Парасимха- д арана янтра

Эта янтра обеспечивает устойчивую победу над соперниками, конкурентами и недоброжелателями, а также способствует устра­нению деструктивных планетарных влияний, преобразуя отрица­тельные вибрации в положительные.

Далее приводятся изображения основных тантрических янтр. Более подробную информацию о них можно узнать из специаль­ной литературы (в этой связи рекомендуется книга X. Джохари «Инструменты для тантры»).

Багаламукхи-янтра

Бхуванешвари -янтра

Дхумавати-янтра

Камалатмика-янтра

Геометрия Шри янтры

С помошью ритуальных диаграмм, янтр, осуществляются раз­личные виды йоги. Наиболее важная из них — Шри Янтра, не­посредственно представляющая целую Вселенную и демонстри­рующая способ ее проявления.

Считаясь по праву наиболее значимым из множества возмож­ных путей к достижению духовного совершенства, Шри Янтра выражает многоаспектный взгляд на реальность, свидетельствуя о природе и тайнах мира. Система философских учений, среди которых развивался символизм Шри янтры, является транскрип­цией главных принципов древнеиндийского мышления и одним из самых древних способов рассуждения о природе и человеке.

Важными компонентами любой янтры являются божества, нарисованные внутри абстрактных фигур. Проявления божества настолько различны и многочисленны, что весь узор янтры мо­жет считаться сложной формой божественных манифестаций. Эти божественные проявления суть и формы сознания, которые со­относят последнее с аспектами Вселенной, и являются символа­ми для обозначения стадий развития и сил человеческого разума и личности.

Шри янтра мандала — самая важная из янтр. Это диаграмма, символизирующая активность Вселенной и процесс непрерывно­го творения. Она служит метафорой нисхождения духа в материю: проявления Вселенной из первозданной несотворенной тьмы.

Будучи графическим символом сложной космологической и философской теории Шива-Шакти, Шри янтра должна читаться как карта эволюции космической схемы, шаг за шагом раскрыва­ющая теорию творения и его категорий. Она также демонстриру­ет, как совершается переход от бесформенности к форме, как антагонистические принципы жизни истекают из первоначаль­ной целостности Шивы-Шакти. Шри янтра обозначает каждую фазу космической эволюции и формулирует каждый нисходящий уровень процесса творения.

Вокруг расположены 9 взаимопересекающихся треугольников. Пять из них повернуты вниз и символизируют Шакти, женский аспект динамической энергии; четыре других, олицетворяющих Шиву, повернуты вверх, они символизируют мужской аспект ста­тической мудрости. Иногда в треугольники помещаются имена или изображения божеств.

Шакти является мощной энергией, присущей Вселенной. Все, что движется и дышит — это проявление Шакти, обладающее ее сознанием, энергией и жизненным движением. Шакти — это тво­рящая тайна, которая в каждом случае и в каждой области прояв­ляется по-разному. Для физика Шакти воплощает внутренне при­сущую материи движущую силу; для психолога Шакти проявляет себя посредством внешних стимулов, воздействующих на созна­ние; мистик будет считать Шакти воплощением духовного опыта переживания единства. Само здание современной науки может рассматриваться в соотношении с понятием Шакти, материи, энергии, звука, — всего, что изучается современной наукой, что выступает как проявление изначальной энергии. Все в жизни об­ладает потенциалом к тому, чтобы превращаться, быть, стано­виться, расширять свою природу и произрастать — все является Шакти.

Шакти является одновременно имманентной и трансценден­тной. Если бы в природе был возможен синтез всех кинетических и потенциальных энергий, все равно существовал бы неистощи­мый и неявленный источник энергии. Именно поэтому Шакти рассматривается как творящая, сохраняющая и поглощающая каж­дый аспект жизни и каждую сторону существования. Хотя в санс­крите слово Шакти женского рода, понятие относится к косми­ческому принципу, который содержит окончательное объяснение

по отношению к родовой принадлежности. Шакти, как утвержда­ет Махакала Самхита, «не является ни женским, ни мужским, ни средним. Это непостижимая сознанием, неизмеримая энергия, бытие всего сущего, лишенная двойственности, достижимая в прозрении».

Шри янтра является нейтральным контуром сотворения мира. Сам по себе, этот контур не ограничен принадлежностью только к женскому или мужскому принципам, а наоборот, объединяет оба принципа в целом. Уравнение Шива-Шакти содержит в себе постоянную тенденцию к слиянию этих двух начал. Они не могут быть разделены, так как их очищенная двойственность предпола­гает третий принцип — единство, принцип, которому подчине­ны два предыдущих. Именно это единство преодолевает двойствен­ность, структурно воспроизводимую в загадочном, но гармонич­ном размещении треугольников в Шри янтре.

Исходя из того, что янтра является представлением макро-космической, безличной, абсолютной реальности, которая не является ни мужской, ни женской, ни нейтральной, но по своей сути является чистым существованием, в конечном счете беска­чественным, Шри янтра представляет все части целого. Все, что обладает именем и формой так же, как и сверхэмпирическую за­вершенность, другими словами, все, данное опыту, так же, как и трансцендентную безграничную полноту.

Космическая эволюция проходит определенные стадии. Ис­ходя из первоначального спокойствия, космос расширяется и про­ходит через несколько градаций и качеств, для того, чтобы воз­вратиться к первоначальной целостности. Предшествующая тво­рению стадия эволюции — состояние полной пустоты, чистей­ший принцип творения, Шива. Началом созидания является все­проникающий принцип (Парамашива, или Самвит) в объедине­нии с Шакти (потенциальной силой). Все, что нам известно, что мы видим, слышим, чувствуем, скрыто в первичном сознании. Это бытие пусто (шунья), свободно от какого-либо объективного содержания. Единственным знанием, которое имеет это Бытие-Сознание — космическая концепция Самости (Вселенское Эго, Я, Ахам) как самовозгорающегося света (пракашика-свабхава). Осознание Самости является динамической бесконечной силой и свободой (сватантра).

Бытие не является ни женским, ни мужским, ни средним и находится вне досягаемости всех разделений. Не существует ни антисилы, ни внешней силы, которая действовала бы как проти-воединство Существует только Одно без другого, и все стадии

являются частью этого чистого Видения. Итак, треугольники, смотрящие вниз, со­относятся с женской энергией; смотрящие вверх — с энергией мужской. Центр их пе­ресечения — точка бинду: она являет со­бой радостный союз Шивы и Шакти, со­знания и энергии, бесконечных возмож­ностей творения посредством экстатичес­кого союза мужских и женских полярнос­тей, заключенных в каждом человеке Это

незримый первопринцип, самопорождающее­ся зерно бытия и сознания, изначальная энер­гия в неразвернутом состоянии. Первый акт тво­рения состоял в расщеплении бинду на мужс­кую и женскую половину, которые потом по­родили все остальное. Нерасщепленная же бин­ду служит символом возвращения человека к первозданной целостности и

растворения своего Я в Абсолюте.

Четыре мужских взаимопересекающихся тре­угольника образуют 43 сегмента, которые можно разделить на 4 группы. Внешний ряд из 14-ти си­них треугольников называют сарваса-

убхагьядайака-чакрой («приносящими удачу»); это «царство возможностей в духовном восхождении».

Затем идут 10 красных треугольников — сарватха-садхака-чакра («достигающие любой цели»).

Следующие 10 синих треугольников называют сарва-ракша-кара-чакра («защищающие от любых зол»); здесь зарождается «внут-

реннее постижение».

Посредине Шри Янтры расположены 8 крас­ных треугольников сарварогахара-чакры («исцеля­ющие от всех болезней»).

. Сарва-рогахара представляет 3 принципа мате­риальной природы; саттву, ассоциируемую с чис­тотой и сферой ума; раджас — с силой или энерги-

ей; тамас — с веществом, массой или инерцией. Эти 3 качества наличествуют в индивидах в разной степени и проявляются по-разному. Саттва психологически выражается как чистота, спокой­ствие и тишина (невозмутимость) ума. Раджас — как страсть, эго­изм, нетерпеливость. Тамас — как сопротивление всем изменени-

ям. Треугольники обрамлены тремя окружностями, или поясами (тривалья или мекхала). Между ними находятся два круга лотосо­вых лепестков: 14 голубых лепестков снаружи (сарва-шапарипура-ка-чакра) и 8 красных лепестков внутри (сарва-шанкшобхана-чакра): они символизируют исполнение желаний.

В древнеиндийской космологии лотос ассоциировался с ми­ром творения и являлся опорой Вселенной. Он часто описывается как произрастающий из пупа Вишну и порождающий Брахму, первое божество индуистской троицы. Из околоплодника лотоса выходит остальной сотворенный мир. С самых ранних времен ло­тос всегда был символом цитадели сердца, места сущности Я.

Йогины считают, что внутри человека существуют духовные центры, чьи природа и свет постигаются через медитацию. Эти духовные центры часто символически пред­ставляют в виде лотосов. Чхандогхья-Упани-шада (VIII, 1:1-3) утверждает: «В городе

Брахмана, которым является тело, есть сердце, и в сердце есть маленький дом. Этот

дом имеет форму лотоса, и в нем живет то, чего необходимо добиваться, о чем спраши­вать, что осознавать».

Область между углами квадрата и круга­ми называется трайлокья-мохана-чакрой,

царством волшебницы тройного мира, майи.

Треугольники Шри янтры называются девятью космическими утробами (нава-йони) и соответствуют девяти категориям природы в макрокосмосе. Треугольники об­разуют две группы: 4 треугольника верши­нами вверх (шрикантхи) исходят из прин­ципа Шивы и формируют личную душу (джива) и ее жизненные энергии; 5 треу­гольников вершинами вниз представляют

принципы Шакти и из них выходят материальные элементы мак­рокосма — земля, вода, огонь, воздух, эфир — 5 соответствую­щих им тонких состояний (танматр) и все человеческие органы, которые реагируют на чувственные восприятия. Это органы дей­ствия (рот, руки, ноги, кишки, гениталии) и органы, чувств (уши, кожа, глаза, язык, нос).

Две группы треугольников взаимоперекрещиваются, демон­стрируя непреходящее единство Шивы-Шакти. Объединенные, они формируют мировое поле творения, представленное 43 меньши­ми треугольниками (каждым из которых управляет богиня) внут­ри обрамления янтры из лепестков лотоса и квадратным огражде­нием снаружи. Эта стадия представляет единство всех элементов природы.

Символика и базовые структуры Шри янтры всегда вращают­ся вокруг девятикратного разделения, представляющего, в свою очередь, расширение трех. От наружной формы, квадрата, до бинду Шри янтра имеет 9 потоков, каждый из которых имеет собствен­ное название и управляется божеством. Эти девять потоков разде­лены на три группы по три потока, что обозначает три фазы ми­рового цикла. Три главных разделения могут рассматриваться как следующие одна за другой фазы творения, сохранения и раство­рения. Тантрараджа Тантра описывает соответствия потоков Шри янтры и мировых стадий следующим образом:

1-я фаза: ТВОРЕНИЕ

Квадрат

творение-творение

единство

Круг из 16 лепестков лотоса

творение-сохранение

двойственность

Круг из 8 лепестков лотоса

творение-растворение

двойственность

2-я фаза: СОХРАНЕНИЕ

14-угольная чакра

сохранение-творение

двойственность

10-угольная чакра

сохранени е-сохрансни е

единство

10-угольная чакра

сохранение-растворение

двойственность

3-я фаза: РАСТВОРЕНИЕ

8-угольная чакра

растворение-творение

двойственность

Первичный треугольник

растворение-сохранение

двойственность

Бинду

растворение-растворение

единство

В мировом цикле каждая фаза является синтезом противопо­ложных принципов, где явное нарушение равновесия контроли­руется принципом единства. В 1-й фазе творение видится как бур­ная космическая деятельность, в которой одни формы жизни про­являются, другие исчезают, а третьи остаются неизменными (со­храняются). Во 2-й и 3-й фазах утверждаются те же самые принци­пы, однако с доминированием сохранения или растворения Оп­ределенные формы жизни одновременно появляются, исчезают и сохраняются. Каждая фаза мирового цикла есть динамическое це­лое, в то время как целое содержит все части, каждая из частей, в свою очередь, подобна целому. Одним из наиболее ранних уце­левших экземпляров Шри янтры является хранящийся в религи-

озном институте Шрингари Матха, основанном философом Шан-карой в VIII в. н. э, хотя ее образность относится к гораздо более раннему периоду. Гимн, относящийся к Атхарваведе (1200 г. до н.э.) содержит описание фигуры, основанной, подобно Шри Янтре, на десяти геометрических перестановках. Эта янтра пред­ставляет собой космограмму, графическое представление универ­сальных космических процессов испускания. Это выражение в тер­минах линейной символики космических проявлений, начинаю­щихся с исконного единства. Юнг замечал: «Человек, который говорит с исконными образами, говорит на тысяче языков».

Шри янтpa

Чакра

Внешний квадрат (Трайлокьямохана)

Муладхара (корневая чакра)

16-лепестковый лотос (Сарва-шанпарипурака)

Свадхиштхана (чакра ниже пупа)

8-лепестковый лотос (Сарва-шаякобана)

Манипура (пупочная чакра)

14-угольник (Сарвасаубхагьадайака)

Анахата (сердечная чакра)

10-угольник (Сарвартхасадхака)

Вишуддха (горловая чакра)

10-угольник (Сарва-раксакара)

Аджна (чакра между бровями)

8-угольник (Сарва-рогахара)

Брахмарандхра (небная чакра)

Треугольник (Сарва-сиддхипрада)

Брахман (верховная чакра)

Бинду (Сарва-нандамайя)

Сахасрара (чакра пространства)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: