1) – прямая проходит через начало координат;
2) – прямая параллельна оси ;
а) , ось – уравнение оси ;
3) – прямая параллельна оси ;
а) , - уравнение оси .
д) Уравнение прямой в “отрезках” на осях.
Рассмотрим общее уравнение прямой в предположении, что ни один из коэффициентов не равен 0.
.
Оно может быть приведено к специальному виду, удобному при решении задач. Перенесем в другую часть уравнения
.
Разделим на
или .
Обозначим , тогда
Получено уравнение “в отрезках” на осях: – величина отрезка, отсекаемого прямой на оси , – на оси .
е) Нормальное уравнение прямой.
Этот вид уравнения получил свое название из-за нормали (перпендикуляра, проведенного из начала координат на прямую) (рис. 18).
Рис. 18.
|
|
Обозначим – расстояние от начала координат до прямой, – угол нормали к оси , - текущая точка – .
Из : , – угол с .
Из : , преобразовав, получим:
,
.
– нормальное уравнение. |
Главная особенность этого уравнения – сумма квадратов коэффициентов при неизвестных равна единице.
Замечание. Чтобы общее уравнение прямой преобразовать к нормальному виду, его необходимо умножить на нормирующий множитель.
.
Знак берется противоположным свободному члену.
Например:
.
Следствие. Расстояние от точки до прямой
- если прямая задана нормальным уравнением:
и точка , то расстояние точки А до прямой выразится так:
|
|
;
- если прямая задана в общем виде, то
.
Пример 25. В треугольнике заданы вершины: , , . Найти длину и уравнение стороны ; длину и уравнение медианы , точку пересечения медиан ; длину и уравнение высоты .
Решение.
Схематично изобразим треугольник:
а) длину стороны найдем по формуле . | ||||||||||
б) Уравнение стороны составим, используя уравнение прямой, проходящей через две точки
,
,
– уравнение стороны |
в) Найдем точку – середину .
, , , .
г) Уравнение медианы находим аналогично уравнению .
– уравнение медианы . |
д) Найдем точку – она делит медиану в отношении 2:1, т.е. .
.
е) Высота перпендикулярна прямой – значит, их угловые коэффициенты удовлетворяют условию
, .
Уравнение составим на основе уравнения пучка прямых – ведь нам известна точка и угловой коэффициент .
,
– уравнение высоты . |
ж) Длину высоты определим как расстояние от вершины до прямой , представленной в общем виде:
– длина высоты .
Пример 26. Даны две стороны параллелограмма и точка пересечения диагоналей .
Найти уравнения двух других сторон.
Решение.
В условии даны уравнения смежных сторон (т.к. они не параллельны). Предположим, что это стороны и . | |||||||||
а) Определим вершину как пересечение сторон
.
б) Найдем вершину , зная, что – середина
в) Уравнение параллельно и проходит через точку
.
Уравнения искомых сторон:
и
и
и |
Задания для индивидуального решения
часть I. определители, Матрицы,
системы уравнений
В этом разделе предлагаются 30 вариантов заданий, позволяющих проверить практические навыки студентов по основным вопросам модуля: определители, матрицы, системы линейных уравнений и их совместимость. Каждому студенту предлагается 8 заданий с четырьмя вариантами ответов для самоконтроля усвоения материала. Задания можно рассматривать как своеобразные тесты для контроля знаний.
Вариант 1
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какие из определителей равны нулю:
а) ; | б) ; |
в) ; | г) . |
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:
а) 3; | б) –3; | в) 8; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:
а) 16; | б) -5; | в) другой ответ; | г) 3. |
4. Найти , если и .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
5. Вычислить , если и .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице и сделайте проверку.
а) ; | б) ; |
в) ; | г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы .
а) 4; | б) 2; | в) 3; | г) 1. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы
а) (0; 6; 2); | б) (1;0;-2); | в) другой ответ; | г) (1; -1; 0). |
Вариант 2
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ; | б) ; |
в) ; | г) . |
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:
а) -1; | б) 3; | в) 1; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:
а) -10; | б) 35; | в) другой ответ; | г) -87. |
4. Найти , если и .
|
|
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
5. Вычислить , если , .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице и сделайте проверку.
а) ; | б) ; |
в) ; | г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы .
а) 4; | б) 2; | в) 1; | г) 3. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы
а) (1; 1; -1); | б) (0; 1; -3); | в) другой ответ; | г) (1; 2; -1). |
Вариант 3
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ; | б) ; |
в) ; | г) . |
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:
а) 6; | б) другой ответ; | в) 3; | г) -1. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:
а) 109; | б) другой ответ; | в) 53; | г) 266. |
4. Найти , если и .
а) ; | б) ; |
в) ; | г) другой ответ. |
5. Вычислить , если , .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице и сделайте проверку.
а) ; | б) ; |
в) ; | г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы .
а) 1; | б) 2; | в) 3; | г) 4. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы
а) (1; 1; 1); | б) (-1; 1; -1); | в) другой ответ; | г) (0; 1; 0). |
Вариант 4
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ; | б) ; |
в) ; | г) . |
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:
а) -3; | б) 1; | в) 7; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:
а) 100; | б) -80; | в) -25; | г) другой ответ. |
4. Найти , если и .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
5. Вычислить , если и .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице и сделайте проверку.
а) ; | б) ; |
в) ; | г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы .
|
|
а) 1; | б) 3; | в) 2; | г) 4. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы
а) (1; 0; 2); | б) (3; -3; 1); | в) другой ответ; | г) (1; -1; 1). |
Вариант 5
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ; | б) ; |
в) ; | г) . |
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:
а) 4; | б) 2; | в) -1; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:
а) 138; | б) 72; | в) -61; | г) другой ответ. |
4. Найти , если и .
а) ; | б) ; | в) ; | г) . |
5. Вычислить , если и .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице и сделайте проверку.
а) ; | б) ; |
в) другой ответ; | г) . |
7. Определить ранг матрицы .
а) 2; | б) 3; | в) 4; | г) 1. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы
а) (1; 2; 0); | б) (0; 1; -1); | в) другой ответ; | г) (1; 1; 1). |
Вариант 6
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ; | б) ; |
в) ; | г) . |
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:
а) 4; | б) 12; | в) другой ответ; | г) -3. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:
а) 374; | б) 123; | в) -17; | г) другой ответ. |
4. Найти , если и .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
5. Вычислить , если и .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице и сделайте проверку.
а) ; | б) ; |
в) ; | г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы .
а) 3; | б) 4; | в) 2; | г) 1. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы
а) (1; -2; -1); | б) (0; -1; -1); | в) (4; -2; -4); | г) другой ответ. |
Вариант 7
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ; | б) ; |
в) ; | г) . |
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:
а) 4; | б) -1; | в) 1; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:
а) 93; | б) 189; | в) 19; | г) другой ответ. |
4. Найти , если и .
а) решение найти не возможно; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
5. Вычислить , если и .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице и сделайте проверку.
а) ; | б) ; |
в) ; | г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы .
а) 1; | б) 2; | в) 3; | г) 4. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы
а) (1; 1; -1); | б) (2; 0; -1); | в) другой ответ; | г) (-1; -3; 2). |
Вариант 8
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ; | б) ; |
в) ; | г) . |
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:
а) 1; | б) - 4; | в) 3; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:
а) 42; | б) -24; | в) другой ответ; | г) -84. |
4. Найти , если и .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
5. Вычислить , если и .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице и сделайте проверку.
а) ; | б) ; |
в) ; | г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы .
а) 1; | б) 2; | в) 3; | г) 4. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы
а) (0; 1; 7); | б) (-1; 0; -1); | в) (-1; 2; 0); | г) другой ответ. |
Вариант 9
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ; | б) ; |
в) ; | г) |
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:
а) 6; | б) 1; | в) другой ответ; | г) -3. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:
а) 370; | б) 110; | в) 280; | г) другой ответ. |
4. Найти , если и .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
5. Вычислить , если и .
а) ; | б) ; | в) ; | г) другой ответ. |
6. Определите, какая из представленных матриц является обратной по отношению по отношению к данной матрице и сделайте проверку.
а) ; | б) ; |
в) ; | г) другой ответ. |
7. Определить ранг матрицы .
а) 3; | б) 1; | в) 2; | г) 4. |
8. Показать совместимость системы, найти ее решение методами Крамера, Гаусса, обратной матрицы
а) (1; 1; 1); | б) (0; 0; 1); | в) другой ответ; | г) (2; 1; 0). |
Вариант 10
1. Пользуясь свойствами определителя, не проводя вычислений, указать, какой из определителей не равен нулю:
а) ; | б) ; |
в) ; | г) . |
2. Найти значение определителя методом Саррюса, с помощью теоремы разложения, дописыванием столбцов:
а) 10; | б) 5; | в) 15; | г) другой ответ. |
3. С помощью теоремы разложения найти значение определителя:
а) 63; | б) -31; |
|