Нивелирование с одной стоянки прибора (станции) называют простым. Если требуется определить превышения или высоты для многих точек на значительном протяжении, то нивелирование осуществляют с нескольких станций, т. е. прокладывают нивелирный ход. Такое нивелирование называют сложным.
В процессе сложного нивелирования точки, общие для двух смежных станций, называют связующими, а остальные — промежуточными (рис. 11.2).
При сложном нивелировании особое внимание уделяют связующим точкам, так как ошибка^опущенная в определении высоты одной из связующих точек, передается на все последующие.
При изысканиях автомобильных дорог, мостовых переходов, каналов и других линейных инженерных сооружений нивелирование ведут вдоль трассы сооружений, с определением высот переломных и характерных точек местности, с последующим составлением продольного профиля по оси будущего сооружения. Такое нивелирование называют продольным.
В характерных местах производят определение высот точек местности по перпендикулярам к трассе (поперечникам). Такое нивелирование называют поперечным. Необходимо иметь в виду, что поперечное геометрическое нивелирование производят обычно при небольшом перепа-
|
|
Рп
Рис. 11.2. Схема нивелирного хода: точки связующие (Рп, ПК1, +28, ПКЗ, +31,
+72, ПК5); точки промежуточные (+41, +ПК2, ПК4);
а — продольный профиль; б — план
де высот между крайними точками поперечников, когда каждый поперечник может быть снят с 1—2 станций.
Для вертикальной планировки местности при изысканиях аэродромов, строительных площадок, улиц и площадей, промышленных объектов и т. д. для получения топографического плана в горизонталях производят нивелирование поверхности. Особенно часто его производят при изысканиях аэродромов.