицами и др.

Список литературы

1. Варлен М.В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории) //"Юридический мир", 2006, N 8.

2. Головин А.Г. Политические партии как один из институтов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства //"Конституционное и муниципальное право", 2008, N 8.

3. Овсепян Ж. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) //"Сравнительное конституционное обозрение", 2007, N 2.

4. Рощин В.А.За рамками правового поля. Что показал анализ Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" //"Журнал российского права", 2000, N 4.

5. Рыжаков А.П. Важные гарантии деятельности кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации //Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007.

6. Швечкова О.А. Правовой статус депутата первой Государственной Думы //"История государства и права", 2007, N 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: