double arrow

ВИДЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО НИВЕЛИРОВАНИЯ


Нивелирование с одной стоянки прибора (станции) называют про­стым. Если требуется определить превышения или высоты для многих точек на значительном протяжении, то нивелирование осуществляют с нескольких станций, т. е. прокладывают нивелирный ход. Такое нивели­рование называют сложным.

В процессе сложного нивелирования точки, общие для двух смежных станций, называют связующими, а остальные — промежуточными (рис. 11.2).

При сложном нивелировании особое внимание уделяют связующим точкам, так как ошибка^опущенная в определении высоты одной из свя­зующих точек, передается на все последующие.

При изысканиях автомобильных дорог, мостовых переходов, каналов и других линейных инженерных сооружений нивелирование ведут вдоль трассы сооружений, с определением высот переломных и характерных точек местности, с последующим составлением продольного профиля по оси будущего сооружения. Такое нивелирование называют продольным.

В характерных местах производят определение высот точек местно­сти по перпендикулярам к трассе (поперечникам). Такое нивелирование называют поперечным. Необходимо иметь в виду, что поперечное гео­метрическое нивелирование производят обычно при небольшом перепа-


Рп

Рис. 11.2. Схема нивелирного хода: точки связующие (Рп, ПК1, +28, ПКЗ, +31,

+72, ПК5); точки промежуточные (+41, +ПК2, ПК4);

а — продольный профиль; б — план

де высот между крайними точками поперечников, когда каждый попереч­ник может быть снят с 1—2 станций.

Для вертикальной планировки местности при изысканиях аэродро­мов, строительных площадок, улиц и площадей, промышленных объек­тов и т. д. для получения топографического плана в горизонталях произ­водят нивелирование поверхности. Особенно часто его производят при изысканиях аэродромов.


Сейчас читают про: