1)
– прямая проходит через начало координат;
2)
– прямая параллельна оси
;
а)
,
ось
– уравнение оси
;
3)
– прямая параллельна оси
;
а)
,
- уравнение оси
.
д) Уравнение прямой в “отрезках” на осях.
Рассмотрим общее уравнение прямой в предположении, что ни один из коэффициентов
не равен 0.
.
Оно может быть приведено к специальному виду, удобному при решении задач. Перенесем
в другую часть уравнения
.
Разделим на 
или
.
|
Обозначим
, тогда
Получено уравнение “в отрезках” на осях:
– величина отрезка, отсекаемого прямой на оси
,
– на оси
.
е) Нормальное уравнение прямой.
Этот вид уравнения получил свое название из-за нормали (перпендикуляра, проведенного из начала координат на прямую) (рис. 18).
|
| ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Рис. 18.
Обозначим
– расстояние от начала координат до прямой,
– угол нормали к оси
,
- текущая точка –
.
Из
:
,
– угол
с
.
Из
:
, преобразовав, получим:
,
.
| – нормальное уравнение. |
Главная особенность этого уравнения – сумма квадратов коэффициентов при неизвестных равна единице.
Замечание. Чтобы общее уравнение прямой преобразовать к нормальному виду, его необходимо умножить на нормирующий множитель.
.
Знак берется противоположным свободному члену.
Например:
.
Следствие. Расстояние от точки до прямой
- если прямая задана нормальным уравнением:

и точка
, то расстояние точки А до прямой выразится так:
;
- если прямая задана в общем виде, то
.
Пример 25. В треугольнике заданы вершины:
,
,
. Найти длину и уравнение стороны
; длину и уравнение медианы
, точку пересечения медиан
; длину и уравнение высоты
.
Решение.
Схематично изобразим треугольник:
|
| а) длину стороны найдем по формуле
.
| ||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
б) Уравнение стороны
составим, используя уравнение прямой, проходящей через две точки
,
,
|
| – уравнение стороны
|
в) Найдем точку
– середину
.
,
,
,
.
г) Уравнение медианы
находим аналогично уравнению
.

| – уравнение медианы .
|
д) Найдем точку
– она делит медиану
в отношении 2:1, т.е.
.
.
е) Высота
перпендикулярна прямой
– значит, их угловые коэффициенты удовлетворяют условию
,
.
Уравнение
составим на основе уравнения пучка прямых – ведь нам известна точка
и угловой коэффициент
.

,
| – уравнение высоты .
|
ж) Длину высоты определим как расстояние от вершины
до прямой
, представленной в общем виде:

– длина высоты
.
Пример 26. Даны две стороны параллелограмма
и точка пересечения диагоналей
.
Найти уравнения двух других сторон.
Решение.
|
|
В условии даны уравнения смежных сторон (т.к. они не параллельны). Предположим, что это стороны и .
| |||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
а) Определим вершину
как пересечение сторон
.
б) Найдем вершину
, зная, что
– середина 

в) Уравнение
параллельно
и проходит через точку 
.
Уравнения искомых сторон:
и 
и 
| и |
|
Задания для индивидуального решения
часть I. определители, Матрицы,
системы уравнений
В этом разделе предлагаются 30 вариантов заданий, позволяющих проверить практические навыки студентов по основным вопросам модуля: определители, матрицы, системы линейных уравнений и их совместимость. Каждому студенту предлагается 8 заданий с четырьмя вариантами ответов для самоконтроля усвоения материала. Задания можно рассматривать как своеобразные тесты для контроля знаний.
Вариант 1
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какие из определителей равны нулю:
а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) .
|
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:

| а) 3; | б) –3; | в) 8; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:

| а) 16; | б) -5; | в) другой ответ; | г) 3. |
4. Найти
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
5. Вычислить
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице
и сделайте проверку.

а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы
.
| а) 4; | б) 2; | в) 3; | г) 1. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы

| а) (0; 6; 2); | б) (1;0;-2); | в) другой ответ; | г) (1; -1; 0). |
Вариант 2
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) .
|
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:

| а) -1; | б) 3; | в) 1; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:

| а) -10; | б) 35; | в) другой ответ; | г) -87. |
4. Найти
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
5. Вычислить
, если
,
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице
и сделайте проверку.

а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы
.
| а) 4; | б) 2; | в) 1; | г) 3. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы

| а) (1; 1; -1); | б) (0; 1; -3); | в) другой ответ; | г) (1; 2; -1). |
Вариант 3
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) .
|
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:

| а) 6; | б) другой ответ; | в) 3; | г) -1. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:

| а) 109; | б) другой ответ; | в) 53; | г) 266. |
4. Найти
, если
и
.
а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) другой ответ. |
5. Вычислить
, если
,
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице
и сделайте проверку.

а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы
.
| а) 1; | б) 2; | в) 3; | г) 4. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы

| а) (1; 1; 1); | б) (-1; 1; -1); | в) другой ответ; | г) (0; 1; 0). |
Вариант 4
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) .
|
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:

| а) -3; | б) 1; | в) 7; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:

| а) 100; | б) -80; | в) -25; | г) другой ответ. |
4. Найти
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
5. Вычислить
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице
и сделайте проверку.

а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы
.
| а) 1; | б) 3; | в) 2; | г) 4. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы

| а) (1; 0; 2); | б) (3; -3; 1); | в) другой ответ; | г) (1; -1; 1). |
Вариант 5
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) .
|
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:

| а) 4; | б) 2; | в) -1; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:

| а) 138; | б) 72; | в) -61; | г) другой ответ. |
4. Найти
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) .
|
5. Вычислить
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице
и сделайте проверку.

а) ;
| б) ;
|
| в) другой ответ; | г) .
|
7. Определить ранг матрицы
.
| а) 2; | б) 3; | в) 4; | г) 1. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы

| а) (1; 2; 0); | б) (0; 1; -1); | в) другой ответ; | г) (1; 1; 1). |
Вариант 6
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) .
|
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:

| а) 4; | б) 12; | в) другой ответ; | г) -3. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:

| а) 374; | б) 123; | в) -17; | г) другой ответ. |
4. Найти
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
5. Вычислить
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице
и сделайте проверку.

а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы
.
| а) 3; | б) 4; | в) 2; | г) 1. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы

| а) (1; -2; -1); | б) (0; -1; -1); | в) (4; -2; -4); | г) другой ответ. |
Вариант 7
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) .
|
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:

| а) 4; | б) -1; | в) 1; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:

| а) 93; | б) 189; | в) 19; | г) другой ответ. |
4. Найти
, если
и
.
| а) решение найти не возможно; | б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
5. Вычислить
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице
и сделайте проверку.

а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы
.
| а) 1; | б) 2; | в) 3; | г) 4. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы

| а) (1; 1; -1); | б) (2; 0; -1); | в) другой ответ; | г) (-1; -3; 2). |
Вариант 8
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) .
|
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:

| а) 1; | б) - 4; | в) 3; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:

| а) 42; | б) -24; | в) другой ответ; | г) -84. |
4. Найти
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
5. Вычислить
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице
и сделайте проверку.

а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы
.
| а) 1; | б) 2; | в) 3; | г) 4. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы

| а) (0; 1; 7); | б) (-1; 0; -1); | в) (-1; 2; 0); | г) другой ответ. |
Вариант 9
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г)
|
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:

| а) 6; | б) 1; | в) другой ответ; | г) -3. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:

| а) 370; | б) 110; | в) 280; | г) другой ответ. |
4. Найти
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
5. Вычислить
, если
и
.
а) ;
| б) ;
| в) ;
| г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице
и сделайте проверку.

а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы
.
| а) 3; | б) 1; | в) 2; | г) 4. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы

| а) (1; 1; 1); | б) (0; 0; 1); | в) другой ответ; | г) (2; 1; 0). |
Вариант 10
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ;
| б) ;
|
в) ;
| г) .
|
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:

| а) 10; | б) 5; | в) 15; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:

| а) 63; | б) -31; |
|
|
.
;
;
;
.
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
;
;
;
.
;
;
;
;
;
.
;
;
;
.
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
;
.






